Герои, 04 окт, 18:38

Соосновательница Face.АI и Teal — о карьере в технологиях и эмпатии

Технологический предприниматель Маргарита Репина рассказала, как она смогла добиться максимума, работая в корпорации, и почему решила создать Face.AI и венчурную студию для стартапов
Читать в полной версии
Фото: личный архив

Мир современных технологий часто ассоциируется с мужскими именами. Стив Джобс, Илон Маск, Марк Цукерберг, Павел Дуров — их имена знают все. Но все чаще на первый план выходят женщины, которые ломают стереотипы и доказывают, что в мире кода, алгоритмов и инноваций для них нет границ. Маргарита Репина — как раз подтверждение этого. Уже в студенческие годы, увлекаясь исследованиями в области экономики, она не боялась пробовать силы в реальных бизнес-проектах. Активная жизненная позиция привела ее в «Сбер», где она прошла путь от молодого специалиста до одного из самых молодых руководителей уровня CEO-2. В ее портфолио — запуск масштабных цифровых экосистем, управление сложными IT-проектами с миллиардными бюджетами и лидерство в больших командах. В какой-то момент Маргарита Репина приняла неожиданное решение — оставить высокопоставленную должность и посвятить себя новой миссии, созданию Face.AI и венчурной студии Teal, которая помогает развитию стартапов.

Расскажите, с чего все начиналось?

Я родилась в семье ученых и с детства слышала, что нужно постоянно учиться. Мой папа — кандидат экономических наук, а мама — философских. С ранних лет мне говорили, что я должна стать кандидатом наук и посвятить свою жизнь науке. Мне всегда была близка наука, но я чувствовала, что этого недостаточно, и хотела быть реализованной в бизнесе, применяя научные знания на практике.

Начиная с 18 лет стала совмещать бизнес (работу в стратегии в петербургских филиалах «Ренессанс Страхования», «Кит Финанс», ВТБ), общественные проекты (первый интернет-портал стажировок для студентов Санкт-Петербурга, проекты по финансовой грамотности для молодежи) и науку.

Больше десяти лет посвятила исследованиям в сфере макроэкономики и теории денег, вопросам инфляции и денежно-кредитной политики. Мои первые статьи были опубликованы еще в школе, когда мне было 15 лет, на малом экономическом факультете СПбГУ. Кандидатскую диссертацию по инфляции я защитила в 2017 году. Сейчас я продолжаю работать над научными статьями на стыке бизнеса и искусственного интеллекта, а также по теме технологических платформ и по экономической бихевиористике.

Как строилась ваша карьера после окончания университета?

Наука без практики и реальных исследований, основанных на данных, — это схоластика, поэтому мне всегда нравилось применять знания и методы, полученные мной из научной деятельности, в реальном масштабном бизнесе, а исследования обогащать практическими знаниями. Сразу после университета я пошла работать в международную консалтинговую компанию Kearney, затем запускала новые направления в бизнесе как стратег в Газпромбанке, а в 2016 году перешла в «Сбер», где начался мой путь в мире инноваций и технологий.

Какие проекты вы считаете наиболее значимыми для себя и почему?

Я участвовала в различных проектах, в том числе получивших признание на международном уровне, например премию Innovation in Digital Banking Awards 2020 за создание экосистемы, объединяющей более 40 партнеров из различных сфер — доставки еды, такси, цифрового здравоохранения, нейробиологии.

Моя задача состояла в разработке стратегии и бизнес-моделей по отдельным индустриям, включая e-commerce, индустрию развлечений, образование и другие. Результат — внушительные финансовые показатели. В первом полугодии 2021 года значительная часть доходов компании пришлась именно на небанковский бизнес, включающий в том числе и экосистему.

