Основательница SASHASKVO — о том, как превратить хобби в бизнес-проект
На фоне монохромных высоток премиального жилого комплекса Lucky бутик SASHASKVO выделяется эффектной витриной. За алыми театральными шторами, которые неспешно опускаются и поднимаются, стоят манекены в бестселлерах бренда. Главный режиссер здесь — Александра Крыкбаева. Она же основательница и дизайнер SASHASKVO, большая история которого, собственно, с театра и началась.
Но сначала, семь лет назад, было хобби и формат камерного ателье на Тверской, куда клиенты приходили строго по записи. С самого начала Александра взяла курс на премиальное качество. Будучи клиентом люксовых брендов, она отлично разбиралась в тонкостях этого сегмента, а в тонкостях производства ей помогла разобраться Лариса. Она пришла на должность руководителя производства из одного из ведущих премиальных на тот момент брендов. Такой старт и четкое позиционирование бренда привели к тому, что сегодня жакеты и платья SASHASKVO в гардеробных клиентов висят по соседству (и наравне) с вещами Dior, Chanel и Saint Laurent.
Если постараться описать эстетику бренда в двух словах, то это ода женственности. Одежда идеально садится по фигуре, формирует силуэт «песочные часы», подчеркивает достоинства и скрывает недостатки. Не обходится и без маленьких хитростей. Так, например, один из любимых приемов Александры — искусственное завышение талии. Визуальный обман, благодаря которому рост кажется еще выше, а ноги — длиннее. Каждая женщина оценит. Еще одна составляющая успеха — личный бренд Александры. До сих пор в продажу попадают только те вещи, которые она сама хотела бы носить. И носит — практически каждое изделие в нескольких цветах есть в ее гардеробе.
Идеальное место для знакомства с брендом — недавно открывшийся бутик, в котором каждая деталь отражает философию SASHASKVO и любовь его основательницы к театру. Именно здесь мы и встретились с Александрой, чтобы узнать об особенностях создания и продвижения премиум-бренда, ее любви к качественным тканям и о том, как подчеркнуть (или раскрыть) женственность с помощью одежды.
Расскажите об этом пространстве. Оно меньше всего похоже на традиционный бутик, скорее, на галерею современного искусства.
Для меня было важно не просто открыть пространство, где продается одежда, а связать бутик с театром и искусством, поскольку я сама большая поклонница театра. Интерьер был полностью создан по нашему дизайну: от кассы, которая кому-то напоминает стопку книг, а у меня вызывает ассоциации с нарезанной красной помадой, и распашных дверей в примерочных, ручки которых похожи на поворотный замок ридикюля, до расписанных под мрамор стен. Это было вынужденное решение, поскольку мы не смогли найти правильного оттенка красный мрамор, и художник вручную расписывал их на протяжении шести месяцев. Здесь есть библиотека, которую я постоянно пополняю новыми книгами и альбомами, а сердце бутика — люстра, которая находится в постоянном движении. Отчасти она символ нашего бренда, поскольку мы все время находимся в постоянном развитии.
Открытие тоже было театральным. Планируете ли вы и дальше проводить камерные тематические мероприятия?
Действительно, открытие нашего бутика обсуждала вся Москва. На один вечер мы превратили его в настоящий театр — зрители увидели мини-спектакль, который был поставлен специально для нас. Главная героиня — женщина, которая, несмотря на давление общества и стереотипы, выбирает себя. Эта история касается каждой из нас, поэтому равнодушным спектакль не оставил никого. А в финале выступила оперная дива Дарья Давыдова, которая пела на открытии Van Cleef в Париже. В дальнейшем мы планируем проводить здесь лекции, мастер-классы — пространство бутика легко трансформируется под эти задачи.
Одежда бренда очень узнаваема. Выверенный крой, широкие плечи и узкая талия — в них ощущается одновременно и женственность, и маскулинность. Откуда у вас любовь к такой дуальной эстетике?
Год назад я была спикером на женском форуме, и мне задали похожий вопрос. В моменте я окунулась в прошлое и поняла, что все родом из детства. Моя мама — военная. На работу она уходила в форме, а дома переодевалась в женственные халаты с кружевом, сквозь полупрозрачную ткань которых была видна ее женственная фигура. Я до сих пор держу в голове ее этот образ. Поэтому в одежде SASHASKVO чувствуется и сексуальная, благородная женская энергия и сильная, мужественная энергия.
SASHASKVO — это еще и сильный личный бренд. Как вы себя в нем чувствуете?
Действительно, бренд SASHASKVO родился из моего личного бренда — женщины изначально хотели примерить на себя мой образ. Сегодня я понимаю, что 70–80% клиентов меня уже не знают. Но в целом это хорошо, поскольку в дальнейшем я бы хотела, чтобы впереди шел бренд, а я — чуть позади.
Насколько вы сегодня погружены во все внутренние процессы?
