Впечатления, 08 окт, 21:15

Овертуризм как антитренд: где и почему путешественникам не рады местные

Избыток туристов в некоторых городах приводит к неприятным последствиям: от порчи достопримечательностей до повышения цен на жилье для местных жителей. Рассказываем, где проблема достигла апогея и как власти пытаются бороться
Читать в полной версии
Фото: Anna Yordanova / Shutterstock

Последние двадцать лет до пандемии прошли под эгидой стремительного развития международного туризма — за это время он вырос вдвое. Сейчас, когда ограничения и локдауны позади и туротрасль оправилась от потрясений, популярные туристические направления, казалось бы, должны торжествовать. Но маятник качнулся в другую сторону. Туристам теперь рады далеко не везде.

В последний год-два в мире все больше и больше говорят о так называемом овертуризме (от англ. оvertourism — избыточный туризм), его негативном влиянии на жизнь местных сообществ и сохранность достопримечательностей. Если во время пандемии регионы и даже целые страны, десятилетиями жившие за счет приема туристов, жаловались на потерю доходов, то теперь выясняется, что туризм для отдельных регионов перестал быть благом: путешественников обвиняют в порче городского имущества и исторических памятников, отсутствии уважения к местной культуре и обычаям.

Туристам теперь рады далеко не везде.

По данным Всемирной туристской организации UN Tourism (до 2023 года — UNWTO), за семь месяцев 2024 года мировой туристический поток составил 96% за тот же срок 2019 года. Почему же на эту чрезмерность стали жаловаться именно сейчас, когда отрасль еще даже не достигла доковидных показателей?

В путешествие ради селфи

Причина в совокупности сразу нескольких факторов. Это отложенный спрос у путешественников, с одной стороны, и вызванное локдаунами изменение привычек в пользу более спокойного ритма жизни — с другой. Еще стало больше цифровых кочевников, чья миграция в популярные туристические места изменила рынок недвижимости и принесла непривычные запросы и практики. Параллельно растет количество авиаперевозок и предложений аренды квартир: они сделали путешествия более доступными. Туризм, по своей природе призванный способствовать взаимопониманию и культурному обмену между народами и странами, превратился в одну из форм потребительства. Этому способствовала и достигшая апогея популярность соцсетей.

Инфлюенсеры и блогеры задают туристическую моду и провоцируют наплывы туристов в какие-то определенные места, а их фолловеры зачастую отправляются в путешествие не столько для того, чтобы познакомиться с другой культурой, сколько ради селфи или видео возле запавшей в душу достопримечательности.

Согласно опросу, который в прошлом году провела компания American Express среди жителей Австралии, Канады, Гонконга, Мексики, США и Великобритании, 49% путешественников при планировании поездки ориентируются на мнение популярных блогеров. 36% всех опрошенных признались, что хотят похвастаться своими путешествиями в соцсетях, а среди миллениалов и поколения Z доля таких составила 49%. Для многих туризм перестал быть осознанным: по данным American Express, 49% путешественников отправляются в путешествие вообще без каких-либо четких планов.

Фото: unsplash

Больше туристов — меньше комфорта

По количеству проблем, вызванных овертуризмом, лидируют города Европы. Недавно отраслевой сайт Holidu.de, Euromonitor International и Немецкий институт экономических исследований составили топ-лист самых перегруженных путешественниками европейских городов. За основу было взято соотношение местного населения и количества туристов по итогам 2023 года. Первое место занял хорватский Дубровник, в котором на одного горожанина приходилось 27 туристов. Такой бешеной популярностью городок обязан не только любителям пляжного отдыха, но и, например, поклонникам сериала «Игра престолов», съемки главных сцен которого проходили в этом средневековом городе. На втором месте — греческий остров Родос, количество туристов на котором в прошлом году превысило местное население в 26 раз, а отели подорожали на треть. Венеция с 21 туристом на одного венецианца на третьем месте, четвертое занимает столица Крита Ираклион (18), пятое — Флоренция (13). Следующая пятерка выглядит так: Рейкьявик (12 гостей на одного горожанина), Амстердам (12), Лиссабон (11), Порту (10) и Дублин, в котором на одного дублинца приходится 9 визитеров.

