Впечатления, 13 ноя, 13:21

«Гроза» в XXI веке: как классика может научить нас финансовой грамотности

Перечитываем Островского: как русская классика говорит о свободе и финансовой самостоятельности, а «Гроза» перестает быть приговором и становится символом выбора
Читать в полной версии
Фото: АЛЕКСЕЙ ТИХОНЮК / ПРЕСС-СЛУЖБА ВТБ

Когда Николай Островский в 1859 году писал «Грозу», он, вероятно, не предполагал, что через полтора века его пьеса станет не только литературным символом освобождения, но и точкой пересечения с темой финансовой независимости. Но именно это случилось в новом ролике кампании «ВТБ — это классика», снятом Климом Шипенко. События драмы Островского разворачиваются летом в вымышленном городе Калинове на Волге. Съемки проходили на берегу реки под Тольятти — почти там же, где в пьесе и гремит небесная буря. Пространство природы у Островского всегда больше, чем просто фон: это авторская символика череды судьбоносных решений. И в новой интерпретации именно природные явления становятся отправными точками для размышления — о свободе, выборе и возможности другого варианта развития событий.

«Гроза» как зеркало перемен: где личная буря становится общественным откровением

Пьеса Николая Островского, впервые поставленная в 1860 году, давно стала символом внутреннего протеста, женской свободы и душевного разлома. Катерина Ивановна — одна из самых трагических героинь русской литературы, оказавшаяся между долгом и чувством, «темным царством» и порывом к любви и свету.

С историей создания «Грозы» связана и личная драма Островского. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины о золотых храмах и садах, драматург сделал помету: «Слышал от Л. П. про такой же сон…» Речь идет об актрисе Любови Павловне Косицкой — вдохновительнице и возлюбленной писателя. Их отношения были сложными: Косицкая была замужем за артистом Малого театра Иваном Никулиным, а сам Островский уже много лет жил с Агафьей Ивановной, своей гражданской супругой.

Фото: АЛЕКСЕЙ ТИХОНЮК / ПРЕСС-СЛУЖБА ВТБ

В знакомом нам классическом финале героиня погибает — не в силах выдержать давление среды и собственной вины. Ее возлюбленный, Борис, в свою очередь, оказывается лишенным всего — наследства, любви, будущего. Но в новой интерпретации сюжет получает иное звучание: на экране те же знакомые сцены, тот же гул над Волгой, но взгляд смещается — от обреченности к выбору. Гроза остается, но теперь она не кара, а очищение, символ возможности начать заново.

Катерина: от жертвы к героине выбора

В доме Кабановых царит патриархальный порядок, где власть Марфы Игнатьевны Кабановой безусловна. Домострой здесь не просто уклад, а закон, по которому и живут, и страдают. «Так променяешь ты жену на мать? Ни в жизнь я этому не поверю», — произносит Кабаниха. И в этом крике не только страх перед переменами, но и сила старого мира, цепляющегося за привычное.

Катерина, выросшая «в любви да ласке», оказывается в атмосфере постоянного контроля и неволи. Ее светлая, искренняя натура не выдерживает давления. «Отчего люди не летают, как птицы?» — спрашивает она, глядя в небо, где гроза уже собирается над Волгой. Этот вопрос становится метафорой всего ее существования — жажды свободы и невозможности жить «в клетке».

Фото: АЛЕКСЕЙ ТИХОНЮК / ПРЕСС-СЛУЖБА ВТБ

Любовь к Борису Григорьевичу, племяннику Дикого, для Катерины не просто чувство — это своеобразная попытка вырваться из несвободы. «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми», — говорит она, предчувствуя финал, в котором внутренний свет сталкивается с тяжестью «темного царства».

Островский сделал Катерину символом внутренней правды. В ролике Шипенко героиня остается верна своему духу, но получает право на решение, которого у нее не было в XIX веке. Катерина обретает финансовую независимость и возможность уехать из города, не бросаясь в реку, а покупая билет на поезд — в Москву, «город, где живут по-другому». Гроза все так же нависает над Калиновым, но молнии больше не уничтожают, а очищают — как сигнал к действию. Эта энергия перемен, как метафора, перекликается с возможностью современного человека влиять на собственную судьбу: сделать шаг, совершить выбор, а не ждать судьбы с небес.

Борис: новый шанс у берегов Волги

Борис Григорьевич, племянник богатого купца, — человек, мечущийся между чувствами и долгом. Он зависим, несамостоятелен, экономически связан с деспотичной властью старшего поколения.

Фото: АЛЕКСЕЙ ТИХОНЮК / ПРЕСС-СЛУЖБА ВТБ

Именно здесь в ролике и появляется точка обновления. В альтернативной версии Борис не уезжает в Сибирь — его герой оформляет онлайн-перевод наследства, открывает счет и вкладывается в собственное дело на Волге.

Переосмысление не разрушает фабулу, а мягко смещает акцент: если у человека есть выбор, знание и финансовая свобода, он перестает быть жертвой обреченности.

Контрасты света и «темного царства»

У Островского все строится на противоположности света и мрака: дом Кабанихи и небо над Волгой, покорность и внутренний порыв. В ролике эти контрасты превращаются в визуальные образы: холодный дом — теплый горизонт, тяжесть старого уклада — открытое пространство возможностей.

Даже банк в этой конструкции — не просто «спонсор нового финала». Он становится метафорой современного инструмента свободы: как когда-то железная дорога изменила судьбы героев русской литературы, так сегодня финансовые технологии становятся новым способом выйти из «темного царства».

Фото: АЛЕКСЕЙ ТИХОНЮК / ПРЕСС-СЛУЖБА ВТБ

Все остальное — те же купола, грозовые облака, шелест ветра над Волгой. И гроза теперь — манифест независимости и свободы духа.

Классика не стареет — она переосмысляется

Кампания «ВТБ — это классика», стартовавшая в 2024 году, уже стала одним из самых обсуждаемых культурных проектов в рекламной индустрии. Ее главная идея — переосмысление сюжетов русской литературы сквозь призму современных возможностей и решений, например сбережений, инвестиций или набора знаний об эффективном управлении личными финансами.

В предыдущих выпусках зрители уже видели, как Обломов наконец встает с дивана (благодаря ипотеке с гибкими условиями), как Лариса Огудалова из «Бесприданницы» строит успешную карьеру и как Раскольников решает поступить «по совести, а не по страсти» — с дебетовой картой и чистой совестью.

Фото: АЛЕКСЕЙ ТИХОНЮК / ПРЕСС-СЛУЖБА ВТБ

Обращение к Островскому в этой кампании не случайность. Его пьесы особенно точно передают момент выбора между старым и новым миром. И в этом смысле «Гроза» оказывается удивительно современной: каждый из нас время от времени оказывается на перекрестке между долгом, чувствами и возможностями.

Проект ВТБ и Клима Шипенко предлагает взглянуть на классику не как на памятник, а как на живой текст, который все еще можно дописать — разумом, свободой и (пусть и немного) банковской логикой. Так, между строк Островского можно увидеть новый подтекст: «Гроза пройдет, а жизнь продолжится».

Реклама, Банк ВТБ (ПАО), erid: 2SDnjcK5erT