Еще одним важным проектом, которым я руководила, была цифровая платформа «Сбера» для «ГосТех», удостоенная премии «Технологический прорыв» в 2022 году. Это был новый вызов как с точки зрения технологий — на тот момент на рынке не было ни одной полноценной PaaS-платформы (Platform as a Service, «платформа как услуга»), так и с точки зрения управления проектом такой значимости для всей страны. Для его реализации требовалось не только стратегическое видение, но и способность эффективно управлять изменениями, развивать корпоративную культуру и мотивировать команду на достижение результатов. Самое ценное в этом проекте для меня — это то, что он позволил создать продукт, который может изменить жизнь многих людей в лучшую сторону.

Какие ключевые управленческие уроки вы вынесли?

Один из основных уроков — это необходимость уметь сочетать стратегическое видение с управленческой гибкостью, которая больше характерна для стартапов, чем для больших корпораций. В условиях быстро меняющегося рынка важно уметь адаптироваться и корректировать курс, не теряя из виду основную цель. Только в сочетании эти две вещи могут дать по-настоящему большой рост компании.

Независимо от того, насколько амбициозна стратегия, она не будет реализована без сильной и мотивированной команды. Я научилась тому, что лидерство — это не только про управление, но и про эмпатию, осознанное лидерство и создание условий, в которых люди могут раскрыть свой потенциал лучшим образом и внести максимальный вклад в общее дело.

Фото: личный архив

Что было самым сложным в работе над такими масштабными задачами? Ведь вы руководили проектами, которыми сегодня пользуются более 100 млн человек, на платформе «ГосТех» более 2,5 тыс. разработчиков реализуют 86 проектов.

Конечно, работать над проектами такого масштаба было сложно. Представьте: миллионы пользователей, огромные команды разработчиков, постоянные изменения и новые задачи. Когда проект касается миллионов людей, каждая ошибка может масштабироваться и привести к серьезным последствиям. Поэтому важнейшим элементом работы было создание структуры и процессов, которые позволяли быстро находить и устранять узкие места, без потери качества и с максимальной эффективностью.

Кроме того, на таких масштабных задачах важна гибкость: в процессе работы требования могли изменяться и нужно было быстро адаптироваться к новым условиям, оставаясь при этом в рамках сроков и бюджета. Это был своего рода баланс между скоростью, качеством и клиентским фокусом. Это как собирать пазл из миллиона деталей, где каждая деталь важна.

Еще одним вызовом была постоянная необходимость адаптироваться к изменениям. Технологии развиваются с невероятной скоростью, и то, что было актуально вчера, сегодня может уже устареть. Поэтому приходилось постоянно учиться, искать новые подходы и решения.

Что вас подтолкнуло начать свой собственный бизнес?

Всю свою карьеру я была предпринимателем, запускала большие проекты, создавая новые ценности из ничего. Но при этом меня всегда вдохновляла высокая степень свободы и скорость реализации идей, которая возможна, когда развиваешь свой собственный бизнес. Меня привлекала возможность создавать что-то новое, то, что может принести реальную пользу людям. Работа на большую компанию научила меня взаимодействовать с большими командами, управлять сложными проектами, принимать решения в условиях неопределенности.

Но в какой-то момент я поняла, что хочу большего. Мне хотелось сосредоточить свои силы на проектах, которые не просто эффективны с точки зрения бизнеса, но и несут в себе позитивные социальные изменения, делают мир лучше. Именно тогда и возникла идея создать Face.AI и Teal — венчурную студию, которая помогает стартапам воплощать их идеи в жизнь и при этом создавать продукты, приносящие пользу обществу.

Стремление приносить пользу обществу проходит через все ваши проекты. Как эта миссия воплощается в жизнь в работе со стартапами в рамках вашего нового проекта Teal?

В прошлом я много общалась с фаундерами из разных индустрий. Тогда я поняла, что небольшим компаниям, привлекающим венчурные инвестиции или стремящимся к успешному экзиту, не хватает понимания, как строить устойчивую бизнес-модель, где находятся их основные возможности для масштабирования, как системно работать над увеличением Customer Lifetime Value (CLTV), как выстраивать модель управления и стратегически планировать, чтобы опережать рынок и войти в тот самый успешный 1% стартапов.