Дубровник, Хорватия (Фото: Fotokon / Shutterstock)

В конце прошлого года портал CNN Travel также опубликовал список городов, страдающих от избыточного туризма и, следовательно, от дополнительного шума, загрязнения, трафика и нагрузки на инфраструктуру. Возглавляет антирейтинг Амстердам, затем идут Афины, остров Бали, Барселона, Майами, Париж, Пхукет и Венеция.

Инфлюенсеры и блогеры задают туристическую моду и провоцируют наплывы в какие-то определенные места, а их фолловеры часто отправляются в путешествие не столько для того, чтобы познакомиться с другой культурой, сколько ради селфи или видео возле знаковой достопримечательности.

География чрезмерного туризма вовсе не ограничивается этими хит-парадами. В минувшем августе жители Котора в Черногории забили тревогу, когда в один день к городском порту причалили сразу четыре круизных корабля, и на берег сошли около 5 000 туристов. Если учесть, что местных жителей в городе всего чуть больше 13 000, то их можно понять. Прибавьте к этому всему еще и сотни прибывающих в Которскую бухту на яхтах, а также поклонников снимавшегося здесь фильма «Казино «Рояль», которые добираются по суше.

Протестовали против туристов в этом году и на Санторини, когда в один прекрасный июльский день на маленький греческий остров прибыло 17 000 путешественников, а местных жителей советник мэрии греческого курорта Панос Кавалларис призвал не выходить из домов, чтобы гости могли свободно передвигаться по узким улочкам. Разумеется, главе тут же прилетело от горожан и местной прессы, и он спешно удалил свой пост, но осадок остался. Римляне пришли в бешенство, когда одна туристка залезла в фонтан Треви, чтобы набрать воду в бутылку, а другой путешественник вырезал свои инициалы на стене Колизея.

В Каталонии местные нудисты жалуются, что соответствующие пляжи заполонили одетые туристы, которые еще и выражают недовольство видом раздетых, Амстердам стонет от бесчинств иностранных любителей запрещенных вне Голландии веществ и мальчишников в красном квартале.

Цифровые кочевники сильно досаждают жителям Лиссабона — из-за обилия высокооплачиваемых иностранных специалистов цены в городе выросли практически на все, и зарплаты местных, которые в Португалии и так невысоки относительно остальной Европы, сильно снизили свою покупательную способность. Горожане утверждают, что «кочевники» изменили гастрономическую картину города — многим не нравится португальская кухня, и вместо старых добрых местных ресторанов стали открываться суши-бары и веганские кафе. На схожие проблемы жалуются и за пределами Европы — на Бали и в Чианг-Мае, в Медельине и Майами, где благодаря цифровым кочевникам, переместившимся из дорогого Нью-Йорка и других крупных городов, цены на аренду существенно выросли еще во время пандемии.

Лиссабон, Португалия (Фото: Radiokafka / Shutterstock)

Мексика занимает шестое по посещаемости место в мире — в прошлом году страна приняла 42 млн туристов.

Римляне пришли в бешенство, когда одна туристка залезла в фонтан Треви, чтобы набрать воду в бутылку, а другой путешественник вырезал свои инициалы на стене Колизея.

