Точка опоры и темные структуры: 5 арт-объектов выставки «Быть здесь»
До 22 сентября на территориях одного из подмосковных ЖК и музея-заповедника «Горки Ленинские» проходит site-specific-проект «Быть здесь», посвященный взаимовлиянию природного и рукотворного. На трех площадках: в недостроенном бетонном павильоне, на территории музея-заповедника «Горки Ленинские» и в лесной ландшафтной зоне расположилось более 40 объектов искусства выпускников и студентов ИСИ Иосифа Бакштейна. Чтобы составить собственный маршрут на выходные, можно захватить аудиогид, а вот пять объектов, которые точно стоят вашего внимания.
«Точка отсчета», Вера Ершова
На лужайке парка-усадьбы «Горки Ленинские» расположился зеркальный куб художницы и куратора проекта Веры Ершовой. Ландшафты усадьбы, где находятся курганы вятичей, где провел свои последние годы жизни Владимир Ленин и где теперь проходят шумные джазовые фестивали, умиротворяюще отражаются в объекте. Если бы не одно «но». Художница оставила на нем надпись «если потерялся, оставайся здесь», которую можно увидеть в метро — на плакатах, призванных помочь заблудившимся детям найти безопасную точку. Размещенное на кубе послание теряет свою определенность, чтобы каждый сам решил, где находится заветное «здесь» и где его точка опоры сегодня.
«Жилец», Danil Danot
Проект молодого художника из Барнаула затрагивает вопрос, остается ли природа декорацией или все-таки живет с человеком на равных. «Жилец» находится в глубине леса поселка Мещерино, рядом с природным заповедником: максимально подходящая для этого территория. Danil Danot маскирует свою тканевую скульптуру в ветках сосны — с кроны на зрителей свисает существо непонятного происхождения, похожее на лешего. Это напоминание гостям усадьбы, что природа может быть непредсказуемой и в лесу всегда можно столкнуться с чем-то неизвестным и пугающим.
Серия объектов «Сто лет одиночества», Полина Крутова
Еще один пример заигрывания рукотворного и естественного, но с нотками магического реализма. В новой серии художница рассказывает об истории дерева как материала. Нужно внимательно обследовать вывернутые с корнем деревья, чтобы распознать замаскированный стул, оплавленную свечу или деревянные ложки. Сама Полина рассказывает, что ей был интересен эксперимент по возвращению объекта обратно в лес в гомологичную среду, она задавалась вопросом, что чувствует объект после многих лет отсутствия. Но и «Сто лет одиночества» сыграли свою роль: в начале романа первый герой привязан к дереву в лесу, как стул. Изучение материальности через призму человеческого восприятия нашло отражение в четырех объектах, лишенных своей первоначальной роли и почти слитых с ветками и корнями.
«Соблазн», Саша Сорокина
Архитектор по образованию, Саша Сорокина решила поиграть с горизонталью леса, декорируя березы пестрой тканью и тем самым одновременно иронизируя над украшательством природы. Работа приглашает подумать о том, что «украшение» пейзажа красочными цветами, чтобы придать местности «соблазнительный вид», на деле погружает в атмосферу неуместности и абсурда. У длинного полотна в ткани есть отверстия, которые то ли показывают язык зрителю, то ли помогают сфокусироваться, чтобы заглянуть внутрь природного.
«Темные структуры», Павел Зуданов
Липецкий художник Павел Зуданов создал свой первый надувной паблик-арт в 2019 году. Работа «Открывая глаза», склеенная из ПВХ, была спрятана на зеленом островке в Комсомольском пруду. Художник рассказывает, что ему каждое утро приходилось залезать в лодку, подгребать к своему произведению и подкачивать приспущенные глазницы.
К грандиозному объекту-червю в рамках паблик-арт проекта «Быть здесь» плыть не приходится — экспозиция фактически стартует с него. Причем «Темные структуры» видно еще с остановки поселка, от которой и начинается дорога. Объект высотой 9 м и длиной 60 м пронзил недостроенный бетонный павильон ЖК изнутри и снаружи. По идее автора это визуализация тревожной мысли в голове человека, которая разрастается до таких масштабов, что может свести с ума.