Впечатления, 15 окт, 13:40

Что смотреть на кинофестивале The Art Film Festival

О фестивале The Art Film Festival, который пройдет 21 октября — 3 ноября, рассказывает его программный директор Марина Торопыгина
Читать в полной версии
(Фото: пресс-служба)

The Art Newspaper Russia совместно с фондом In artibus проводят 7-й фестиваль фильмов об искусстве. В этом году он получил новое название — The Art Film Festival и расширил свои границы: наряду с традиционными показами в Москве фильмы программы можно будет увидеть во Владимире, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми и Самаре. В лентах этого года можно отметить два главных сюжета: диалог художников и тему становления уникальной личности автора, иногда в конфликте с традиционными представлениями о прекрасном.

«Чувство ритма»

2023, Франция, Индия, реж. Ила Бека и Луиза Лемуан

Ила Бека и Луиза Лемуан снимали рабочий день знаменитого индийского архитектора и дизайнера Биджоя Джайна, пытаясь уловить ритм жизни его самого, окружающих его людей и животных и обнимающего их мегаполиса: мы увидим архитектора в его доме, в студии, в мастерских, на улицах Мумбая. Ведь Биджой Джайн и вернулся когда-то в родной город, чтобы оставаться в ритме, определяющем его творчество. Режиссеры общаются с архитектором уважительно, но в то же время на равных, как коллеги. Они здесь в хорошем смысле гости, а не просто наблюдатели. Сами Ила Бека и Луиза Лемуан работают вместе 15 лет и, можно сказать, уже достигли статуса классиков: недавно музей Метрополитен приобрел полную коллекцию их фильмов, посвященных взаимоотношениям человека и среды его обитания, в частности, объектам, созданным наиболее интересными архитекторами современности в разных точках земного шара, от Копенгагена до Японии.

Кадр из фильма «Чувство ритма» (Фото: пресс-служба)

«Глазами Джейми Уайета»

2024, США, реж. Гленн Холстен

Джейми Уайет — наследник знаменитой династии американских художников. Его отец — Эндрю Уайет, автор культовой картины «Мир Кристины», а дедушка Ньюэлл Конверс Уайет был знаменитым иллюстратором. Свое детство Джейми Уайет провел на скалистом побережье штата Мэн и среди холмов Пенсильвании, а в молодости оказался в эпицентре художественной жизни Нью-Йорка. Глядя на пейзажи и жанровые сцены Уайета, понимаешь, что и виртуальное, и реальное общение с другими живописцами знаменитой династии Уайет, безусловно, стало источником вдохновения для его собственного стиля. Один из интересных сюжетов фильма — визуальный диалог двух живописцев: Уайет пишет портрет Энди Уорхола, а Уорхол в ответ портрет Уайета. Но если этот диалог можно сравнить с выстрелами на дуэли, то отношения Джейми Уайета с Рудольфом Нуриевым и историю создания портрета великого танцовщика можно описать как затяжной поединок, продлившийся полтора года.

Кадр из фильма «Глазами Джейми Уайета» (Фото: пресс-служба)

«Арте повера»

2024, Италия, реж. Андреа Беттинетти

История возникновения и развития одного из самых влиятельных движений в искусстве XX века, называемого буквально «бедным» — арте повера. Вместе с режиссером мы путешествуем по галереям, музеям и мастерским, возвращаемся к прошлому, чтобы лучше понять настоящее и заглянуть в будущее. Как это часто бывает с новыми направлениями в искусстве, арте повера, подрывавшее привычные эстетические каноны своего времени и вызывавшее отторжение, со временем стало восприниматься как символ эпохи. Поседевшие герои революционного художественного движения Джулио Паолини, Джузеппе Пеноне, Микеланджело Пистолетто и другие ведут в фильме диалог и друг с другом, и сами с собой, словно с некоторым удивлением встречаясь с собственным прошлым. Сталкивая в фильме фрагменты интервью полувековой давности с сегодняшними комментариями, авторы фильма рефлексируют о том, как бунтарский порыв 1967 года превратился в классику современного искусства.

Кадр из фильма «Арте повера» (Фото: пресс-служба)

«Далекие близкие»

2024, Италия, реж. Марко Туллио Джордана

Действие фильма происходит в Виченце между 1980 и 2000 годами. В семье состоятельного врача и его красавицы-жены Марии рождается долгожданная дочь Ребекка. Но большое родимое пятно на лице девочки кажется ее матери дурным знаком, она отдаляется от дочери и пытается сократить ее контакты с окружающими. Одиночество способствует пробуждению у девочки интереса к музыке, и это увлечение поддерживает сестра ее отца, известная пианистка. В главной роли — молодая итальянская пианистка Беатриче Барисон, лауреатка международных конкурсов, в кино это ее дебют. В основе сценария — одноименный роман Мариапии Веладиано, получивший в 2010 году премию Итало Кальвино. Экранизации — всегда повод для дискуссий и даже конфликтов, но в данном случае диалог режиссера и писателя был вполне дружеским. Писательница отправила режиссеру благодарственное письмо, восхитившись тем, как он сумел воплотить на экране придуманных ею персонажей.