Путешественники пополнили казну на более чем 46 млрд. долларов, однако, как рассказал посол Мексики в России Эдуардо Вильегас Мехиас, страна тоже испытывает экологические и социальные последствия массового туризма. Особенно это касается центра и юга. «Больше всего страдают пляжные направления и города, построенные в колониальную эпоху. Например, Тепостлан, Реал-дель-Монте и Сан-Кристобаль-де-лас-Касас сталкиваются с реальными проблемами, связанными с сохранением исторического и природного наследия, ростом цен на продукты и жилье, проблемами территориального планирования», — пояснил посол. По его словам, одно из среднесрочных и долгосрочных последствий туризма — джентрификация. Коренные жители некоторых центральных районов Мехико или Сан-Мигель-де-Альенде переселяются в другие районы или пригороды из-за высокой стоимости аренды, исчезновения местной торговли (соседних магазинов) и чрезмерной эксплуатации ресурсов, таких как вода и почва. Проблема добралась даже до довольно нишевой в плане туризма Камбоджи — правда, там всему виной не обитатели хоум-офисов, а фанаты компьютерной игры Temple Run, действие которой происходит на территории комплекса Ангкор-Ват. Возле древних храмов тиктокеры устраивают съемки, пытаясь имитировать действия игры и совершенно не осознавая, что находятся на объекте ЮНЕСКО с 900-летней историей, который к тому же является действующей религиозной святыней.

Плата за беспокойство

Наиболее распространенный способ борьбы с избыточным туризмом — выстраивание финансовых барьеров. Если не получается ограничить поток, то пусть каждый турист платит за наносимый антропогенный ущерб. Например, в Италии во многих городах несколько лет назад ввели туристический налог, а теперь планируют сделать его единым для всей страны. Предполагается, что сумма будет варьироваться от 5 до 25 евро в сутки, в зависимости от стоимости гостиничных номеров. Разумеется, от этой инициативы совсем не в восторге отельеры. Сейчас размер налога зависит от категории отеля, максимальная ставка во Флоренции: восемь евро за ночь в 5-звездочном отеле.

В Венеции с апреля ввели плату 5 евро за вход в исторический центр для туристов, посещающих город одним днем, и в будущем году собираются ее удвоить. Городские власти Рима обратились в Минкульт Италии с просьбой ограничить и сделать платным доступ к фонтану Треви.

Туристы у фонтана Треви (Фото: unsplash)

В черногорском Которе, куда в летний сезон ежедневно заходят сотни лодок, яхт и круизных кораблей, с пассажиров судов взимают за посещение города один евро, и в нынешнем году появились призывы увеличить этот сбор. В Швейцарии гости популярного горнолыжного курорта Церматт за три ночи платят туристический налог 12 евро, и власти подумывают, чтобы ввести аналогичную плату за однодневное посещение без ночевки, правда, пока это лишь планы без конкретных сроков.

Запреты и поощрения

Помимо сборов, вводят и всевозможные ограничения. Не так давно лимиты на заходы круизных лайнеров установили на греческих островах Санторини и Миконосе, похожую практику хотят внедрить в гавани Ираклиона. Барселона ввела запрет на швартовку круизных судов в своем центральном порту — теперь лайнеры заходят в южный порт, расположенный дальше от центра; также введен лимит на их количество. Кроме того, мэр города грозит в будущем отменить более 10 000 разрешений на сдачу квартир в краткосрочную аренду.

Проблема добралась даже до довольно нишевой в плане туризма Камбоджи, правда, там всему виной не обитатели хоум-офисов, а фанаты компьютерной игры Temple Run, действие которой происходит на территории комплекса Ангкор-Ват. Возле древних храмов тиктокеры устраивают съемки, пытаясь имитировать действия игры и совершенно не осознавая, что находятся на объекте ЮНЕСКО с 900-летней историей, который к тому же является действующей религиозной святыней.

Городские власти Флоренции три года назад ограничили вечерние прогулки по некоторым наиболее загруженным центральным улицам — исключения оставили лишь для посетителей расположенных на них баров и ресторанов.

А на Via de’ Neri, Piazzale degli Uffizi, Piazza del Grano и Via della Ninna запрещено есть вне заведений общепита: за это полагается штраф 500 евро.

Флоренция, Италия (Фото: unsplash)

В Амстердаме решили всерьез бороться с туристами-искателями приключений и в прошлом году наложили серию ограничений в квартале красных фонарей: запретили курение каннабиса с четверга по воскресенье, сократили часы работы публичных домов. Кроме того, городские власти наложили вето на строительство отелей — открыть новый можно будет только, если закроется один из старых, а в аэропорту Schiphol ограничили количество коротких рейсов.

