Кто и зачем приезжает в Россию из стран Ближнего Востока
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), в первой половине осени компании, занимающиеся приемом туристов, отметили рост числа бронирований по сравнению с аналогичным периодом 2023 года в полтора-два раза. На второе место после традиционно лидирующих китайцев (65% всех иностранных туристов) вышли путешественники с Ближнего Востока, на которых, по данным АТОР, суммарно составили 23% от иностранного въездного потока. Из них 10% приходится на ОАЭ, 8% на Иран и 5% — на Саудовскую Аравию и другие страны Персидского залива, в числе которых принимающие компании чаще других называют Иран, Катар, Бахрейн, Оман и Кувейт.
По словам генерального менеджера отеля «Балчуг Кемпински Москва» Лады Самодумской, в августе впервые за последние 25 лет количество россиян, проживающих в отеле, было меньше, чем доля гостей из иностранного государства — в данном случае из ОАЭ.
Как рассказала гендиректор компании «Тари Тур» Марина Левченко, Россия популярна у ближневосточных туристов с 2021 года — с момента, когда в Москве и Санкт-Петербурге ковидные ограничения были сведены к минимуму. Туристы приезжали, чтобы спокойно гулять, ходить в рестораны и торговые центры, в то время как во многих других европейских странах все еще было закрыто. Дальнейшим стимулом стало введение Россией электронной визы, получить которую стало проще и быстрее, чем бумажную в паспорт. По мнению Лады Самодумской, гостей также привлекают безопасность, чистота, удобная городская инфраструктура, высокий уровень сервиса. Не последнюю роль играют и цены — из-за падения рубля они выгодно отличаются от дорогой еврозоны. Не обошлось без лидеров мнений — блогеров с Ближнего Востока, которых стали приглашать российские отели.
Пики «ближневосточного» сезона в России — с мая по сентябрь, а с недавнего времени еще и с конца ноября по конец января. Летом туристы приезжают, чтобы сменить климат, — в это время температура в странах Персидского залива поднимается до +50. Зимой туроператоры, выражаясь профессиональным сленгом, «продают снег» — для арабских гостей это настоящая экзотика.
По словам представителей принимающих компаний, если раньше ближневосточные туристы нередко, особенно летом, проводили в России месяц и больше, то в последние два года сроки поездок сократились в среднем до двух недель из-за невозможности платить на месте картами зарубежных банков; плюс ко всему это максимальный срок действия электронной визы.
Летом туристы приезжают, чтобы сменить климат, — температура в странах Персидского Залива поднимается до +50. Зимой туроператоры «продают снег» — для арабских гостей это настоящая экзотика.
Кто куда
Едут в Россию как индивидуальные туристы, так и группы. Большинство — пары или семьи с детьми. Семьи, как правило, многочисленные — бывают даже по 20-30 человек. Еще приезжают молодожены на медовый месяц, правительственные делегации, деловые путешественники. Как утверждают в турфирмах, бронируют отели 4-5 звезд. В 4-звездочных останавливаются представители среднего класса, а в 5-звездочных — крупные бизнесмены, высокопоставленные чиновники и члены королевских семей.
Вопреки стереотипам, женщины далеко не всегда путешествуют в сопровождении мужчин — например, среди клиентов «Тари Тур» есть различные женские ассоциации из Катара, которые приезжают группами по 20-40 человек. Бронируют туры и просто компании друзей — как женские, так и мужские. Средний возраст туристов 25–45 лет, хотя некоторые семьи привозят бабушек и дедушек. Клиенты 5-звездочных отелей нередко приезжают с нянями. Как рассказала генеральный менеджер The Carlton, Moscow Оксана Леоненко, летом она не без удивления обнаружила целую волну бронирований от гражданок Филиппин, а позже выяснилось, что это няни, которые сопровождают ближневосточные семьи.
По словам Марины Левченко, самые популярные города у индивидуальных туристов — Москва и Санкт-Петербург. Летом к ним присоединился Сочи, куда летали чартеры из Бахрейна. Среди групповых запросов также встречаются Казань, Мурманск, Карелия, короткие туры по Золотому Кольцу, но пока таких меньшинство.
Чем занимаются туристы из стран Ближнего Востока в Москве
Как рассказала шеф-консьерж отеля St. Regis Nikolskaya, вице-президент российского отделения ассоциации консьержей «Золотые ключи» Инна Белоус, самый популярный запрос от ближневосточных гостей — брони столиков в ресторане, иногда в два-три ресторана в день. На втором месте — билеты в цирк. Как утверждают в принимающих компаниях, летом путешественники любят гулять по городу, заказывают речные круизы, походы в зоопарк, катание на лошадях, квадроциклах и даже на танках. Зимой предпочитают снегоходы, хаски, лыжи, наблюдение за северным сиянием. Особенно нравится туристам российская природа — парки, фермы с животными, в общем, все то, чего им не хватает у себя дома в пустынном климате.
