Санкт-Петербург: лучшее, 05 июн, 15:07

Петербург художественный: галереи, ярмарки и другие арт-точки

Катя Ланцман взялась за необъятное — наметить карту актуальных художественных проектов и процессов, которыми дышит летний Санкт-Петербург. Замерив пульс местной арт-сцены, констатируем: пациент бодр и готов к свершениям
Читать в полной версии
Фото: LIVINGWITHART.RU, пресс-служба

Катя Ланцман, арт-журналист

Выставка в коридоре, галерея в квартире, проекты длиною в несколько дней или даже часов — у актуальной художественной жизни Санкт-Петербурга свой характерный уклад. Есть несколько галерей-мастодонтов, которые рулят художественным процессом, но в остальном здесь больше авангарда и «нестандарта», нежели классических рыночных закономерностей. «В Москве существуют крупные институциональные центры, которые берут на себя функцию драйверов культурного развития, — объясняет петербургский куратор и исследователь искусства, научный сотрудник галереи Anna Nova Илья Крончев-Иванов. — В Петербурге так сложилось, что этим занимаются галереи. При этом в городе много независимых художественных объединений и artist-run spaces».

Устройство петербургской художественной жизни напоминает ярусы леса: участники связаны общей задачей, подпитывают друг друга, каждый заметен на своем уровне. При этом о существовании друг друга разные «ярусы» могут даже не знать и доступ к «свету» — то есть к общественному вниманию и ресурсу — у всех разный.

Местный арт-истеблишмент — крупные галереи, заметные сегодня на уровне страны. Первая в хронологическом порядке — Marina Gisiсh Gallery — основана в 2000 году Мариной Гисич. Помимо знаковых героев последних десятилетий, Gisich представляет молодых авторов: Татьяну Ахметгалиеву, Тима Парщикова, Ивана Горшкова и Асю Маракулину. 6 июня здесь стартует групповая выставка в формате открытого хранилища, а в июле — мемориальная экспозиция работ фотографа Дмитрия Маркова в арт-контексте.

В 2005 году Анна Баринова основала известную галерею Anna Nova: в ее пуле 15 авторов, среди которых Александра Гарт, Хаим Сокол, Петр Дьяков, Анна Андржиевская, Андрей Кузькин. «Если пять лет назад галерею посещало в среднем несколько десятков человек в день, то сейчас за выходные проходит до пары сотен посетителей. Спрос на современное искусство однозначно растет — вместе с поколением, чей художественный взгляд не был травмирован советским опытом», — отмечает Илья Крончев-Иванов.

Третья важная галерея — NAMEGALLERY Оксаны Корнеевой — вступила в игру в 2011 году. Изначально — под бессменным кураторством Наталии Ершовой — выставки фокусировались на классиках современного петербургского искусства, а позже начали открывать новые имена. Здесь прошли первые проекты знаковой арт-группы «Север-7», а сегодня в портфеле NAMEGALLERY художники Родион Китаев, Максим Свищев, Галя Фадеева, Петр Белый, Олег Хмелев и Дима Королев / самуилл маршак. Выставка последнего Sou de cuivre идет в галерее до июля.

Замыкает квартет важных игроков поселившаяся с 2019 года в доходном доме на улице Чайковского MYTH Gallery Ольги Профатило и Юлии Вяткиной. Название расшифровывается как My Young True Heroes и соответствует концепции: выставку в МИФе можно считать важной вехой в карьере молодого автора. Здесь показывали сольные проекты Егора Федоричева, Алины Глазун и Людмилы Барониной.