В ход идут и различные мотивационные кампании — от улицы до интернета. В хорватском Сплите повсюду развесили таблички на английском, предупреждающие о штрафах за распитие спиртного, а также рвоту и испражнения в публичных местах.

Власти Амстердама в прошлом году устроили хитроумную англоязычную интернет-кампанию «Stay Away» (от англ. — «Держись подальше»), в рамках которой в поисковиках при запросе «мальчишник в Амстердаме» система выдавала ролик, предупреждающий о последствиях безответственного поведения.

Дания же пошла другим путем и решила, наоборот, поощрять туристов за хорошее поведение — отказ от автомобилей в пользу велосипедов или общественного транспорта, добровольный сбор мусора в городских парках и другие благие для экологии и города деяния. Национальный совет по туризму представил программу Copenpay, согласно которой посетители определенных кафе, пришедшие со своими многоразовыми стаканчиками, смогут получить бесплатный кофе. В числе прочих бонусов за общественно полезную активность — бесплатные коктейли или дополнительное время на городском искусственном лыжном склоне.

Копенгаген, Дания (Фото: unsplash)

Расширение и перераспределение

Еще один способ снизить нагрузку — расширить туристическую инфраструктуру и перераспределить турпотоки. Например, на мексиканском полуострове Юкатан, где основная масса туристов предпочитает селиться в Канкуне и Плайе-дель-Кармен, в прошлом году был запущен поезд «Майя», соединяющий исторические города, аэропорты и морские порты в штатах Кинтана-Роо, Юкатан, Кампече, Табаско и Чьяпас. Если учесть, что до этого в современной Мексике пассажирских железных дорог не существовало в принципе, то проект можно назвать очень амбициозным — его курировал сам президент.

Удастся ли таким образом решить проблему «много путешественников в одном месте», покажет время, однако уже сейчас туристам стало проще добавлять к пляжному отдыху экскурсии, не привязываясь к одному месту на весь отпуск.

По словам Эдуардо Вильегас Мехиаса, в стране создаются и новые туристические маршруты — например, туристический центр Ислас-Мариас, маршруты для любителей текилы, мескаля и вина, соуса и блюда моле, кофе и какао. Также в Мексике намерены усилить дифференцированный маркетинг, продвигающий туризм в межсезонье и содержащий рекомендации по ответственному туризму.

Конечно, мексиканский опыт подходит не для всех: новые маршруты могут позволить себе лишь большие страны с богатым туристическим потенциалом. А вот маркетинг — средство универсальное.

Пассажиры делают селфи перед посадкой в поезд Maya на станции Мерида-Тейя в Тейе, штат Юкатан, Мексика (Фото: Koral Carballo / Bloomberg via Getty Images)

Когда «овер» не страшен

«Проблема избыточного туризма актуальна для определенных городов, однако, несмотря на очередные рекорды по туристическим потокам в мире, в подавляющем большинстве стран и городов такого явления пока нет», — убеждена исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. По ее мнению, России, даже таким популярным городам, как Москва, Санкт-Петербург или Сочи, этот феномен пока не грозит.

Не озабочены избыточным туризмом и в Швейцарии. Власти признают, что иногда на отдельных маленьких курортах случаются пиковые загрузки (к ним, например, относится вышеупомянутый Церматт), однако в целом беспокойство по поводу негативного влияния туристической индустрии испытывают лишь немногие швейцарцы. Это выяснилось при опросе населения, проведенного минувшей весной компанией Insight Institute AG по заказу Switzerland Tourism и Конференции региональных директоров по туризму страны. Согласно его результатам, лишь 5% респондентов проявили обеспокоенность, в целом же население Швейцарии положительно относится к туризму и высоко ценит его значение. И это отличный пример, что даже в очень туристической и небольшой стране можно организовать процесс так, чтобы всем было хорошо — и хозяевам, и гостям. Просто для этого, наверное, нужно быть четкими, как швейцарские часы.

Церматт, Швейцария (Фото: Bernsten / Shutterstock)

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»