Существует большой разрыв между в целом успешными стартапами и теми единицами, которые достигают стадии привлечения стратегического инвестора или успешной продажи. Вторые обычно не строят бизнес на коленке, а выращивают масштабируемую экосистему вокруг своих клиентов, которая функционирует на современно выстроенной бизнес-архитектуре и модели управления. Мне хотелось бы, чтобы среди тех стартапов, которые создают продукты, позитивно влияющие на мир, было больше компаний второго типа.

Это побудило меня создать Teal — компанию, миссия которой заключается в том, чтобы стимулировать развитие стартапов за счет человекоцентричной стратегии, этичных инноваций и построения команд на основе принципов осознанного лидерства. Мы работаем как венчурная студия, где мы не просто предоставляем консультации, а активно участвуем в бизнесе стартапов. На время мы становимся частью команды, чтобы помочь им создать бизнес-модели, способные радикально изменить индустрию и увеличить шансы на получение стратегических инвестиций и масштабирование в будущем.

Я вижу Teal не просто как консультанта, а как партнера стартапов. Я убеждена, что за IT-стартапами будущее. Именно они генерируют инновации, которые меняют мир. Наша миссия — помочь талантливым предпринимателям реализовать их потенциал на полную, превратить их идеи в успешный бизнес.

Мы разрабатываем стратегию масштабирования компании, трансформируем клиентский опыт, перезапускаем цифровые продукты в формате продуктовой лаборатории. Глубоко погружаясь в бизнес, мы улучшаем модель управления и производительность, чтобы компания была готова к быстрому росту. Наши клиенты — это стартапы со всего мира. За последний год среди них были компании из Великобритании, США, ОАЭ, Франции и других стран.

Фото: личный архив

С какими трудностями сталкиваются начинающие предприниматели и бизнесмены, которые решили расширить свой бизнес?

Одним из ключевых препятствий становится недостаток стратегического видения — многие компании не имеют четкого плана по масштабированию бизнес-модели и не понимают, где находятся их основные возможности для роста. Им зачастую банально не хватает кругозора, и они не видят, в какую сторону нужно развернуть бизнес-модель, чтобы компания приносила пользу максимальному количеству людей.

Также существует проблема с системным подходом — с общим клиентским опытом, ценностным предложением, ростом CLTV и созданием высокой лояльности через использование современных технологий. Удивительно, но факт в том, что многие стартапы на самом деле достаточно плохо понимают реальные потребности своей аудитории, не используют искусственный интеллект для персонализации клиентского опыта.

Еще одна сложность — это управление командой и организационной структурой, особенно когда бизнес быстро растет. Без осознанного лидерства и правильно настроенных процессов компаниям сложно поддерживать высокую производительность и адаптироваться к новым условиям. Кроме того, предприниматели нередко сталкиваются с трудностями при привлечении инвестиций на развитие, плохо понимают, что ищет и ждет от них стратегический инвестор, на каком языке с ним нужно говорить. В Teal мы также много помогаем фаудерам с этими аспектами.

Одним из ключевых препятствий становится недостаток стратегического видения.

Сегодня у вас в стадии разработки находится MVP для ИИ-стартапа Face.AI. Какую задачу он решает и насколько большой рынок у этого продукта?

Да, сейчас я активно работаю над MVP для нашего ИИ-стартапа Face.AI. Этот продукт предназначен для решения задачи персонализированного саморазвития с помощью искусственного интеллекта. Face.AI использует алгоритмы распознавания лиц для анализа эмоционального состояния, стиля общения и других поведенческих факторов, чтобы предлагать индивидуализированные рекомендации.

Основная цель — помочь пользователям улучшить свои навыки в различных областях, будь то профессиональное развитие, публичные выступления или управление стрессом. Сейчас мы активно работаем над созданием нейросети, интегрируя разные методологии профилирования и профориентации, готов первый прототип решения для тестирования.