Мы сейчас очень быстро растем, поэтому я вовлечена на 200%, буквально живу своим делом. И получаю от этого колоссальное удовольствие — особенно с открытием нового пространства.
Какую цель вы ставите перед собой и каким образом к ней двигаетесь?
Наша задача — стать номер один в России и не только. Сегодня многое решает маркетинг — даже имея «так себе продукт», с хорошим маркетингом продать можно все. В нашем случае с великолепным продуктом и сильным маркетингом и PR, который мы сейчас активно развиваем, у нас есть все шансы добиться поставленных целей. Любопытно, но все семь лет бренд развивался органически и всегда себя окупал, только сейчас мы решили громко заявить о себе. И уже есть первые плоды — недавно с нами через социальные сети связался агент Наоми Кэмпбелл и запросил для нее наш новый жакет с атласным воротником. Теперь с нетерпением ждем ее выхода.
Недавно с нами через социальные сети связался агент Наоми Кэмпбелл и запросил для нее наш новый жакет с атласным воротником.
Где вы закупаете ткани и фурнитуру, учитывая сложности с логистикой?
Почти все ткани по-прежнему закупаются в Италии, Франции и Испании. И совсем немного в Китае, потому что мы нашли фабрики, которые в качестве абсолютно не уступают Европе. Но не все можно заменить — например, невозможно найти альтернативу французскому кружеву или моей любимой ткани из шерсти с шелком. С ней работают Valentino и Dior — она неприлично дорогая, но ее безумно приятно носить на себе.
В связи с уходом международных брендов многие заговорили об открывшихся возможностях для брендов отечественных. Одни открывают магазины в топовых локациях, другие расширяют ассортимент. Какой вам видится ситуация изнутри и какие шаги предпринимаете вы?
Я сейчас занимаюсь разработкой трикотажной линии. Это долгий и сложный процесс, поскольку я не буду делать классический трикотаж в виде водолазок или кардиганов, я хочу работать с кутюрным трикотажем. Также планирую дополнить основную коллекцию сумками, нижним бельем и аксессуарами. А после возьмусь за обувь, потому что, на мой взгляд, это самое сложное. Я не хочу делать одноразовый продукт, мне важно быть на одном уровне с ведущими европейскими брендами — ровно так же, как это происходит с одеждой.
Как часто обновляются коллекции? Вы существуете в рамках традиционных смен сезонов — осень—зима, весна—лето?
Мы пытаемся, но нам это дается нелегко. Зачастую, когда у нас уже готов образец, происходят задержки с поставками ткани и фурнитуры, но я не готова идти на компромиссы. Я всегда бьюсь до последнего и ищу любые выходы. Если я не могу получить изделие того качества, на которое рассчитываю, то отказываюсь от его производства. Но, к счастью, я вижу свет в конце тоннеля — думаю, что в течение полугода мы настроимся на четкое попадание в сезонность. И, к слову, не без помощи нового дизайнера. Все эти годы я не могла найти сильного дизайнера, который бы смотрел на красоту женщины так же, как я. Приходило очень много дизайнеров, но все было без результата. И вот последние три месяца мы работаем с дизайнером, которой я восхищена, мы с ней абсолютно одинаково смотрим на одежду, формы и женскую красоту в целом. И с ее помощью мы сейчас эту сезонность наверстываем.
Какой продукт SASHASKVO вы могли бы назвать флагманским и почему?
Два года назад перед Новым годом я позволила себе проявиться. Рискнула и сделала вещь, которая лично мне очень нравилась, но я не была уверена, что ее оценят клиентки. Это был жакет с широкими круглыми плечами и большой золотой пуговицей. Колоссальная работа с формами, в ходе которой я потеряла нескольких сильных конструкторов — мне просто говорили, что его невозможно сделать. На что я отвечала, что ничего невозможного нет — и вот спустя 26 примерок мы его все-таки сконструировали. Я создала его на фоне большого вдохновения, влюбленности, он дал толчок целой коллекции. А потом испугалась, что уже не сделаю чего-то больше. Но вот сейчас на мне следующее изделие — платье Katrin, которое уже второй год мы не можем снять с производства, потому что клиенты в него влюбляются снова и снова.
Платье Katrin уже второй год мы не можем снять с производства, потому что клиенты в него влюбляются снова и снова.
Как вы думаете, чего сегодня хотят женщины от одежды и как изменились (если изменились) потребительские привычки?
Уверена, что женщины хотят испытать определенное состояние. И это самый дорогой продукт. Например, в нашей одежде каждая ловит свое состояние счастья и ощущение целостности, чувствует себя особенной и привлекательной. Сейчас повсеместно пропагандируется феминизм и то, что женщины одеваются только для себя, я же искренне надеюсь, что женщины хотят выглядеть великолепно и для мужчин. В моем идеальном мире мне бы хотелось, чтобы женщины не теряли свою женственность, поэтому наша одежда всячески помогает ее подчеркнуть.
