Отельер — о самой большой проблеме для Мальдив и расширении аэропорта
Санджей Манику — управляющий директор гостиничной сети Pulse Hotels & Resorts, в которую входит курорт The Nautilus Maldives. Его семья стояла у истоков мальдивского туризма в 1970-х годах. Дядя Манику в 1972 году основал первый национальный курорт Kurumba и привлек в страну туристов из Италии, а отец — доктор-анестезиолог Ибрагим Умар Манику — в 1980-х годах разработал концепцию люкс-туризма.
Как, по вашим оценкам, в нынешних условиях развивается туризм на Мальдивах?
Очень динамично. Постоянно открываются новые курорты: в последние десять лет на Мальдивы пришло много новых девелоперов, все больше и больше островов становятся строительными площадками для гостиниц и апартаментов. В том числе для больших проектов — на 100, на 200 номеров. Но развитие туристической индустрии на Мальдивах сдерживает дефицит аэропортов: международный здесь один, и его пропускная способность сильно ограничена. Новый терминал строится много лет, и на ожиданиях его открытия предложение индустрии гостеприимства стало расти быстрее, чем ограниченный аэропортом спрос со стороны туристов.
Борьба за гостя стала большим вызовом для местной гостиничной отрасли: отели вынуждены довольно жестко конкурировать между собой, в том числе и нередко путем снижения цен. Это хорошо для клиента, но курорты в такой ситуации должны очень четко отслеживать свои расходы и, если приходится их сокращать, делать это так, чтобы продолжать соответствовать принятым стандартам. Из-за конкуренции возникла серьезная борьба за квалифицированный персонал: талантливых специалистов переманивают из одного отеля в другой. Удерживать имеющуюся команду, набирать новую и обучать ее всегда было непросто, а сейчас ситуация еще больше обострилась. Но, надеюсь, с вводом в эксплуатацию нового терминала аэропорта Велана, который открылся 26 июля, ситуация изменится: туристов станет больше, а нездоровая конкуренция уменьшится.
С таким событием вас можно поздравить, потому что этот долгострой уже давно стал предметом шуток и мемов. Но если серьезно, то какие ожидания у индустрии от новых пропускных возможностей?
Пока новый терминал работает в тестовом режиме, с августа он начал принимать рейсы двух-трех авиакомпаний и постепенно к концу года заработает на полную мощность. Мы надеемся, что будет серьезное увеличение количества прибытий. Сегодня аэропорт принимает порядка 5 тыс. пассажиров в день, или 2 млн в год. Проектная мощность нового терминала — до 20 тыс. человек в день, или 7 млн в год. Полагаю, что, если нам удастся увеличить пассажиропоток с 2 млн до 3–3,5 млн в год, это решит множество проблем, связанных с дисбалансом спроса и предложения. Правительство рассчитывает в следующие пять лет ежегодно увеличивать прием туристов на 15%.
Как скажется такая нагрузка на экологии? Не приведет ли такое увеличение к дополнительному загрязнению окружающей среды?
Не думаю, что это сильно изменит нашу экологическую картину. Для нас охрана окружающей среды всегда была основополагающей. Мы используем солнечные батареи, рециркуляцию воды, переработку пластика.
Вообще туризм — это обоюдоострый меч, верно? Нам нужно больше туристов, но увеличение их числа приводит к определенным издержкам. В целом мальдивские курорты сегодня очень хорошо функционируют в плане защиты окружающей среды, потому что мы убеждены, что экологическая чистота — это ключевое конкурентное преимущество для нашей туриндустрии. И мы знаем, что для многих клиентов при выборе курорта сегодня большое значение имеет то, насколько он отвечает требованиям устойчивого развития, насколько он экологичен, насколько персонал неравнодушен к сохранению окружающей среды. И все это для нас — базовая бизнес-практика. Так что не думаю, что увеличение числа туристов с 2 млн до 3 млн в год окажется критичным для нашей экологии.
