Впечатления, 19 сен, 14:43

Любовь, философия и нейроотличия: что смотреть на кинофестивале в «ГЭС-2»

С 20 по 29 сентября в Доме культуры «ГЭС-2» впервые пройдет Фестиваль единственных фильмов. В его программу вошли картины, которые стали у создателей единственными (или пока таковыми остаются). О семи необычных фильмах рассказывает кинокритик Тимур Алиев
Читать в полной версии
(Фото: Smudge Films)

«Хорошенькая» / Good One

Фильм открытия Фестиваля единственных фильмов от Индии Дональдсон. События разворачиваются вокруг троицы героев — 17-летней Сэм (Лили Коллиас), ее отца Криса (Джеймс Легро) и его лучшего друга Мэтта (Дэнни Маккарти). Все вместе они собираются для похода по Катскильским горам (горный хребет в Северных Аппалачах). Девушка складывает вещи без энтузиазма: с куда большим удовольствием она бы провела время дома, с друзьями.

В дороге между Крисом и Мэттом возникает конфликт, из-за которого Сэм приходится выслушивать ругань и взаимные обиды двух взрослых мужчин. Криса мучает кризис среднего возраста и недавний развод, Мэтта — неудачи в актерской профессии и трудности в общении с сыном. Вынужденно 17-летней девушке придется выступить медиатором и голосом разума в надежде предотвратить наступление точки невозврата в коммуникации близких ей людей.

Дональдсон ловко использует природное обаяние Лили Коллиас. Актриса работает в основном с помощью мимики. Камера время от времени фиксирует ее крупным планом — с выразительным взглядом, опущенными веками и пронзительным молчанием. Во время наблюдения за нюансами человеческого поведения можно насладиться не только красотами Аппалачей, но и чувственным опытом коллективных переживаний у подростков и их родителей. Мировая премьера «Хорошенькой» состоялась на фестивале «Сандэнс» в Америке, международная премьера прошла в рамках секции «Двухнедельник режиссеров» в Каннах.

Когда: 20 сентября, 19:30

Кадр из фильма «Хорошенькая» (Фото: Smudge Films)

«Выставка прощения» / Exhibiting Forgiveness

Полнометражный дебют Тайтуса Кафара, также посвященный препятствиям, возникающим в детско-родительских отношениях. Главный герой Таррелл (звезда «Лунного света» и «Больницы Никербокер» Андре Холланд) — знаменитый художник из Нью-Йорка, не знающий ни бед, ни проблем. Он любит свою жену-певицу (Андра Дэй), воспитывает замечательного сына, вот-вот откроется его новая большая выставка... Казалось бы, вот оно — счастье.

Но что-то Таррелла все-таки тревожит. Герою снятся кошмары, а среди картин появляется один и тот же образ темнокожего парня, как две капли воды похожего на него самого в юности. Неожиданно для художника в его жизнь спустя десятки лет возвращается отец (Джон Джелкс) — растративший весь потенциал мужчина, страдающий от наркотической зависимости, без определенного места жительства. Как его принять? Что за воспоминания о своем детстве Таррелл вытеснил из памяти?

Сюжет «Выставки прощения» отчасти автобиографичен и основан на семейных обстоятельствах, через которые прошел сам Тайтус Кафар: в реальности он и художник, и, по сути, прототип главного героя. С одной стороны, отец действительно имел отношение к зарождению его детских травм. С другой — раскрылся бы в нем талант, не проживи герой злосчастный травматический опыт? Вопросы, на которые нет простого и однозначного ответа — ни в обычной жизни, ни в этом фильме.

Когда: 22 сентября, 16:00

Кадр из фильма «Выставка прощения» (Фото: Shade Pictures)

«Аталанта» / L’Atalante

Один из лучших фильмов в истории мирового кино можно будет увидеть на большом экране в «ГЭС-2». Французская картина в жанре поэтического реализма от режиссера Жана Виго, который, несмотря на короткую жизнь (он не дожил даже до 30), оказал влияние на зарождение французской новой волны. Кино начинается со свадьбы капитана баржи «Аталанта» Жана (Жан Дасте) и деревенской девушки Жюльетты (Дита Парло), а продолжается их необыкновенным путешествием в Париж.

Обманчивая романтическая мелодрама «Аталанта» довольно быстро трансформируется в сложносочиненное философское кинопроизведение. Виго то и дело раскачивает «лодку любви», балансируя вместе с Жаном и Жюльеттой между сном и реальностью. Герои подолгу смотрят на воду, спорят с пожилым боцманом (Мишель Симон) и сражаются со скукой — Жюльетте от монотонных пейзажей морских горизонтов становится не по себе.

В «Аталанте» есть и сюрреализм, и сверхъестественное, и нечто загадочное — неудивительно, что с точки зрения жанра кино не укладывается в рамки. Сентиментальная нежность влюбленных здесь тонко переплетается с искрометным юмором, за который по большей части отвечают «морской волк» Жюль и его многочисленные коты. Снимал фильм оператор Борис Кауфман — брат советского режиссера Дзиги Вертова. Спустя много лет знаменитую сцену из «Аталанты» цитировал в своем кино Эмир Кустурица.

Когда: 25 сентября, 16:00

Кадр из фильма «Аталанта» (Фото: G.F.F.A (Gaumont-Franco Film-Aubert))

«Мой зверь» / Mi Bestia

В рамках фестиваля состоится российская премьера франко-колумбийского полнометражного дебюта Камилы Бельтран. Действие фильма развернется в Колумбии середины 1990-х. «Мой зверь» — современный готический микс из колумбийских историй о вампирах.

