Генпродюсер Mate Production — о работе с ИИ, контенте и поколении зумеров
Марина Томарова в профессии более 20 лет. За это время она успела поработать с документальными фильмами и телевизионными программами для канала «ТВ-3» (к примеру, «Другое кино» с Александром Ф. Скляром), с агентствами Jvision и Mosaic, стоящими у истоков развития диджитал-видеорекламы в России. Продвигала первые в стране онлайн-реалити-шоу G-men для P&G и кастомизированный YouTube-канал Gillette. Марина Томарова выступала в качестве спикера на VidMK, Tech Week, «Кинокэмпе», mads, Wordshop, в Институте бизнеса и дизайна, входила в состав жюри премии «Серебряный Меркурий».
В 2017 году она вместе с партнером основала компанию Mate Production, решив начать собственное дело. Здесь снимают рекламу и спецпроекты для разных брендов, в том числе крупных игроков рынка, таких как «Сбер», PepsiCo, ВТБ, Mondelez, Viber, Kia, Honor, «Метро», «Самолет». А в свободное время Марина с напарницей ведет гастрономический телеграм-канал «Сосиски с горошком».
Расскажите, как вы пришли в видеопроизводство?
В профессию я пришла благодаря учебе в московском филиале Санкт-Петербургского института кино и телевидения. Хотя поступила я туда случайно. В 16–17 лет немногие знают, кем хотят быть. Я же четко осознавала, что не хочу рутинную работу. Задумывалась о профессии психолога, но не поступила. И случайно увидела информацию и выбрала факультет по названию. «Экономика и менеджмент в социально-культурной сфере» — мне казалось, что это будет что-то интересное и креативное. Поступила легко и училась с мыслью о работе на телевидении. На тот момент не было большого разнообразия в видеопроизводстве.
После окончания института я попала в студию телепродакшена. Мы делали документальные циклы для «ТВ-3». Сначала я работала администратором-координатором, а через пару лет стала исполнительным продюсером и уже делала свои проекты. После я ушла в диджитал-агентство, которое только начинало выстраивать свою деятельность и стояло у истоков индустрии. Работала в качестве исполнительного продюсера и уже более широко познакомилась с миром рекламы. Особенно со сферой рекламы в интернете, которая в то время только зарождалась.
Почему вы решили основать Mate Production?
Шел 2017 год, на тот момент я уже около четырех лет работала продюсером в агентстве Mosaic, курируя производство видеоконтента (реклама, спецпроекты). Тогда ходило мнение, что реклама в интернете не может стоить столько же, сколько на телевидении. Но даже несмотря на небольшие бюджеты, мы все равно делали качественный продукт. Мне нравились вызовы этой работы: найти подходящих подрядчиков, решать сложные задачи. Но я стала уставать от однообразия. Мне казалось, что все вызовы, которые я могла здесь преодолеть, уже случились. Потенциал у агентства был большой, просто развитие шло медленнее, чем мне хотелось. Параллельно росло желание своими руками организовывать продакшен: от идеи до съемки. А обращения ко мне напрямую от знакомых из индустрии только укрепляли это ощущение. В итоге потребность в собственном деле окончательно оформилась.
Поговорим поподробнее об индустрии. Как вы оцениваете текущее состояние рынка?
В связи с событиями последних лет идет перераспределение рынка: часть старых компаний закрылась, но появляются новые игроки. Видеоконтент по-прежнему очень востребован. Его популярность растет, а не падает. Возможно, складывается ощущение, что все только и сконцентрировались на крупных игроках, больших проектах и задачах, но это не так. Небольшие бренды также хотят свой контент, поэтому креативным командам есть где развернуться и показать свой талант.
Какие основные тенденции на рынке вы наблюдаете сегодня?
- Вертикальные ролики. Такие видео сейчас пользуются большой популярностью в интернете и соцсетях. Особенно формат ugc (user generated content), который хорошо воспринимается молодым поколением, которое не любит рекламу в лоб, а хочет легкости.
- Искренность. Поколение зумеров плохо воспринимает прямую рекламу, когда им явно что-то пытаются продать в видео. Они хорошо реагируют на нативный, искренний, легкий и желательно вирусный контент с юмором. Такие видео выстраивают тесную эмоциональную связь с аудиторией. Я думаю, что тренд на искренность продержится еще несколько лет.