Jessica — это новое слово в галерейном деле города: дерзкий дебют состоялся на московской ярмарке |catalog| минувшей весной. У Jessica пока нет своего пространства, но уже есть стремительные планы — подана заявка на осеннюю Cosmoscow в Москве. Иван Чемакин, Илья Гришаев, Matiush First, Вера Светлова, Нестор Энгельке, Грехт — в пуле Jessica, которая принадлежит девушке влиятельного питерского коллекционера Сергея Лимонова (свои инициалы она держит в тайне, предпочитая одноименный названию галереи псевдоним), художники из его собрания. «Мы хотим, чтобы в Петербурге было больше драйвового искусства, в том числе в публичных пространствах: наши авторы сейчас разрабатывают проекты для масштабных ленд-арт-инсталляций», — делится галеристка, которая до встречи с Лимоновым собирала свою коллекцию, но не продавала искусство. Все происходит по любви, и на предполагаемом открытии галереи будет представлен кураторский проект Лимонова: портрет самой Джессики в разных жанрах представят 15 авторов. А на Ярмарке 1703 появился «антистенд» с неочевидными объектами искусства — вспомогательным выставочным оборудованием.

Фонд Limonov Art Foundation, основанный в 2022 году, в июне заедет в собственное хранилище с выставочным залом в бывших цехах Пивоваренного завода им. Степана Разина. Коллекционер Лимонов плотно собирает современное искусство и с годами все больше склонен к концептуальным инсталляциям и покупке экспериментальных выставок целиком. Фокус его просветительской деятельности — показывать авторов, которые «настоялись» и находятся в середине своей карьеры. Лимонов входит в когорту медийных петербургских коллекционеров, наряду с Денисом Химиляйне и Игорем Сухановым.

Если долго гулять по Петербургу — от Центрального района до Васильевского острова, — обязательно увидишь стрит-арт или обшарпанную дверь парадной, за которой — непременно молодая галерея. «По меркам арт-столиц, где счет галерей идет на сотни и близится к тысяче, Петербург отстает: мы едва насчитаем два-три десятка, — сообщает галерист и куратор Николай Евдокимов. — Притом большая часть будет состоять из камерных авторских проектов, у которых нет большой известности. У крупных галерей в Москве и Петербурге аудитория примерно одна, но до маленьких игроков она не добирается. Зачастую такие проекты ведут почти мессианское существование без больших продаж, зато предлагая уникальный продукт».

Nikolay Evdokimov Gallery (Фото: пресс-служба)

Галерея самого Евдокимова Nikolay Evdokimov Gallery — интересный локальный случай. Николай работал в галереях Anna Nova, «100 своих» и в «Новой Голландии», а в октябре 2020 года открыл собственную галерею прямо у себя в квартире — по пандемийным меркам решение обоснованное. Взбегая на четвертый этаж из старинной парадной на Кирочной улице, даже не ожидаешь, что искусство встречает посетителей в каждой комнате: на кухне, в спальне и в гостиной. Проект гибридный не только по замыслу, но и визуально. Точечное освещение и белые стены цитируют классический галерейный white cube, но кровать и холодильник явно сигнализируют о том, что у пространства есть и другое назначение.

Бизнес и быт здесь семейные: все проекты Евдокимов ведет вместе с супругой Алиной Майер. «Салоны современного искусства в жилищах существуют пару столетий — что в Петербурге, что в Париже, — рассказывает Николай. — Но уникальность нашего сюжета в том, что домашняя галерея ведет полноценную коммерческую деятельность, ездит на Cosmoscow, активно продвигает своих авторов и дает выставки в регионах». Летом здесь откроются живописная выставка Андрея Семенова «Музей» и живописно-диджитальный проект Никиты Панина.

Другая квартирная галерея — этот жанр еще называют апт-арт — расположилась на углу Караванной улицы и Невского проспекта в характерном здании XIX века. «Под галерею отдана свободная комната в нашей квартире, — рассказывает один из основателей галереи «Марина» художник Сергей Карев. — В другой комнате живет моя соседка художница Катя Виленчик. Все началось с выставок наших друзей, потом на нас посыпались резюме и проекты». Сегодня «Марина» — это камерная, но уверенная площадка для первых высказываний молодых художников. Знающие люди мониторят ее на предмет открытия новых имен: Кристина Башкова после выставки, например, прошла отбор в мастерские «Гаража». В жанрах «Марина» себя сильно не ограничивает: в апреле тут варили съедобный арт-объект «Большой Бурундучино» художницы Серафима Сажина и Марина Абаджева в ростовых куклах Чипа и Дейла, а к лету зреет проект поэта и переводчика, автора текстов к спектаклям «Электротеатра Станиславский» и Театра наций Егора Зайцева.

