Мередит Монк: как одна женщина изменила мир современного искусства
Живая легенда американской сцены Мередит Монк отмечает в этом году 60 лет творчества. Влияние нью-йоркской авангардистки простирается далеко за пределы современного искусства, ее музыка звучит в фильмах братьев Коэнов и Годара и вдохновляет уже несколько поколений перформеров и артистов, включая бунтарку Бьорк.
Когда-то Монк зачинала новые направления междисциплинарного перформанса и сайт-специфик-театра, а также открыла западной музыке экстраординарные возможности человеческого голоса. Ее ни на что не похожее пение сравнивали то с фольклором полузабытых цивилизаций, то со звучанием иных планет. Хотя в музыке Монк нет космического холода: в отличие от многих коллег по цеху она чурается головоломной интеллектуальности, а свой голос называет «посланником души».
Москвичи смогут присоединиться к чествованию Мередит Монк 17 июля на событии фестиваля Sound Up (герой проекта «РБК Визионеры») и музея современного искусства Garage. Прозвучат ее вокальные работы разных лет, многие из которых не исполнялись в России. Подобно народным певцам Монк передавала свою музыку из уста в уста во время совместных репетиций, поэтому ее сочинения до недавних пор не были нотированы, а значит, могли быть исполнены исключительно при участии автора. Предстоящее событие — редкий шанс услышать песни «волшебницы голоса» в исполнении вокального ансамбля Intrada.
Композитор Элина Андрианова рассказывает, что отличает музыку Монк, на примере нескольких ее произведений.
«Книга дней»
Во многих интервью Монк представляется в первую очередь как композитор, хотя кроме сочинения музыки она снимает фильмы, создает выставки и руководит собственным ансамблем. «Книга дней» (Book of Days, 1988) — первая полнометражная лента Монк-режиссера. События разворачиваются в средневековом европейском городке, поделенном между христианами и еврейской общиной. Перед тем как поселение охватит вспышка Черной смерти, девочка Ева видит пугающие знамения.
Монк стирает границы между эпохами, нарочно путая исторические факты с вымыслом. Действие начинается где-то в Нью-Йорке, когда ремонтная бригада взрывает кирпичную стену, открывая путь прямиком в XIV век. В старинном городе цветное изображение заменяет аскетичный монохром, вместе со зрителем исследовать его закоулки и обитателей будут любопытствующие журналисты-интервьюеры. С развитием событий станет ясно, что в религиозной нетерпимости, смертельной чуме и эсхатологическом мироощущении, хорошо знакомым средневековому европейцу, Монк видит искаженное отражение бед современного мира.
В «Книге дней», как и во всех работах, Монк отдает первенство музыке и даже называет киноленту «фильмом для ушей». Значение песен без слов, вдохновленных средневековыми еврейскими и христианскими напевами (у слушателей концерта 17 июля есть возможность оценить многие из них вживую), несравненно больше обычного саундтрека — музыка здесь выступает в качестве средства диалога героев наравне с речью. Один из показательных примеров — песня Евы и Безумной Горожанки (в фильме ее исполняет Монк), которая звучит в сцене их встречи.
«Воспитание девочки»
Голос Монк — самобытный феномен и главный инструмент ее самовыражения. Намеренно отказываясь от слов, она обращается к праязыку вокальных жестов, понятному любому человеку вне зависимости от языка, на котором он говорит.
В арсенале певицы богатейший спектр звуков, от детского лепета и животного рева до экстремального визга и птичьего щебета. Монк убеждена, что если снять с человека индустриально-культурный налет, то можно добраться до его глубинных чувств и эмоций. Стремление к естественности нередко подталкивает Монк к исследованию народных традиций разных культур, однако она не ставит целью добиться этнографической точности — любое звуковое впечатление служит только импульсом для исследования голоса, изобретения собственного фантазийного фольклора и галереи чудаковатых персонажей.
Моноопера «Воспитание девочки» (Education of The Girlchild, 1972), в которой героиня проживает жизнь наоборот, от старости к детству, служит примером бесподобной фантазии в работе с вокалом.
«Сновидения черепахи»
Свой путь Мередит Монк начинала в 1960-е годы на заре искусства перформанса, когда художники отказывались от традиционного театра в пользу экспериментальных жанров. Новый формат позволил Монк объединить разные виды искусств в синкретический союз, как они существовали еще в первобытном обществе, и найти новые способы воздействия на зрителя.
Музыка пронизывает каждую работу Монк, и дело не только в пении — она ритмично организовывает все элементы перформанса, будь то звук, визуальный ряд, жест или взаимодействие с объектами. В детстве Монк занималась ритмикой Далькроза — эта система нацелена на развитие слуха и чувства ритма через кинестетические ощущения. Заложенная в методике идея синестезии, вероятно, помогла органично раскрыть дарование Монк, которая позже скажет, что ищет «тело голоса» и «голос тела». Как Монк работает с перформерами и разными медиумами, можно увидеть на примере одной из самых известных ее работ «Сновидения черепахи» (Turtle Dreams, 1982).
«Песни восхождения»
Монк никогда не рвалась на филармонические сцены и предпочитала выступать в частных галереях, на улицах, в индустриальных лофтах и других городских локациях: в отличие от концертных залов, в тех местах, где еще не успело поселиться искусство, не регламентированы взаимодействия между аудиторией и перформером, а потому появляется больше свободы для эксперимента.
Монк одной из первых стала вписывать условия места действия — его архитектуру, акустические характеристики, историю и географию — в свои музыкальные перформансы. Сегодня такой подход называют сайт-специфик, он крайне популярен среди театральных деятелей во многом благодаря прорывным работам Монк. Вехой для истории иммерсивного искусства стал масштабный перформативный триптих «Сок» (Juice, 1969), стартовавший в Музее Гуггенхайма и в течение месяца охвативший еще две площадки в Нью-Йорке. Однажды для перформанса Монк предоставили целый остров.
«Песни восхождения» (Songs of Ascension, 2008) также относится к ряду сайт-специфичных работ. Монк сочинила музыкальный цикл по предложению скульптора и художницы Энн Хамильтон, по ее же проекту в скульптурном парке в Калифорнии возвели 8-этажную башню. Архитектурное творение Хамильтон задумывала как место для исполнения музыки: внутри башни закручиваются двумя спиралями параллельные лестницы, нижняя часть башни частично погружена в воду, а верхняя полностью открыта, что создает особый акустический эффект.
«Песни вознесения» — ритуал, объединяющий людей вне зависимости от языка и вероисповедания. По словам Монк, на работу ее вдохновили поэзия Пауля Целана, облик двух лестниц в башне Хамильтон, напоминающий спираль ДНК, а также сюжет о вознесении, существующий во многих религиях.