Как Юлия Коровкина создала бизнес на выборе блюд по настроению
Стартап-предпринимательница Юлия Коровкина училась на втором курсе Финансового университета при Правительстве РФ, когда ей пришла мысль создать IT-стартап по подбору блюд в ресторанах по настроению. От идеи до ее осуществления и создания food2mood прошло всего полгода. Первый пилотный запуск команда проекта сделала в студенческой столовой своего университета. «Я благодарна Финансовому университету за возможность первого пилотного запуска, — говорит Юлия Коровкина. — Особые слова благодарности хочется выразить доктору экономических наук Светлане Дмитриевне Юшковой. Она была первой, кто поверил в меня и мой проект». Сейчас стартап набирает обороты и ведет переговоры по интеграции с крупнейшими игроками ресторанной индустрии и продуктового ретейла.
Кстати, «Сбер» помогает молодым предпринимателям как на старте, так и при масштабировании бизнеса. Банк запустил акцию «ИЗЗЗИ Бизнес», которая делает начало пути максимально простым.
Зарегистрировать бизнес и открыть расчетный счет можно буквально в пару кликов прямо в приложении «Сбербанк Онлайн». И это полностью бесплатно.
А чтобы можно было сразу сосредоточиться на развитии своего дела, за открытие счета каждый молодой предприниматель может подключить онлайн-бухгалтерию на полгода за 0 руб. Это поможет рутину делегировать банку, а предпринимателю — сосредоточиться на развитии.
Еще одна фишка в «Сбере» — это сервис консультаций с менторами. Для новичков это возможность прокачать свою идею или бизнес на онлайн-встрече с опытным предпринимателем, задать ему интересующие вопросы, получить обратную связь. Да, вести бизнес непросто, но со «Сбером» — на ИЗЗЗИ!
- По образованию Юлия экономист, в этом году окончила бакалавриат по направлению «Корпоративные финансы». Сейчас учится в Бизнес-школе МФТИ и параллельно в НИУ ВШЭ.
- Свои первые переговоры команда проекта провела с администрацией родного вуза, столовой и корпуса для организации доступа студентов из других учебных заведений.
- Инвестиции в проект — первые 200 тыс. руб. — Юлия внесла из личного бюджета, затем стартап получил 300 тыс. руб. от Росбанка и Финансового университета в качестве поддержки социально значимых проектов. Затем выиграли грант 1 млн руб. от Фонда содействия инновациям по программе «Студенческий стартап». На данный момент команда ищет smart-money-инвестора.
- Food2mood выделяет для себя две целевые аудитории: молодежь 16–27 лет обоих полов и женщины 30–38 лет с уровнем дохода выше среднего. Их интересуют вопросы питания, связанные со здоровьем, противопоказаниями, аллергией на определенный ингредиент и возможность пользоваться предоставленным решением с учетом автоматизации процесса и сокращением времени на выбор блюда.
- Плюс системы в том, что она может работать и автономно, и в связке с персоналом, подсказывая сотруднику общепита, как лучше обслуживать гостя. Это дает большое поле для новых смежных проектов и креативных идей.
- Продвижение и узнаваемость технологии среди пользователей осуществляется через бизнесы общественного питания, которые внедряют кастомизированное white-label-решение в свою работу. Их сотрудники активно предлагают гостям воспользоваться системой персональных рекомендаций: «Ресторанам и кафе выгодно привлекать клиентов в нашу систему персонализации. Это их база», — говорит Юлия Коровкина.
«Для меня, как и для других людей, довольно распространенная проблема: что выбрать из меню?»
Идея проекта появилась у меня два с половиной года назад. Я очень долго ждала в ресторане знакомого и не могла определиться с выбором блюда. Официант, к сожалению, не смог мне помочь. И я подумала, что было бы идеально, если бы существовал умный цифровой помощник, который бы знал мои вкусовые предпочтения, противопоказания, что я беру в ресторанах, какие отзывы оставляю. И на основе этой информации мог бы посоветовать мне блюдо из меню ресторана, в который я пришла. Я изучила рынок и спрос, есть ли вообще такая проблема? Со своей первой командой мы провели исследование, и оказалось, что более 75% посетителей кафе и ресторанов испытывают сложности при выборе еды.
«Мы осознали, что наш продукт будет полезен не только простому пользователю, но и b2b-сегменту»
Сначала проект был социальный — мы хотели помочь людям избавиться от сложности выбора, сэкономить время, сделать это в формате геймификации. Потом поняли, что наша персонализация может многое дать бизнесу общественного питания. И тогда мы решили начать переупаковку продукта под b2b-сегмент. С помощью нашего решения заведение может увеличить средний чек, спрогнозировать свои закупки и проложить путь возвращения гостя, если есть какой-то негатив.
На грант от Фонда содействия инновациям наша команда начала проработку бизнес-концепции и упаковку продукта под бизнес общепита. Мы создали MVP (базовая версия приложения с простым функционалом), постоянно развиваем и обучаем нашу систему. В технологии решения заключен искусственный интеллект. У нас есть собственные модели персонализации, которые на основе анализа двух анкет и определенных вопросов умеют делать персональные рекомендации, сопоставляя анкеты и меню ресторана.
