Жизнь в искусстве фотографии: история и проекты фонда Still Art

В начале нулевых Елена и Михаил Карисаловы переехали из Петербурга в Москву и стали активно посещать галереи столицы. Художественный вкус коллекционеров и их интерес практически сразу сложились вокруг произведений советских классиков фотографии. С приобретения работ Владимира Лагранжа и началось собрание фотографии, сегодня — одно из самых масштабных в стране: часть коллекции, посвященная главной собирательской страсти Елены Карисаловой — западной fashion-фотографии XX—XXI веков, — насчитывает более 300 работ и 60 авторов.
Коллекционирование — феномен, который может принимать невероятно разные проявления, однако с одним фактом будет трудно поспорить: настоящих коллекционеров отличают целеустремленность и размах решений. Пройдет почти два десятка лет с момента покупки первых авторов, Лагранжа и другого мастера жанровой фотографии Андрея Князева, и Карисаловы — уже в роли не только коллекционеров, но и основателей фонда фотографии Still Art Foundation, выпустят монографии работ этих авторов — в 2021 и 2022 году соответственно. А также организуют вместе с Натальей Григорьевой-Литвинской выставки в Петербурге, Казани, Красноярске, Екатеринбурге.
Издательская программа — один из столпов жизни фонда: первой книгой стал альбом главного архитектурного фотографа СССР Наума Грановского, а после Лагранжа были выпущены труды, заново открывающие наследие Александра Родченко и Владимира Степанова. Сейчас Still Art Foundation готовит к выпуску альбом Валерия Плотникова — своеобразный документ эпохи, за авторский текст к которому отвечает Михаил Швыдкой.
Фонд Still Art Foundation был основан Еленой Карисаловой в 2018 году, и за это время успел устроить 22 выставки, издать 23 книги и поддержать 34 перспективных фотографа в рамках своей грантовой программы. Поддержка молодых талантов, возможно, самое известное направление жизни фонда — и точно очень востребованное: у многих молодых, но уже состоявшихся в профессиональном сообществе fashion-фотографов, еще не успело случиться персональной выставки.
Как ни удивительно, но это было верно и для одного из самых востребованных fashion-фотографов — Данила Головкина, автора обложек, кажется, всех отечественных глянцевых изданий, в кадре которого появлялись Наоми Кэмпбелл, Энни Лейбовиц, Филипп Старк и многие другие. Буквально за руку Елена привела его в музейные залы, а организованная фондом в 2019 году выставка и издание книги помогли еще четче определить направление работы Still Art: талантам требуются системная поддержка и вовлеченность — не только институциональными проектами, кураторским и менторским участием, но и выходящей за пределы музейных и галерейных стен работой с авторскими правами.
«Каждому фотографу важно быть увиденным и услышанным, и чтобы созданный им проект встретился с публикой, — справедливо замечает Елена Карисалова. — На одном из этапов я поняла, что фонд может дать эту поддержку талантливым и перспективным, да и уже творчески сформировавшимся российским авторам, и тем самым выстроить диалог между профессиональными институциями и самими фотографами».
В 2019 году родился замысел выставки еще одной молодой звезды российского и мирового глянца — Юлии Майоровой — под кураторством директора МАММ Ольги Свибловой — и затянулся на целых два года по причине ковида. После этого проекта фонд твердо решил поддерживать российские таланты и дальше. В 2021 году с опорой на опыт двух проведенных выставок оформилась и ежегодная грантовая программа для молодых фотографов с главным призом в виде персональной выставки в пространстве музея и выпуска авторского альбома. В первый год программы было сразу 204 заявки из 40 городов.
Такое количество заявок повлияло и на расширение грантовой программы: теперь неотъемлемым ее этапом стало портфолио-ревью. «В рамках грантовой программы, проходя портфолио-ревью, авторы-финалисты имеют возможность представить свои фотографические проекты членам жюри, поделиться своей философией, что именно в своем творчестве они хотят донести до зрителя. Такое прямое взаимодействие с жюри — это возможность получить комплексную обратную связь от экспертов: коллекционера, галериста, куратора, директора музея, издателя, а также посмотреть на свое творчество с таких разных углов и точек зрения», — говорит Елена Карисалова.
С 2024 года фонд стал показывать и групповые выставки своих лауреатов. Эта глава в истории Still Art началась с проекта «Хорошее воспитание» в ММОМА в 2024 году, представившего пленочные кадры Булата Арсланова, кинематографические снимки Дмитрия Булина, сказочные сюжеты Алексея Дунаева, чувственные работы Николая Ефимцева, сюрреалистические образы Сергея Клычихина, внимательные к психологии портреты Егора Шабанова. Проект родился из личного желания Елены Карисаловой показать не только финалистов, но и других авторов, которые, на взгляд основателя фонда, заслуживали быть представленными в стенах музеев.
«Одна из первостепенных задач фонда состоит в популяризации fashion-фотографии, и коллективные выставки позволяют не только открывать новые имена широкой аудитории, но и постепенно преобразовывать современную фотографию в популярный медиум», — заключает Елена Карисалова.
А в начале июня фонд открыл сразу три новые выставки в МАММ: новый большой проект с Данилой Головкиным — «Мода как спектакль», включивший и специально созданную инсталляцию Андрея Бартенева, «Вне времени» Дамира Жукенова, получившего главный приз грантовой программы этого года, и коллективную выставку семи фотографов, удостоенных специального упоминания. Приятно наблюдать, как все участники грантовой программы продолжают активно существовать в жизни фонда.
Сейчас в планах Still Art Foundation — новый проект, который фонд обсуждает с несколькими авторами, в том числе и с Дмитрием Булиным, победителем грантовой программы самого первого ее года. Традиционно для фонда проект примет форму книги и выставки.
Во всех проектах, будь то выставки или издание альбомов, фонду удается раскрывать своих авторов полно и через призму новых граней, и это важный повод ждать их с нетерпением, любовью и вниманием.