1996 год. Девочке по имени Мила 13 лет, и она страдает от необъяснимой тревожности. Кажется, ее тело меняется, но Мила подмечает некоторые его особенности, которых нет у ее сверстниц. Мать девочки целыми днями пропадает на работе, а по вечерам зависает с бойфрендом Давидом — времени на родную дочь у нее практически не остается. Несколько раз Мила замечает, что Давид смотрит на нее как-то по-особенному, в частности — когда он остается с девочкой наедине.

Еще и в католической школе, где учится Мила, обсуждают приход кровавой луны. Монахини шепчутся, что вслед за ней на Землю явится дьявол и принесет хаос и разрушения. «Мой зверь» — попытка объединить две условно параллельные прямые — жанровое кино и авторский, экспериментальный подход, которым Бельтран отметилась и в короткой форме. Животное и человеческое, реалистическое и фантастическое в фильме со временем оказываются неотделимы друг от друга. Мировая премьера картины состоялась в программе ACID Каннского кинофестиваля.

Когда: 26 сентября, 19:30

Кадр из фильма «Мой зверь» (Фото: Félina Films)

«Слон сидит спокойно» / Da xiang xi di er zuo

Вероятно, один из главных подарков синефилам — возможность увидеть на большом экране четырехчасовой полнометражный фильм китайского гения-визионера Ху Бо. Ничего больше режиссер уже не снимет: после окончания съемок он покончил с собой. «Слон сидит спокойно» — многогранный, объемный портрет растерянных, одиноких людей, судьбы которых едва ли связаны друг с другом.

По легенде, в одном из китайских цирков живет слон, который сидит спокойно. Он не шевелится, что бы ни происходило. Молодой парень Бу случайно становится подозреваемым в смерти Шуая — его старшего брата, по совместительству хулигана, который держал в ежовых рукавицах всю школу. Бу считает, что ему обязательно нужно добраться до слона, чтобы рассказать о произошедшем. Ведь никто его по-настоящему понять не способен — ни преподаватели, ни близкие. Одного Бу не знает: он далеко не один в Китае, кому приходят видения о необычном слоне.

Ху Бо тщательно выписывает узоры грязного и депрессивного Китая — страны с огромным населением, среди которого легко затеряться и бунтарям-одиночкам, и сумасбродным старикам, и юным девушкам, что жаждут приключений. Молодой режиссер поднимает целый пласт неразрешимых проблем — между детьми и родителями, между преступниками и правоохранителями, между сельской провинцией и городскими агломерациями. Длинные кадры сменяются резкими монтажными переходами. Внутренний мир героев раскрывается параллельно выверенным красочным мизансценам. Мировая премьера состоялась на Берлинском кинофестивале, где картина удостоилась награды FIPRESCI (Международная федерация кинопрессы).

Когда: 28 сентября, 13:00

Кадр из фильма «Слон сидит спокойно» (Фото: Dongchun Films)

«Симон с горы» / Simón de la montaña

Необыкновенное кино о коммуникации тихого и застенчивого парня с группой людей с нейроотличиями. Полнометражный дебют режиссера Федерико Луиса Тачельи из Аргентины.

Главному герою фильма, Симону, 21 год. Он ведет довольно замкнутый, закрытый образ жизни. Незнакомым людям, описывая род занятий, Симон говорит, что он «ассистент грузчика» (парень помогает отчиму в фирме, которая занимается грузоперевозками). Однажды герой знакомится с группой ребят из социального центра, кураторы которого помогают людям с нейроотличиями адаптироваться к жизни в современном обществе.

Симон быстро находит с ними контакт. Правда, у него никаких нейроотличий нет, а быть «своим» все-таки хочется. Парень решает получить удостоверение об инвалидности и заявляется в центр, имитируя проблемы с речью и специфические тики. «Симон с горы» — трогательное, но в то же время отчасти «неудобное» кино, посыл которого заставляет переосмыслить не только этику общения с нейроотличными людьми, но и все предрассудки, которыми окутана тема инвалидности. Мировая премьера картины состоялась в секции «Неделя критики» Каннского кинофестиваля, где фильм взял главный приз.

Когда: 28 сентября, 20:00

Кадр из фильма «Симон с горы» (Фото: Arizona Distribution)

«Кейн-Ривер» / Cane River

Романтическая драма о жизни афроамериканцев в Луизиане после премьеры в 1982 году была утеряна. Спустя почти 30 лет фильм нашелся, в 2018-м выпустили его переиздание, оцифровав старый негатив. Трагедия автора: режиссер и автор сценария Хорас Дженкинс умер тогда же, в 1980-х, через несколько месяцев после премьеры.

В центре сюжета обаятельный парень по имени Питер (Ричард Ромейн). После окончания колледжа он возвращается в родной городок Кейн-Ривер. Вопреки ярко выраженному спортивному таланту Питер отказывается от карьеры в американском футболе — парню ближе творчество, точнее американская литература и поэзия. Питер знакомится с юной красавицей Марией (Томье Майрик), которая, напротив, только собирается поступать в колледж, а пока подрабатывает гидом в музее.

По традиции между героями пробегают искры, но социальные предубеждения и процветающий расизм мешают влюбленным быть вместе. У него католическая семья, некогда владевшая рабами. У нее — темная кожа, семья бывших африканских рабов-баптистов, не имеющих ни капитала, ни достатка. Хорас Дженкинс вплетает в красочную историю о Ромео и Джульетте и политический, и расовый контекст, дополняя мелодраму важным социальным комментарием.

Когда: 29 сентября, 13:00

Кадр из фильма «Кейн-Ривер» (Фото: H.B.J. Productions)

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»