«У нас была сильная поддержка от игроков ресторанного рынка, и сейчас мы активно занимаемся развитием нашего проекта»
Многие рестораторы поддерживали проект на старте, помогали советами и экспертизой. Нам подсказывали, на что сделать упор в позиционировании. Мы тестировали нашу технологию в ресторане грузинской и французской кухни, а также в молодежном кафе-баре.
На данный момент к food2mood подключено около 15 точек питания, в том числе сеть корейского стритфуда. Клиенты проекта — в основном из сегмента fast food / casual dining. Еще мы ведем переговоры с ресторанами уровня fine dining. Премиум-сегмент заинтересован в продукте, который будет делать персональные рекомендации в другом формате. Это скорее помощник официанта. Гость сможет один раз заполнить анкету, зафиксировать свой вкусовой профиль и при посещении ресторана показать официанту QR-код, который будет содержать информацию по личным предпочтениям. Это поможет официанту лучше обслужить гостя.
В некоторых сетях на столиках стоят планшеты, у нас есть идея внедрить туда нашу технологию. Нам интересен и продуктовый ретейл: общались с ребятами из «Вкусвилл», X5 Retail. Это крупные клиенты с большими системами. Любая интеграция в них занимает много времени как на этапе согласования, так и на этапе создания прототипа. Мы сейчас активно работаем над этим.
«Есть идея создать перечень ошибок в формате видеоразговора, осталось только найти свободное время».
На этапе создания food2mood было много ошибок, которые я уже учла. Есть некоторые моменты из категории «это можно было сделать иначе»: на начальном этапе, когда мы получили первый грант, нам казалось, что самое главное и правильное — это распределить бюджет. Мы выделили средства на маркетинг, разработку и обучение. На сегодняшний день, уже имея за плечами опыт работы с грантами, я понимаю, что нужна другая тактика и стратегия. Изначально стоит сконцентрироваться на результате, который хочется получить в финале, так как финансы — это ресурс, который способствует достижению результата.
Команда
У истоков проекта стояли всего два человека: я, автор идеи, и мой друг — IT-специалист, который хотел развить свои навыки в построении алгоритмов, чат-ботов и работе с нейросетями. Наши интересы совпали, и это помогло быстро развить проект. Сейчас мой друг работает в департаменте цифровых технологий Министерства промышленности и торговли и параллельно помогает нам совершенствовать ИИ-системы food2mood.
На одном из этапов ко мне пришли ребята из вуза и сказали: «Юля, у тебя классный продукт, хотим его распространять, давай мы будем заниматься продажами». Мы с ними попробовали создать собственный отдел продаж и выстроить определенную структуру. Но, как я поняла позже, специфика нашего бизнеса предполагает другой вектор развития. Мы остались в прекрасных отношениях, я благодарна им за вклад и наш совместно наработанный опыт. Сегодня в команде шесть человек: разработчики, IT-специалисты и юрист.
«Наша технология будет иметь успех»
Я вижу, что наш продукт может быть интересен крупным игрокам на отечественном рынке. Сейчас мы хотим укрепить свои позиции, набраться опыта и стабильного клиентского потока. Мы рассматриваем интеграцию в экосистему крупного агрегатора, который своими ресурсами сможет дать кратный буст проекту.
На данный момент параллельно с развитием на российском рынке наше внимание направлено на рынок Ближнего Востока, а именно на ОАЭ. Многие российские рестораторы начали открывать рестораны в Дубае. Мы уже ведем переговоры об интеграции на международном уровне. Еще у меня есть бизнес-партнер в США. Он уверен, что наша технология там будет иметь успех.
«Я чувствую, что собственный бизнес ─ это моя миссия»
В последнее время я получаю много предложений по работе, так как появилась экспертиза на рынке IT-решений как в HoReCa, так и в смежных направлениях. Конечно, я понимаю, что, приняв такой офер, я получу стабильную работу, но есть внутреннее чувство, что можно еще. Меня всегда тянуло к собственным проектам и бизнесу. Я ощущаю в этом свою миссию.
Если спросить у начинающих предпринимателей из сферы IT, не боялись ли они начинать свое дело, то они ответят, что страх есть всегда. И я с этим согласна. Но главный вопрос, как с ним работать. Фокус на страхе мешает развитию проекта. Справиться с этим мне помогает осознание, что я делаю что-то очень важное и нужное. Думаю, что даже у крупных предпринимателей всегда присутствует страх, бизнес — это про риск.
«Я хочу изменить привычный рынок потребления пищи»
На данный момент мы практически единственные, кто занимается разработкой подобного продукта на отечественном рынке. Я спокойно отношусь к конкуренции. Это поможет нам распространять мысль, что еду можно выбирать по-другому: не сидеть и не мучиться с выбором, не читать каждый ингредиент, не высчитывать калории в блюде и не задавать вопросы официантам, которые и сами иногда не все досконально знают.
Если не бизнес, то…
Предпринимательство для меня — это осознание своей роли, четкое понимание миссии и цели в выбранной индустрии. Раньше я думала, что каждый должен быть предпринимателем — чем нас больше, тем лучше. Но реальность показала, что не все люди готовы идти по этому пути. Это абсолютно нормально. Если бы я не основала food2mood, я бы все равно работала в бизнесе. Возможно, это была бы не HoReCa, а какая-то другая сфера. А если бы не бизнес, то, скорее всего, музыка: я играю на барабанах в рок-группе.
Реклама, ПАО «Сбербанк», erid: 2SDnjdSgEcX