Киноязык и связь времен: каким будет Фестиваль единственных фильмов
«ГЭС-2» объявил о запуске собственного кинофестиваля, который будет ежегодным. В программу этого года вошли фильмы, по разным причинам ставшие единственными полнометражными высказываниями режиссеров. Многие из них привозят в Россию впервые. На открытии 20 сентября состоится показ «Анемичного кино» Марселя Дюшана, за музыкальное сопровождение будет отвечать композитор Антон Светличный.
«Может ли кинофестиваль быть не просто набором фильмов, но и по-настоящему отражать судьбы людей? — задается вопросом Денис Рузаев, куратор кинопрограмм Дома культуры «ГЭС-2». — Еще бы. Фестиваль единственных фильмов в «ГЭС-2» появился из желания отдать дань почтения тем режиссерам, которые, дебютировав в кино с неповторимой в своей оригинальности картиной, второй попытки драматическим образом не получили. Попавший в голливудские черные списки победитель «Сандэнса» Уэнделл Б. Харрис. Первая женщина-режиссер в истории корейского кино, изгнанная и из индустрии, и из страны Пак Нам-ок. Погибший при попытке спасти друга индийский модернист Автар Кришна Каул. Решивший уйти из жизни гений хрущевской оттепели Геннадий Шпаликов. Вернувшиеся к основной профессии после режиссерского опыта актер Петер Лорре и педагог Фернан Делиньи. Все они, как и другие создатели представленных фильмов, сняли полнометражное кино лишь один раз, но их фильмы не только стали единственными для них самих, но и заняли свое место в истории кино».
Режиссеры ретроспективной программы: Петер Лорре, Фернан Делиньи, Геннадий Шпаликов, Автар Кришна Каул, Александр Аскольдов, Жан Виго, Пак Нам-ок, Уэнделл Б. Харрис, Ху Бо, Хорас Дженкинс.
В современной программе нас ждет 12 полнометражных дебютов. Их авторы заявили о себе на фестивалях в Каннах, Локарно и Роттердаме, на «Сандэнсе» и New Directors / New Films.
«Кинофестиваль часто воспринимается прежде всего как соревнование, конкурс, — говорит Сергей Сдобнов, куратор комплексных программ и интерпретации Дома культуры «ГЭС-2». — Фестиваль единственных фильмов — тематический, без пафоса награждений. В фокусе его внимания — киноязык и связь времен. Такой формат становится для нас инструментом исследования истории культуры. Концепция единственности, на которой построен фестиваль, позволяет сделать проект вневременным, а участникам, зрителям и организаторам — замедлиться и осмотреться. С долей необходимого сегодня эскапизма и надеждой на спасение в мире идей мы предлагаем посетителям Дома культуры обратить внимание на режиссерские дебюты зарубежных и российских авторов, за фильмографией которых имеет смысл наблюдать и дальше».
Просветительскую программу курирует Наум Клейман. На дискуссиях со зрителями он обсудит дебюты известных режиссеров — публике непременно откроются их оригинальность и красота.
Расписание показов можно найти здесь.