Канны-2025. Дневники фестиваля, 25 мая, 09:21

Канны-2025: непростая случайность

«Золотую пальмовую ветвь» 78-го Каннского кинофестиваля взял фильм «Простая случайность» Джафара Панахи, все американские фильмы жюри проигнорировало
Читать в полной версии
(Фото: Stephane Mahe / REUTERS)

Программа основного конкурса этого года была представительной и насыщенной, но то, что выглядело на бумаге весьма увлекательно, на поверку оказалось таковым в очень немногих случаях. Кроме испанского экстремального экспириенса «Сират» и вылазки на территорию французской «новой волны» американца Ричарда Линклейтера ничто в конкурсе не удивило и уж тем более не потрясло. Уэс Андерсон выступил как Уэс Андерсон, братья Дарденны — как братья Дарденны, не хуже и не лучше себя. То же можно сказать о Джафаре Панахи и даже о Жюлии Дюкурно, снявшей обыкновенную напыщенную феминистскую дичь. В каннской программе этого года не нашлось будущих любимцев публики, что совершенно нормально: только глупцы полагали, что после успеха «Аноры» или «Паразитов» Канны станут инкубатором будущих победителей «Оскара». Как будто в Каннах не награждали позже провалившийся «Титан» Дюкурно.

Да, в этом году не нашлось таких хитов, какими были в прошлом году «Анора», «Субстанция» или «Эмилия Перес». Но «Анора», которую полюбили все, за исключением нескольких кинокритиков, вызывала овации уже во время просмотра, а на снобистском сборище вроде Канн это случается чрезвычайно редко, почти никогда. На подобный успех претендовал «Эддингтон» Ари Астера — политическая сатира, высмеивающая трампизм в широком смысле этого слова, но она с треском провалилась. Вообще характерно, что ни один фильм на английском языке (а их было пять) даже близко не подступился к наградам, хотя именно они были основными носителями «звездной силы».

Возьмем для примера показанный самым последним в конкурсе фильм американки Келли Райхардт «Вдохновитель» (The Mastermind) — кажется, самый мейнстримный фильм этого режиссера. Это почти жанровое кино — ретро-хайст-муви, остроумная притча о том, что от судьбы не уйдешь, с отличным Джошем О’Коннором в главной роли. Частично Пол Томас Андерсон, частично братья Коэны, немного снотворного, немного занудства независимого американского кино — все ингредиенты крайне качественные, но рождающие в результате не восторг и аплодисменты, а вежливое уважение, что тоже не так уж мало.

Гораздо большие восторги вызвала «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера, и это один из немногих каннских фильмов 2025 года, который, как к нему ни относись, скорее всего, сможет капитализировать эти восторги в неплохие кассовые сборы и оскаровскую номинацию — в том числе благодаря награждению этого фильма вторым по значению призом, Гран-при жюри.

Эль Фаннинг, Инга Ибсдоттер Лиллиас, Йоахим Триер с Гран-при за фильм «Сентиментальные ценности», Ренате Рейнсве и Стеллан Скарсгард (Фото: Sarah Meyssonnier / REUTERS)

В отсутствие стопроцентно убедительного «мейнстрима» неудивительно, что жюри решило поддержать «голимый артхаус», у которого нет или почти нет шансов в прокате. Китайский (почти) непроходимый «арт» для конченных синефилов «Воскрешение» (Resurrection) Би Ганя удостоился специального приза — наименьшего из возможных. Один из немногих по-настоящему актуальных конкурсных фильмов, великолепно снятое в марокканской пустыне экзистенциальное роуд-муви «Сират» (Sirat) испанца Оливера Лаше, разделил Приз жюри с гораздо более предсказуемым и вторичным немецким «Звуком падения» (Sound of Falling) Маши Шилински. При всей вычурности этого произведения, отражающего пустопорожние перетекания памяти у представителей разных поколений семьи, обитающих в одном доме, надо отдать должное его своеобразию. На фоне других свершений «женской режиссуры», продемонстрированных в этом конкурсе (интересно, что все они, кроме Шилински, остались без наград — при том, что жюри было по преимуществу женским), оно не лишено какой-то внутренней убедительности, хотя настроиться на его звуковую волну — задача для многих непосильная.

