Вещи, 20 окт, 21:37

Ограбление Лувра: чем так ценны украденные украшения

19 октября из галереи Аполлона в парижском Лувре были похищены Crown Jewels, девять исторических драгоценностей французской короны. Разбираемся, что это за украшения и почему их потеря столь трагична для Франции
Читать в полной версии
(Фото: Imago / Global Look Press)

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

Подробности сенсационной по своей простоте и наглости «кражи века» уже известны всему миру: в 9:30 четверо грабителей в рабочей одежде подогнали машину к стоящему в строительных ограждениях крылу Лувра со стороны Сены, раскрыли выдвижную лестницу, забрались по ней наверх, разбили окно второго этажа, влезли в зал, разбили две витрины, вынули из нее драгоценности, спустились тем же путем и покинули место преступления на скутерах. Вся операция заняла у злоумышленников семь минут.

Имеющая прямое отношение к ювелирному искусству общественность — историки, антиквары, галеристы, представители аукционных домов и сами ювелиры — задается главным вопросом: почему драгоценные реликвии экспонировались столь легкомысленно? 

Директору Лувра Лоранс де Кар предстоит ответить на эти вопросы, а парижской жандармерии — попробовать найти преступников и бесценные сокровища. Мы же изучим уже опубликованный Министерством культуры Франции список похищенного и поймем, кому принадлежали эти ювелирные раритеты, кто был их автором, какие драгоценные камни в них сверкали еще вчера утром и в чем их художественная и историческая ценность, которая в данном случае, скорее всего, мало волнует грабителей.

Зал Аполлона в Лувре (Фото: Imago / Global Look Press)

Из двух запросто разбитых витрин достали девять предметов, известных как Crown Jewels (англ. «драгоценности короны»). Этот термин напрямую указывает на происхождение ювелирной вещи, которая принадлежала той или иной особе королевский кровей.

Последняя корона французской монархии

Один из предметов — корона императрицы Евгении, супруги Наполеона III, — через несколько минут после того, как грабители скрылись на скутерах, была обнаружена под окнами Лувра. То ли она выпала случайно, то ли ее выкинули за ненадобностью — остается гадать. Но, безусловно, данной драгоценности повезло больше прочих: после неизбежной реставрации она останется достоянием нации.

Корона из желтого золота была сделана в 1855 году по случаю первой Всемирной выставки промышленности и искусства в Париже — императорская чета присутствовала на торжественном открытии. Ее автор, видный ювелир эпохи Александр-Габриэль Лемонье, удостоился за свое произведение серебряной медали с формулировкой «за императорские короны классической формы, отличного дизайна и тщательного исполнения».

Историк-искусствовед рассказала, что выдает грабителей музеев

В декоре короны запечатлены восемь орлов, вскинувших крылья, словно на штандартах римских императоров, усыпанные бриллиантами пальметты, позаимствованные у фараонов Древнего Египта, и европейская держава с венчающим ее христианских крестом — органично объединенные в одной регалии символы высшей власти. Украшение щедро декорировано 56 изумрудами и 1354 бриллиантами, так что предположение, что воры выкинули украшение за ненадобностью, вероятно, ошибочно. 

Евгения де Монтихо была последней императрицей в истории страны, и эта регалия — последняя императорская корона французской монархии. После падения Второй империи был принят закон об отчуждении королевских драгоценностей, многие регалии были проданы правительством на торгах 11 января 1887 году. Корона Евгении на этот аукцион не попала, так как ее завещали принцессе Марии-Клотильде Наполеон. Она вернулась в бывшую королевскую резиденцию благодаря щедрости меценатов. А 19 октября только воля случая спасла ее от варварского конца.

Другие драгоценности Евгении

Судьба прочих восьми предметов куда печальнее. В списке похищенного числится еще три драгоценности, принадлежавшие все той же императрице Евгении. Одна из них — диадема с редкими 212 жемчужинами родом из Персидского залива и 992 бриллиантами старинной огранки «роза», созданная в 1853 году специально к свадебной церемонии с Наполеоном III, которая состоялась в соборе Нотр-Дам и праздновалась в сгоревшем дворце Тюильри в 1853 году.