На самом деле негативно влияет на экологическую ситуацию не столько туризм, сколько жизнедеятельность местного населения. В результате миграции число жителей столицы Мале заметно выросло, и утилизация городских бытовых отходов — самая большая проблема для Мальдив; она гораздо масштабнее, чем отходы от курортов.
А как насчет глобального потепления? Периодически в новостях появляются заявления, что Мальдивы тонут и в скором времени совсем уйдут под воду.
Я сказал бы, что основная проблема на сегодняшний день не столько в повышении уровня океана, сколько в том, что климат стал более экстремальным: больше штормов, сильных дождей, резких перемен погоды. Что касается повышения уровня воды, стоит иметь в виду, что Мальдивы — это коралловые острова, по своей природе способные подстраиваться под окружающие условия, расти вместе с уровнем Мирового океана. А новости про то, что архипелаг скоро уйдет под воду, для нас скорее работают как удачный маркетинговый ход.
Экологическая чистота — это ключевое конкурентное преимущество для нашей туриндустрии.
Из-за интенсивного строительства в Мале гости ближайших курортов нередко жалуются на то, что больше видят не девственные пейзажи вокруг, а стройки. Как индустрия справляется с этой проблемой?
К сожалению, такая ситуация неизбежна. Доступность жилья — одна из ключевых проблем в стране. Сейчас государство строит много социальных домов в Мале. Помимо этого, в столицу, как я уже упоминал, пришло множество частных девелоперов. Конечно, для курортов, которые находятся близко от Мале, это эстетическая проблема. Но, как говорится, путешественники голосуют кошельком: цены на размещение на таких курортах ниже, а тем, кто хотел бы отдыхать в окружении девственной природы, стоит учитывать этот факт и выбирать отели подальше от столицы.
В целом по сравнению с другими направлениями у Мальдив по-прежнему много преимуществ, потому что, даже если вы видите где-то на горизонте несколько строящихся домов, на вашем острове все равно есть частный пляж. И никто на нем вас не будет беспокоить — никаких торговцев и попрошаек. Концепция «один остров — один курорт» на Мальдивах соблюдается везде, где бы вы ни находились.
Как поддерживает туриндустрию государство?
Государство много делает для продвижения мальдивского туризма, создав маркетинговую корпорацию MMPRC (The Maldives Marketing & Public Relations Corporation), которая проводит значимые рекламные кампании за рубежом. Например, у нас большая кампания совместно с футбольным клубом «Ливерпуль», который подписал с Министерством туризма Мальдив пятилетний контракт. Так что теперь к нам будут приезжать много английских футболистов, а на стадионах, где будут проходить матчи этого клуба, появятся мальдивские логотипы.
Похожее сотрудничество у нас с Индийской федерацией крикета: Индия для нас — один из ключевых рынков. Но, к сожалению, правительство сейчас сильно ограничено в средствах, потому что в стране финансовые проблемы и назревает долговой кризис. Правительство увеличивает налоги и вводит дополнительные сборы с проектов туриндустрии, что, естественно, нашему бизнесу совсем не помогает. Добавьте к этому общемировую инфляцию, которая снижает платежеспособность потенциальных туристов. Поэтому для нас повышение цен в ответ на возросшую налоговую нагрузку тоже не назовешь удачным решением. Тем не менее мы ценим усилия государства по поддержке в нынешних непростых обстоятельствах.
Ваша семья стояла у истоков мальдивского туризма в 1970-х годах. Какие главные принципы вы унаследовали от ваших предшественников?
Мой дядя действительно был пионером туризма на Мальдивах: в 1972 году он основал первый курорт Kurumba и привлек туристов из Италии. Это был совсем простенький, базовый отель на десять номеров. Мой отец в это время учился в Германии на анестезиолога и, вернувшись в страну в начале 1980-х, привнес в уже развивающийся туристический бизнес понимание европейских стандартов и ожиданий туристов, партнерские связи. Благодаря всему этому его проекты быстро стали популярными.