- Ностальгия. Молодое поколение активно подхватывает этот тренд. Это видно по успехам сериалов в стиле ретро, выборе музыки прошлых лет и в съемке видео с винтаж-эффектами.
- ИИ. Современные технологии и использование искусственного интеллекта дают простор для креатива и фантазии. Он может заменить сложные затратные съемки — например, сгенерирует бегемота, который зашел в троллейбус.
- Креативные съемки. В моде визуальный язык: интересные ракурсы, переходы, пролеты камер. Все динамичное, яркое и интересное.
Сегодня сложно чем-то удивить зрителей. Что бы вы посоветовали тем, кто решился сделать свой первый шаг в сфере видеоконтента?
Сначала надо определиться со сферой деятельности и целью. Вы хотите быть блогером/контент-мейкером/видеографом или хотите с помощью видео продавать свой продукт? Сегодня снять и смонтировать ролик не так уж и сложно, ведь у большинства из нас есть телефоны с качественными камерами. Достаточно приложений позволяют смонтировать видео и наложить эффекты.
Но чем же удивить зрителя? А это уже непросто. Контент должен быть цепляющим уже на первых трех секундах. Но на мой взгляд, такая высокая конкуренция рождает смелые и интересные идеи. Поэтому не стоит бояться, нужно брать и пробовать.
Контент должен быть цепляющим уже на первых трех секундах.
По вашему опыту, как лучше всего развивать креативность?
Нужно как можно больше смотреть, читать, изучать и анализировать. Ищите интересные приемы, фишки, на их базе придумывайте свое. Если говорить о начале пути, то обязательно начинайте с азов, например возьмите курс истории кино или посмотрите 100 лучших фильмов, слушайте лекции признанных мэтров (многие доступны бесплатно) — например, как правильно выстроить свет или как работает кадр. Необязательно получать профессиональное образование, можно научиться многому самому — было бы желание.
Также нельзя забывать о трендах. Изучайте вирусные ролики, смотрите, какие темы заходят у зрителей лучше всего. Подпишитесь на популярные телеграм-каналы, которые рассказывают о рекламе и контенте в соцсетях. Кстати, раз в две недели мы собираемся с командой на специальную встречу, смотрим ролики, изучаем контент из соцсетей.
Давайте обсудим ИИ. Насколько он востребован в сфере цифрового видео?
Очень востребован. Мы уже производим рекламные ролики и проекты, полностью сгенерированные ИИ. Но в работе с ним есть свои плюсы и минусы. Не все креативы возможно органично произвести с помощью ИИ, нужно исходить из сценария, продукта и задачи бренда. Требует ли видео 100-процентной реалистичности? Если да, лучше пока воспользоваться старыми добрыми съемками.
ИИ помогает с суперсложным продакшеном. Например, если пару лет назад приходил сценарий, где в одном ролике должны были быть съемки у моря, в самолете, пустыне и в лесу, то продюсер мог поседеть за ночь, чтобы понять, как организовать логистику для всей съемочной группы и где найти на это бюджет. Сегодня с такой задачей поможет справиться ИИ.
Что он может? Например, сделать ролик с нарезкой из разных кадров с различных (в том числе несуществующих) локаций и героями любых типажей, даже фантастических. Но если нужен максимально реалистичный ролик с определенной драматургией и последовательностью кадров, где, например, одни и те же персонажи делают последовательные действия, с этим пока еще могут возникнуть сложности. Но в любом случае эта технология будет стремительно развиваться и в будущем большинство рекламы перейдет в ИИ. Это проще и дешевле, процесс проще контролировать.
Сколько в среднем стоит снять рекламный ролик с использованием ИИ и без?
Цена варьируется от креатива, команды, локаций, съемочных дней и многого другого.
Классическая съемка несложного рекламного ролика под ключ обойдется минимум в 3–4 млн руб. Это подразумевает один съемочный день, одну локацию с небольшими доработками по художественной части, съемочную команду не топового уровня, но с рекламным опытом, постпродакшен без сложной графики.
Обратиться к ИИ стоит, например, если в ролике нужна нарезка из разных сцен, особенно если они сложно реализуемые в реальной жизни (например, марсианский пейзаж). Но даже в этом случае ролик лучше всего делать с профессиональной командой, которая понимает принципы рекламного производства и процессов. У нас над такими проектами, помимо ИИ-специалистов, трудятся продюсер, режиссер и/или арт-директор, CG-художник на случай доработки кадров до необходимого уровня, а также композитор и саунд-дизайнер. Но производство такого ролика будет дешевле, чем съемки, — около 1 млн руб.