Сегодня проникновение искусственного интеллекта на рынок коучинга и саморазвития достаточно низкое. Размер рынка саморазвития в целом — около $40 млрд в год, тогда как на цифровой сегмент приходится всего около $3 млрд, по разным оценкам, не говоря уже о том, что решения на основе ИИ практически отсутствуют. Мы видим, что смежные сегменты персонализированного обучения и тренингов на основе ИИ стремительно растут, так как компании и отдельные пользователи все больше заинтересованы в индивидуализированных решениях, которые могут адаптироваться к их уникальным потребностям. В совокупности с тенденцией к экстерриториальному найму и онлайн-образованию потенциал рынка Face.AI весьма значителен и охватывает миллионы потенциальных пользователей по всему миру.

Как вам удается совмещать карьеру и семейную жизнь?

Мой секрет — это четкая приоритизация и планирование не только работы, но и жизни, в том числе я обязательно планирую заранее отдых, у нас с мужем есть образовательная стратегия для детей, которая гибко адаптируется при изменении внешних условий.

И еще один важный принцип — когда занимаешься чем-то, полностью фокусируйся на этом деле. Условно, если я катаюсь с детьми на великах в будний день, я не буду отвечать на сообщения в чатах, читать почту или звонить по работе. И наоборот, когда я работаю, стараюсь, чтобы время детей было организовано так, чтобы я могла быть на 100% в рабочих процессах.

Конечно, не все так легко на деле, как это звучит, и у меня случаются разные сбои, переработки и усталость, но очень внимательно стараюсь это отслеживать вовремя и корректировать курс. В любом случае именно семья — моя поддержка, мои фанаты и главный источник счастья в жизни.

IT-сфера традиционно считается мужской. Приходилось ли вам сталкиваться со стереотипами и предубеждениями в связи с тем, что вы женщина в этой индустрии?

Да, конечно, такие ситуации бывали. Например, случалось, когда мой перформанс оценивали не строго по результатам, а через призму наличия у меня детей, предполагая, что я не смогу взять сложный проект, так как я мама и должна сидеть дома и, вообще, дети болеют.

На моем опыте зачастую именно женщины с детьми являются одними из самых продуктивных и организованных сотрудников, у них нет мотивации ходить на кофе-брейк по три раза в день, потому что есть жизнь помимо работы, в итоге задачи выполняются быстрее и эффективнее.

В моменты несправедливости важно не терять веры в себя и свои силы, фокусироваться на конкретных результатах вашей работы и научиться аргументированно вести переговоры как в процессе работы, так и по поводу своего карьерного развития.

Что бы посоветовали девушкам, которые только начинают свой путь в сфере технологий и предпринимательства?

Я верю, что женщины обладают необыкновенным потенциалом в бизнесе и технологиях, и моя миссия — помочь им быть смелее и раскрыть его на полную. Свой путь в технологиях я начала с большого энтузиазма и желания доказать, что женщины могут достичь успеха в любой сфере. Для меня в свое время стало открытием, что эмпатия в бизнесе — это не слабость, а суперсила. В мире, где жесткость часто считается нормой, умение понять и поддержать своих сотрудников делает вас не только хорошим лидером, но и человеком, к которому тянутся. Когда люди знают, что вы их понимаете, они готовы свернуть горы. Будьте человеком среди людей, и они пойдут за вами.

Я убеждена, что успех в бизнесе зависит от страсти, упорства и стремления к обучению и готовности упорно работать, засучив рукава, успех не зависит от пола. Технологии — это динамичная сфера, которая требует постоянного развития и адаптации. Здесь важно быть в курсе последних тенденций, не бояться ошибаться и учиться на своих ошибках. Важно также окружать себя талантливыми и мотивированными людьми, строить сильную команду и учиться друг у друга. И самое главное, не стесняйтесь быть активной и занимать свое место в обсуждениях. Ваше мнение важно, и его должны услышать. Если в переговорке за столом есть свободное место, не ждите приглашения — садитесь и высказывайтесь. Никто не сделает это за вас.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»