Помимо квартир, где показывают современное искусство, в Петербурге много домов-музеев. Сегодня одна из локальных тенденций — проекты на стыке мемориальной традиции и совриска. Прямо в Музее Анны Ахматовой на Литейном проспекте открыта галерея «Сарай», основанная художником Петром Белым. Здесь показывают работы молодых художников, и зачастую экспозиция двухчастная: параллельно проходит и во второй галерее Белого, «Люда» — она расположена в арт-центре «Пушкинская-10». Летом в «Сарае» будет выставка Ирины Кориной, а в «Люде» — групповой проект «Почему мы стали Обезьянами».

Мысль схлестнуть творчество молодых художников с богатым историческим наследием понравилась и местному отделению ГМИИ — Северо-Западному филиалу. Собственной площадки у ГМИИ здесь пока нет, но проект «Искусство жить дома» элегантно вписан в Петербург уже второй год. В этом сезоне (до конца июня) в Музее Н.А. Некрасова идет выставка «Игра в классика» заметной питерской художницы Александры Гарт — по мотивам карточных увлечений поэта. В красивый особняк на Большой Морской, в Музей Владимира Набокова, заехали инсталляции Веры Петровской. Проект называется «Чудо» и препарирует важные аспекты творчества писателя: мистификацию, мотив света и тени, понятие чудесного. В Мемориальном музее-квартире И.П. Павлова на 7-й линии Васильевского острова живет вымышленная история о последних исследованиях академика художницы Дарьи Правды — проект «Reflexio. Сигнал сигналов».

Крупные институции города — Эрмитаж и Русский музей — сейчас сконцентрированы на подсвечивании страниц истории искусства, хотя в первом по-прежнему существует заметный в свое время Отдел современного искусства, а во втором в 2021 году прошла важная выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве», давшая институциональную валидацию ряду художников.

Одна из центробежных сил города расположена на Итальянской улице — Дом Радио под руководством Теодора Курентзиса. Сейчас залы находятся на двухлетней реконструкции, но проектная деятельность идет по плану. В июне в Перми традиционно отгремит Дягилевский фестиваль. В июле на базе Центра Art & Science Университета ИТМО Дом Радио проведет лабораторию «О глуби и глади: в пространстве экранов» про искусство кино. При Центре Art & Science есть своя магистратура и заметная резиденция биотех-искусства AIR, которая стабильно отвечает за поставку «свежих лиц» из числа своих студентов.

В каждом из арт-направлений есть свои независимые двигатели. В жанре перформанса выделяется студия «Сдвиг»: это творческая танцлаборатория с залом на 50 мест, которая открыта с 2017 года. Сейчас ее курируют танцевальные художники Антон Вдовиченко, Камиль Мустафаев, Аня Кравченко и Мария Шешукова.

Среди фотографов котируется галерея «ФотоДепартамент» — она существует уже 16 лет: формирует архив арт-фотографии с 1980-х годов, проводит выставки и продает авторские отпечатки, тиражные снимки и принты.

Уличная волна пульсирует в мастерской 10.203 — ее организовали стрит-артисты Максим Има, Денис Турбен и другие. Есть некоммерческая институция «Стрит-арт хранение» (САХ) под кураторством Алины Зори. Она открылась при Институте исследования стрит-арта в 2023 году и взяла на себя непростую миссию долгосрочного хранения и коллекционирования стрит-арта, расположившись в «Севкабель Порту» — важной арт-точке города.