Братья Дарденны, редко уезжающие из Каннов с пустыми руками, «заграбастали» в этот раз приз за сценарий. В основе их «Молодых матерей» (Jeunes mères), и правда, детально проработанный сценарий, но кое-чего стоит и умение режиссеров его воплотить — в частности в работе с несовершеннолетними актрисами в ролях девочек из бедных и неблагополучных семей, рожающих детей, не выходя из детского возраста.

Кадр из фильма «Молодые матери» (Фото: Christine Plenus / LES FILMS DU FLEUVE)

Главная бразильская звезда Вагнер Моура («Наркос», «Падение империи») был награжден призом за мужскую роль. В фильме «Тайный агент» (O Agente Secreto) Клебера Мендонсы Фильо он сыграл человека с двойной идентичностью, возвращающегося в родной город Ресифи во времена бразильской милитаристской диктатуры. Мендонса Фильо был назван и лучшим режиссером — во многом за визуальную выразительность этой картины, многие сюжетные линии и повороты которой, боюсь, будут понятны только бразильцам.

Кадр из фильма «Тайный агент» (Фото: CINEMASCOPIO PRODUCOES)

Приз за лучшую женскую роль отдали некоей Надие Миллити, снявшейся в фильме Афсии Эрзи «Младшая сестра» (La petite dernière) — ее героиня по имени Фатима задвигает в дальний угол свою мусульманскую религиозность в угоду сексуальной раскрепощенности современного французского общества. При всей энергичной нахрапистости впервые снявшейся в кино непрофессионалки эту женскую роль нельзя назвать лучшей на фестивале, где была, например, работа Дженнифер Лоуренс («Умри, моя любовь»).

Надиа Миллити в фильме «Младшая сестра» (Фото: JUNE FILMS)

Жюльет Бинош — личность весьма политизированная, и жюри под ее руководством сделало не только очевидный, но и благородный выбор, осенив «Золотой пальмовой ветвью» настрадавшегося в иранских застенках режиссера Джафара Панахи. Его фильм «Простая случайность» (Un simple accident) — трагикомедия абсурда о палачах и жертвах и своеобразной предопределенности судеб одних и других. По сюжету, палача, пытавшего людей на допросах, в результате незначительного инцидента обнаруживает одна из его жертв. Пытки проходили с закрытыми глазами, но палача узнали по скрипу протеза ноги. Чтобы удостовериться, того ли человека он собрался закопать заживо, жертва привлекает к дознанию нескольких своих товарищей по несчастью, но между ними, как обычно у людей демократических взглядов, начинаются прения, демонстрирующие в итоге их… человеколюбие. Именно за него, а не только по политическим соображениям, по словам взволнованной Бинош, фильм и удостоился высшей каннской награды. Столь же важно и то, что Панахи, ставший теперь полным кавалером золотых орденов всех трех главных фестивалей мира (его лучший фильм «Круг» выиграл когда-то давно в Венеции, а «Такси» в Берлине), в этом году лично присутствовал на церемонии — бывали времена, когда он вынужден был присылать из Ирана флешку со своим фильмом.

Кадр из фильма «Простая случайность» (Фото: LES FILMS PELLÉAS)

Отдельное жюри под руководством итальянского режиссера Аличе Рорвахер, отсматривавшее все дебюты фестиваля, наградило «Золотой камерой» иракский фильм «Президентский торт» (The President’s Cake) Хасана Хади. Это первая в истории награда Ирака на фестивале.

Кадр из фильма «Президентский торт» (Фото: Maiden Voyage Pictures)

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»