Кадр из фильма «Далекие близкие» (Фото: пресс-служба)

«Трагедия в углу»

2024, Россия, режиссер Майя Данилевская

Художница, арт-критик и сценаристка фильма Диана Мачулина изучает художественную жизнь России вдали от мегаполисов. На основе ее книги в сотрудничестве с режиссером Майей Данилевской и был создан этот фильм, который включает пять новелл о художниках из Удмуртии, Пермской, Свердловской и Калининградской областей и из Северной Осетии-Алании. Сама Мачулина беседует с художниками, а зритель сможет увидеть перформансы Елены Рэмбо, ритмические фрески Ильи Гришаева, документальные фотографии Федора Телкова, работы феминисток и видеоперформанс Александры Артамоновой и Евгении Лаптевой, а также многое другое. Очевидно, что авторы задают своим героям вопрос, легко ли живется художнику в провинции. Но Анна Кабисова отвечает на него встречным вопросом: «Современное искусство — это зеркало. Сможете ли вы жить, не смотрясь в него?» Поэтому выбор «места работы» принципиально важен для героев фильма, они говорят о людях, которые их окружают, и в то же время сопротивляются унификации. Именно это умение быть «локальным», возможно, и открыло/открывает/откроет им дорогу к востребованности глобальной.

Кадр из фильма «Трагедия в углу» (Фото: пресс-служба)

«Филонов»

2024, Россия, реж. Никита Снегов

Фильм посвящен творческому пути и судьбе наследия одного из самых загадочных художников XX века. Работы и творческий метод Павла Филонова неоднозначно оценивались как современниками, так и потомками. Он был строг и требователен к себе и своим работам, он никогда не продавал свои картины и завещал их государству. Сложный для восприятия мир его картин настолько уникален, что продолжает привлекать внимание ценителей искусства — и бескорыстных зрителей, и заинтересованных коллекционеров. Современному зрителю, утомленному компьютерной графикой и фрактальным искусством, может даже показаться, что стиль Филонова выглядит так, как если бы он уже в начале XX века предчувствовал возможности цифрового изображения. Поэтому в фильме картины художника, воссозданные графическими дизайнерами, оживают. Творческий метод Филонова комментируют Евгения Петрова, Андрей Сарабьянов и Ирина Пронина. Один из важных сюжетов фильма — история похищения и возвращения в Россию рисунков художника.

Кадр из фильма «Филонов» (Фото: пресс-служба)

«Критика мертва, да здравствует критика!»

2024, США, реж. Мэри Луиз Шумахер

Фильм приглашает зрителя к разговору о сложной и важной профессии художественного критика. Именно он обеспечивает контакт художника с аудиторией: их профессиональная подготовка, знание истории искусства и энтузиазм первооткрывателей призваны как поддержать художника в его творческих поисках, так и объяснить зрителю, чем интересны и ценны для него эти не всегда понятные на первый взгляд произведения современного искусства. Весь XX век можно считать эпохой расцвета и наибольшей востребованности профессии арт-критика: отделы художественной критики были во всех крупнейших медиа. Сможет ли профессиональный критик остаться востребованным в стремительно меняющемся мире современного искусства и коммуникаций сейчас, когда социальные сети предоставляют заманчивую возможность высказаться всем желающим? Мы наблюдаем, с одной стороны, глобальный кризис профессии, которая объясняет, что такое искусство, а с другой — рост интереса к искусству во всех его видах и проявлениях. Понятно, что наивного любительского взгляда в такой ситуации может оказаться недостаточно — ведь простота, в том числе и простота интерпретации, как известно, хуже воровства.

Кадр из фильма «Критика мертва, да здравствует критика!» (Фото: пресс-служба)

«Рембрандт. Посвящение LK 15:11-32»

2024, Россия, реж. Андрей Кречетов

Инсталляция Александра Сокурова, посвященная притче о блудном сыне, впервые была представлена в русском павильоне на венецианской Биеннале в 2019 году. Затем в 2020 году экспозиция была воссоздана в Белом зале Государственного Эрмитажа. Сокуров вступает в диалог с Рембрандтом, ведь в Эрмитаже хранится одна из лучших коллекций работ великого мастера. Режиссер даже говорит в одном из интервью, что судьба привела его в Санкт-Петербург именно для встречи с великим музеем. В свое время Александр Сокуров поставил в его залах свой «Русский ковчег», и тогда уже камера оператора Тильмана Бюттнера, снимавшего фильм, по замыслу режиссера, одним кадром, двигаясь по залам музея, останавливала свой взгляд на картинах Рембрандта. В своей инсталляции по мотивам евангельского сюжета о блудном сыне Сокуров делает еще один шаг навстречу гению XVII века. Наблюдает за этим процессом выпускник мастерской Сокурова, снимающий фильм о том, как работает его мастер, — так выстраивается еще один диалог, открывающий зрителю, как общаются между собой художники.

Кадр из фильма «Рембрандт. Посвящение LK 15:11-32» (Фото: пресс-служба)

«Король Лир»

2024, Россия, реж. Сергей Потапов

Встреча с классикой — серьезное испытание и в то же время необходимое условие для развития художника. «Король Лир» испытал не одну постановку и экранизацию. В заглавной роли блистали и Лоуренс Оливье, и Орсон Уэллс, и Юри Ярвет. Акира Куросава перенес действие великой трагедии в средневековую Японию, а Сергей Потапов нашел своего Лира в современной Якутии, переведя Шекспира на язык олонхо. Его фильм соединяет эстетику мамблкора с классической трагедией: это история о том, как молодой режиссер ставит спектакль в пансионате для престарелых. Он долго не может найти кандидата на главную роль — им оказывается в итоге только что прибывший в пансионат Алексей. Уже в сцене, где его отдают врачам две элегантно одетые внучки, можно догадаться, что история короля Лира в чем-то близка этому человеку. В фильме вместе с профессиональными актерами снимались пациенты интерната для пожилых людей.

Кадр из фильма «Король Лир» (Фото: пресс-служба)

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»