Базовые принципы, которым он меня научил, — это честность, прямота, ценность репутации. Для отца было важно строить прочные связи с зарубежными партнерами — не только деловые, но и дружеские, привлекать к сотрудничеству туроператоров и инвесторов. Это стало одной из важных составляющих его успеха. Такое ведение бизнеса сильно отличалось от всяческих схематозов, которые были в то время на Мальдивах обычной практикой. Но все же, на мой взгляд, главная составляющая успеха, которой он следовал сам и научил меня, — это внимание к деталям, даже к самым, казалось бы, незначительным. Он сам проверял, например, столовые приборы и меню в ресторанах отелей, а также лично убеждался в том, что каждая деталь в номерах совершенна. Если вы приедете в The Nautilus Maldives, то заметите, что там за каждой без исключения мелочью очень тщательно следят.
То есть вы точно следуете его стратегии?
Мы следуем его принципам, и отец имел возможность убедиться в этом еще при жизни. Конечно, многие дружественные связи, которые он завел в 1980–1990-х, мы продолжаем поддерживать, они работают до сих пор. Сейчас, учитывая, насколько индустрия гостеприимства на Мальдивах продвинулась в развитии по сравнению с тем, что было 40 лет назад, The Nautilus Maldives по-прежнему занимает особое положение на рынке, не потеряв свою уникальность. Мы добились реального эффекта сарафанного радио: клиенты рекомендуют нас своим знакомым. Также мы очень много внимания уделяем обучению команды, и благодаря нашим вложениям сотрудники работают у нас по много лет, несмотря на то что конкуренты устраивают за нашим персоналом настоящую охоту.
Конкуренты устраивают за нашим персоналом настоящую охоту.
Вы нанимаете местный персонал или приглашаете сотрудников из-за рубежа?
У нас работают люди со всего мира, при этом 50% сотрудников мы стараемся нанимать из мальдивцев. Однако, поскольку наша компания развивается и укрупняется, а местные ресурсы ограничены, это удается не всегда.
А откуда большинство ваших туристов? Какой рынок вы считаете ключевым?
Гости у нас тоже отовсюду. Больше всего россиян, немцев, британцев. Много туристов из Швейцарии, США, стран Ближнего Востока. Если считать по числу туристов, то Россия, наверное, будет на втором или третьем месте, зато по длительности пребывания россияне — номер один. В среднем гости из России приезжают на две, а то и на три недели. Вообще же наши клиенты — это индивидуальные туристы с ультравысоким доходом, которые очень ценят приватность и свободу, а такие люди есть в любой точке мира.
Что вы посоветовали бы начинающим отельерам?
Нашим конкурентам? (Смеется.) Главное — четко понимать, кто вы, кто ваш клиент и каков ваш уникальный продукт. Нельзя быть всем для всех, это путь к неуспеху. У каждого нашего проекта, будь то The Nautilus Maldives, Nova Maldives или Kandima Maldives, есть своя целевая аудитория, для которой мы создаем соответствующую концепцию отдыха.
Как изменилось отношение к люксу в индустрии туризма за последние десятилетия? Ощущаете ли вы эти изменения?
Думаю, что сегодня люкс — это прежде всего впечатления, аутентичность, приватность. И мы в The Nautilus Maldives стараемся персонализировать все наши предложения. Каждую виллу кастомизируем под ожидания клиента, по-разному комплектуем мини-бар и учитываем различные пожелания. Например, для одного клиента мы наполнили бассейн лепестками роз, для других приглашали дать частный концерт определенных артистов из-за рубежа, а однажды привезли в номер пианино, потому что гости хотели сами играть.
Кроме того, на нашем курорте отсутствует концепция времени. Турист должен забыть про то, что время существует. Хотите позавтракать в пять вечера? Пожалуйста. Отправиться на массаж в два часа ночи? Без проблем. Еще у нас нет никаких дресс-кодов, поскольку наши клиенты — это люди, которым ничего не нужно выставлять напоказ. Наша цель — дать туристу максимум свободы, чтобы он мог полностью расслабиться и быть самим собой.