Второе украшение — корсажная брошь-бант с длинными кистями в россыпи 2438 бриллиантов — представляет собой восхитительный образец гламура эпохи Второй империи. Интересно, что изначально бант был застежкой пояса авторства ювелира Франсуа Кармера, состоявшей из 4 тыс. бриллиантов. Он экспонировался на вышеописанной Всемирной выставке 1855 года. Императрица дважды публично появлялась в вопиюще роскошном аксессуаре — во время визита британской королевы Виктории в Версальский дворец в августе 1855-го, а затем, в июне 1856-го на крещении своего сына. Позже она решила носить бант в качестве броши. В 1887 году эта драгоценность была приобретена на аукционе ювелиром Эмилем Шлезингером для американской светской львицы Кэролайн Астор за 40,2 тыс. французских франков и оставалась в ее семье до 2008 года, пока Лувр не вернул исторический раритет на родину, заплатив за него €6,72 млн.

Инкрустированная драгоценными камнями брошь-бант, которую носила французская императрица Евгения (Фото: Imago / Global Look Press)

Отдаленно напоминающая религиозный атрибут брошь-«реликварий» длиной 17,5 см также была создана для Евгении ювелиром Полем-Альфредом Бапстом в 1855 году. Украшение отсылает к ее испанским корням и воспитанию ревностной католички — внутри открывающегося элемента ее конструкции можно спрятать некую реликвию. Среди 94 бриллиантов разной огранки — два драгоценных камня, которые в музее нумеруют как 17-й и 18-й, из коллекции кардинала и главного министра Франции Мазарини, они были подарены им королю Людовику XIV в 1661 году и стали частью Des Diamants de la Couronne, или Crown Jewels. Драгоценность попала в коллекцию Лувра в 1887 году.

Подарки Наполеона Бонапарта

Исчезли из витрин и драгоценности более раннего периода — серьги и колье с 32 крупными колумбийскими изумрудами и 1138 бриллиантами, которые в 1810 году Наполеон Бонапарт преподнес в качестве свадебного подарка своей второй супруге Марии-Луизе Австрийской, дочери Франциска II, императора Священной Римской империи. Автор этих драгоценностей — парижский ювелир Мари-Этьен Нито, фаворит Наполеона, при покровительстве которого он получил звание придворного мастера и свое место в истории.

Сегодня начатое им дело выросло во всемирно известный ювелирно-часовой дом Chaumet со штаб-квартирой на Вандомской площади. В коллекцию Лувра этот свадебный подарок (изначально в него также входила тиара, но она дошла до нашего времени в видоизмененном состоянии и сегодня относится к коллекции Смитсоновского института в Вашингтоне) попал из семьи потомков Марии-Луизы в 2004 году — музей сумел приобрести его благодаря щедрой поддержке меценатов (в разных источниках 20 лет назад называлась сумма сделки $4,3 млн).

Жозефина, Наполеон и Chaumet: выставка на Вандомской площади

Серьги и колье с 32 крупными колумбийскими изумрудами и 1138 бриллиантами (Фото: Imago / Global Look Press)

Сапфировая парюра

Не менее ценна в историческом и художественном плане сапфировая парюра королевы Марии-Амели, супруги императора Луи-Филиппа I, начала 1800-х годов. Из шести входящих в нее украшений похитили серьги, колье и тиару — три броши из этого парадного гарнитура чудом уцелели. И дело не столько в цейлонских сапфирах, сколько в том, что это классический образец раннего ампира.

После Марии-Амели эти украшения перешли к голландской королеве Гортензии, жене Луи Бонапарта, а затем — к Изабелле Орлеанской, герцогине де Гиз. Интересно, что с того момента драгоценности находились в семье герцогов Орлеанских и только в 1985 году наследники решили расстаться с семейной реликвией и продали ее Лувру.

Cапфировая парюра королевы Марии-Амели (Фото: Imago / Global Look Press)

Все вышеперечисленные драгоценности, теперь уже из печального списка похищенного, являются редкими образцами роскоши императорской Франции и мастерства ювелиров разных эпох. Плоть от плоти самой истории страны, они удивительным образом дошли до XXI века и не раз были запечатлены на своих владелицах на парадных портретах. В историческом и художественном плане это бесценная, невосполнимая потеря.

В ближайшие дни парадный зал Аполлона, пышный декор которого был создан при «короле-солнце» Людовике XIV и восстановлен во всем великолепии при поддержке ювелирно-часового дома Cartier в 2020 году, закрыт для посещений, как и весь Лувр. Пока здесь проводится расследование преступления, а полиция идет по следу грабителей, любителям и знатокам ювелирного искусства остается только надеяться и ждать хороших новостей.

Новости рубрики