Очевидно, что вещи из премиальных тканей хочется трогать, примерять. Как распределяются продажи между интернет-магазином и офлайн?
На данный момент продажи делятся поровну. Большую роль сыграл бутик — в нем все стремятся оказаться. Это было моей главной целью — создать пространство, из которого женщина не захочет уходить и поход в которое можно сравнить с посещением театра или галереи. И, судя по отзывам моих подруг, знакомых и клиентов, с которыми общаются наши менеджеры и стилисты, у нас это получилось. Если говорить про онлайн, то наши изделия мы отправляем в Лондон, Швейцарию, Дубай, Казахстан, Казань — клиентки уже знают наши лекала и уверенно заказывают вещи. К тому же у нас сильные менеджеры — они всегда помогут подобрать одежду, которая будет идеально сидеть по фигуре.
Премиальный бренд, помимо всего прочего, подразумевает уникальный клиентский сервис. Чем вы удивляете своих клиенток и как повышаете их лояльность бренду?
В первую очередь наша лояльность заключается в том, что мы предлагаем уникальный продукт. Я недавно была в Дубае и во время шопинга одномоментно расстроилась, но потом возгордилась тем продуктом, который создаю сама. Вещи в бутиках совершенно не носибельные, однообразные, ткани буквально сыплются в руках. Я не купила себе ничего, кроме обуви и сумок, то есть того, что я сама пока не произвожу. Поэтому наша лояльность — это уникальный продукт, который находится на одном уровне (а иногда и выше) премиальных международных брендов. Мы делаем все для того, чтобы женщина получала не просто красивые вещи, но еще комфортные и качественные, которые прослужат ей годами и всегда будут актуальными. Я уверена, что изделия SASHASKVO можно передавать своим дочерям.
Поделитесь вашими планами на ближайшее время? Какой следующий шаг после открытия бутика?
В ближайшее время мы буквально через дорогу от бутика открываем офис площадью 400 кв. м с девятиметровыми потолками и витринными окнами по всему периметру. Удивительно, но этот офис — точная визуализация картинки с моего мудборда. В офисе, помимо прочего, будет располагаться экспериментальный цех, примерочная, в которой все изделия можно будет подогнать по фигуре. Но есть и более глобальная цель, связанная с этим пространством, — я бы хотела, чтобы к нам на стажировку приходили талантливые студенты: конструкторы, технологи, дизайнеры. К сожалению, в профильных институтах молодые специалисты получают только теорию, оттачивать свои знания на практике им просто негде.
Вы не только владелица бизнеса и дизайнер, но еще и мама двоих детей. Как вы переключаетесь и что для вас служит лучшим источником вдохновения?
Это сложный вопрос. Как человек творческий, я постоянно в нем нуждаюсь. И отчетливо осознаю: когда вдохновения нет, я создаю вещи, которые сама не хочу носить. И, как следствие, мы их не выпускаем. Но со временем я научилась быть более спокойной ради этого вдохновения, что, конечно, сложно дается, учитывая, в каком бешеном ритме я живу и сколько ролей нужно совмещать — управлять бизнесом, растить детей, не отказываться от личной жизни, заниматься спортом и сохранять молодость. Современная женщина очень много всего должна успевать, но в этом есть своя прелесть. Если говорить про какие-то конкретные примеры, то у меня есть правило — перед сном я всегда слушаю музыку на пластинках. В каком бы я состоянии ни была, я просто ложусь на диван, бывает, иногда даже не раздевшись, просто включаю музыку, чтобы у меня появились силы, чтобы хотя бы раздеться.
Как вы сами для себя определяете секрет успеха бренда и чем его измеряете?
Для меня важно нести смыслы. Я не хочу пачками выпускать одноразовый продукт, который будет засорять природу. Поэтому я создаю качественные, уникальные вещи, которые можно носить не один сезон. А еще успех для меня — быть счастливой. И сегодня я абсолютно счастлива — во многом благодаря новому бутику, изделиям, которые я создаю, и женщинам, которые восторженно смотрят на себя в зеркало, когда их примеряют.
Материал написан в рамках РБК х VOYAH Fashion November — проекта РБК о российской индустрии моды при поддержке VOYAH — бренда инновационных электромобилей и гибридов класса премиум.
Связь бренда и проекта очевидна: как профессиональные дизайнеры ищут баланс между эстетикой и функциональностью, так и автопроизводители стремятся к поиску золотой середины между технологичностью, тихой роскошью и осознанным потреблением. Автомобиль — важный элемент личного имиджа, и прогрессивная аудитория уже отказывается от автомобилей на ископаемом топливе, устремив свой взор на VOYAH как модного единомышленника своего персонального образа. Подробнее о моделях можно узнать тут.
Реклама, ООО «Моторинвест»