Насколько различаются подходы по созданию ИИ-контента за рубежом и в России?
В России все еще любят упрощать и удешевлять. Как правило, у нас и бюджет ограничен, и сроки поджимают. Мы все еще любим делать в последний момент, у нас еще живо сочетание «быстро, дешево, качественно». Мы по-прежнему пытаемся соединить несоединимое.
За рубежом подход к производству более основательный. Они учитывают бюджет и реальные сроки. Прорабатывают детали, в том числе и задачи для ИИ, поэтому зарубежные бренды в основном рассматривают ИИ как инструмент для реализации необычных креативов и идей. Для них важен неожиданный визуальный ряд, порой абсурдный. Они больше экспериментируют и делают видео с вау-эффектом. В России же пока работа с ИИ сводится к тому, чтобы удешевить производство, ускорить сроки, то есть в целом просто облегчить себе жизнь.
Какие сегодня платформы наиболее эффективны для продвижения?
Скорее мы можем обсуждать, какие платформы доступны на данный момент в России. Это Telegram, «VK Видео», Rutube — и, пожалуй, все. Маркетологи и бренд-менеджеры работают с тем, что есть, выбирая релевантную платформу в зависимости от того, что нужно продвигать.
Кем вы вдохновляетесь?
Классными специалистами. Я стараюсь подписываться на аккаунты зарубежных продакшенов и креаторов. Смотрю периодически, что они выпускают, какие используют визуальные и креативные решения. Но и за российскими специалистами тоже слежу. Перебираю сайты, телеграм-каналы в зависимости от рабочей цели.
Меня вдохновляют сегодняшние технические возможности индустрии. Если пару месяцев назад невозможно было сделать какой-то глубоко эмоциональный контент с персонажами с помощью ИИ, то сейчас, например, последний ролик Volvo вызывает бурю эмоций.
Как изменился профиль заказчика рекламного контента за последние годы?
Раньше четко работала связка «клиент — агентство — продакшен», в которой агентство разрабатывало для клиента глобальные стратегии, коммуникации и креативы. Сегодня все перемешалось. В основном это из-за бюджетов, которые становятся меньше (особенно у маленьких брендов). Все стараются оптимизироваться, и от этого часто меняется схема работы. Например, бренд обращается напрямую в продакшен, у которого есть экспертиза в креативных роликах под ключ, или выбирает компанию, специализирующуюся на стратегии в соцсетях, и уже она приглашает команду на реализацию проекта. Либо же агентства делают продакшен in-house, чтобы не отдавать производство сторонним подрядчикам и тем самым сэкономить бюджет.
Каким профессиональным достижением вы гордитесь больше всего?
Я умею справляться с нестандартными задачами, в которых есть вызов. Например, когда мы делали стенд для Procter & Gamble в парке Горького в преддверии Олимпиады 2014 года, нужна была инсталляция с дополненной реальностью, но с настоящими живыми людьми. Как правило, в подобных проектах использовались 3D-персонажи, но не в этом случае. Это был вызов, но мы справились.
Я также горжусь своей командой в Mate Production и ее возможностями. Мы открыли новое направление Mate Vertical, которое занимается производством контента для соцсетей. Мы можем производить большой объем контента в короткие сроки и с небольшими бюджетами, при этом сохраняя нюансы рекламного подхода и клиентоориентированность. Съемки практически в любой стране можем организовать в течение суток.
У вас интересное хобби. Как родился гастрономический канал «Сосиски с горошком»?
Я всегда любила готовить и ходить по ресторанам, причем как в России, так и за границей. И переживала, почему же я не записываю свои наблюдения. Но полтора года назад идея ожила в виде телеграм-канала «Сосиски с горошком», который мы ведем вдвоем с женой моего брата Ксюшей. Мы рассказываем о московских ресторанах, событиях, иногда делаем обзоры интересных мест из поездок.
Что ждет Mate Production в ближайшем будущем?
Мы будем продолжать фокусироваться на производстве съемочных рекламных роликов и параллельно развивать два новых направления: видеопродакшен с использованием ИИ и создание вертикального контента для соцсетей. При этом наша главная цель остается неизменной — создавать яркие, запоминающиеся проекты, которые вызывают эмоции и эффективно решают маркетинговые задачи клиента.