По словам Марины Левченко, одним из самых запоминающихся пунктов программы для туристов из Катара прошедшим летом стало посещение Лосиного острова, где они с восторгом кормили лосей морковками. Еще один неизменный номер программы — фото с дрессированным медведем Степаном, который живет там же и даже имеет собственный сайт. Среди популярных детских развлечений — парки «Сказка» и «Остров мечты». В последний год-два большим спросом стали пользоваться поездки в загородные отели в Подмосковье и Ленобласти, где рядом есть леса и озера.
Любят арабские гости и шопинг, причем покупают в основном одежду российских дизайнеров и, конечно же, теплые вещи для морозной зимы, которые, по словам сотрудников отелей, нередко после отъезда оставляют в номерах. У клиентов 5-звездочных гостиниц большой спрос на медицину и эстетические услуги, от «уколов красоты» до пластической хирургии. А вот в музеи ближневосточные гости не ходят — не интересуются ни Кремлем, ни Эрмитажем и вообще не любят, когда программа слишком насыщена.
Вызовы и перспективы
Как утверждает сотрудник компании «Чайна Трэвел» Елена Волкова, практически все ближневосточные гости требуют к себе индивидуальный подход, им хочется чувствовать себя уникальными, не такими, как другие туристы. Туроператоры считают, что прием таких клиентов больше привлекателен для отелей, чем для принимающих компаний, поскольку, в отличие, например, от китайцев, арабы редко бронируют пакеты услуг и предпочитают заказывать экскурсии и развлечения уже на месте, в отеле через ресепшн или консьержей.
Основные вызовы, с которыми сталкиваются отели, — пожелания заселиться большой семьей в один номер, не рассчитанный на столько человек, запросы на соединяющиеся номера. Как утверждают отельеры, гости с Ближнего Востока очень любят заказывать доставку еды в номер и обедать прямо в кровати. Многие привозят с собой кофейники, чтобы готовить кофе в номере, а также благовония, которыми щедро опрыскивают комнаты. Еще одна особенность — отсутствие планирования поездок, запросы на экскурсии в последний момент, иногда буквально за час. Нормой считается опоздание на 15-30 минут.
Несмотря на то что ближневосточные туристы активно бронируют столики в ресторанах, для местного общепита они не слишком доходные гости, поскольку практически не пьют алкоголь и не оставляют чаевых, могут забронировать столик и не прийти, не отменив бронь. Многие, включая тех, кто останавливается в отелях класса люкс, предпочитают ресторанной еде фастфуд. Известны случаи, когда туристы, которые бронировали на две недели президентский люкс стоимостью почти 2 млн. руб. в сутки, регулярно заказывали доставку из «Вкусно и точка».
Сотрудникам отелей приходится помнить про гендерный этикет — например, в номер к женщине не может войти сотрудник мужчина. В холодное время гости нередко заходят в общественные места в верхней одежде и головных уборах, не отдавая себе отчет, что в помещениях совсем не холодно. Далеко не все туристы могут объясняться по-английски, хотя большинство базово понимает этот язык. По мнению сотрудников, сложнее приходится отелям категории 4 звезды, поскольку клиенты «пятерок», как правило, имеют больший опыт путешествий и хорошо знакомы с западной культурой.
Многие, включая тех, кто останавливается в отелях класса люкс, предпочитают ресторанной еде фастфуд.
Как рассказал Станислав Ивашкевич, руководитель управляющей и консалтинговой компании в сфере гостиничного бизнеса Ivashkevich Hospitality, с похожими проблемами российские отели и принимающие операторы столкнулись, когда в Россию массово поехали туристы из Китая, однако благодаря просветительской работе за несколько лет ситуация изменилась. Вызовы можно свести на нет, если отели и принимающие компании будут рассказывать будущим туристам и своим ближневосточным коллегам-туроператорам про местные культурные особенности. Например, про то, что в большинстве ресторанов в России, в отличие от Ближнего Востока, сервис не включен в счет, а во всех помещениях есть центральное отопление, и в верхней одежде не принято сидеть за столом. Что найти гида в Москве за час довольно проблематично, а опоздание на полчаса в определенных случаях может сократить продолжительность экскурсии, так как есть другие брони. Что планировать отпуск в России лучше всего заранее — и тогда все будут довольны и рады.