Истинно петербургский флер и у двух значимых горизонтальных самоорганизаций. Во-первых, это основанное пять лет назад экспериментально-выставочное пространство «Негосударственный Нерусский Музей», которое было инициировано художником Рубеном Монаховым (в его студии проходят выставки) и художником и куратором Александром Дашевским. Дашевский пишет критические тексты и курирует еженедельные экспозиции, каждая из которых длится всего два дня. Открывается в пятницу, а закрывается в субботу: несмотря на блицформат, «НеНеМу» организовал уже 60 проектов, заручился поддержкой меценатов-коллекционеров Наталии Опалевой и Алексея Приймы, а также пропустил через себя практически всю художественную сцену Петербурга. В ближайших планах — проекты Виталия Пушницкого, Александра Шишкина-Хокусая и Петра Швецова.

Во-вторых, пожалуй, самое долговечное сообщество современных художников Петербурга PARAZIT на базе арт-группы «Товарищество «Новые Тупые». Это самоорганизованный с начала нулевых профсоюз, который, по замыслу, «паразитирует» на «теле» разных художественных институций, но, помимо сторонних выставок, проводит и собственные. Примерно раз в месяц случается сбор в галерее арт-центра «Борей» на Литейном проспекте, где встречают 20-метровый коридор, шпалерная развеска, отсутствие этикеток, новые работы и долгие обсуждения искусства.

Ярмарки в Петербурге проходят летом. Главное событие сезона в «Севкабель Порту» — второй выпуск бодрой ярмарки Port Art Fair (PAF) под кураторством Анны Заведий. Вместо уик-энда PAF в формате выставки с опцией покупки искусства продлится до конца июня. Галереи-мастодонты в ней не участвуют, но она привлекла много молодых галерей, независимых художников, студентов Академии имени Штиглица и заметный петербургский арт-альманах «Шило». Наряду с культурным отделом журнала «Собака.ru», «Шило» ведет обстоятельную летопись питерского совриска. В этом году на PAF поступило 750 заявок, причем чуть больше половины — из Петербурга. Кажется, задумка подстегнуть местную арт-динамику воплощается.

Ярмарка другого калибра, с максимально доступными ценами, прошла в пространстве «Третье место»: Third Place Art Fair. «Третье место» активно популяризирует искусство и известно своей атмосферной локацией. В этом руинированном особняке Гурьевых — Нарышкиных есть кортиле — внутренний дворик, где летом проходит ярмарка и качественная образовательная программа для широкой аудитории, например лекции влиятельного петербургского искусствоведа Ивана Чечота.

Еще один свежий смотр современного искусства — Ярмарка 1703 при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, которая дебютировала в 2022 году. Она проходит 5–9 июня в здешнем «Манеже» под патронажем переехавшего в Северную столицу «Газпрома». «Мечта сделать ярмарку бутикового формата на 40–50 галерей с фокусом на страны Балтии и Петербург была давно. В заданных условиях важно находить возможности проращивать культуру в нашей стране через институции, галереи и фонды», — рассказывает в интервью галеристка Марина Гисич, одна из апологетов 1703.

«В Нижегородском кремле, наряду с администрацией города и заксобранием, недалеко от колокольни, расположился ЦСИ «Арсенал». В этой расстановке сразу чувствуется, как интенсивно город поддерживает современное искусство, — подытоживает Илья Крончев-Иванов. — Петербург в этом отношении отличается. В ДНК города будто бы вшито почитание историзма, где главное наследие — Государственный Эрмитаж с его коллекцией. Даже сама архитектура города будто вторит предрассудку о том, что Петербург более консервативный. Конечно, это уже миф. Индикаторами прогресса можно считать повышенную активность рынка — бурное появление новых ярмарок современного искусства и стремительно растущую посещаемость галерей».

В Москве есть музей современного искусства «Гараж», «Винзавод», ЦТИ «Фабрика» и Дом культуры «ГЭС-2». А в Петербурге иронизируют, что здесь никогда такой центр не появится, — мол, так заведено. Время покажет. Говорят, в окрестностях «Лахта Центра» может забиться сердце новой арт-институции.