Визионерские и метафоричные миры художника Льва Повзнера
Поцелуйчики мои, где вы, дорогие? Вы рассыпались по жизни, как пшено, как рис, Как манная крупа и даже как мука. Много было вас, родные.
Так начинается стихотворение художника и поэта Льва Повзнера под названием «Поцелуйчики». В каком-то смысле оно кажется метафорой всего творчества автора, хотя отлично подошли бы и другие сочинения: неизменно образные, распускающиеся пышным букетом аллюзий и смысловых соединений, но в то же время в этой своей образности весьма строгие, визионерские по замыслу и воплощению.
Биография Льва Повзнера довольно типична для художника-нонконформиста: родившись в 1939 году в Москве и отучившись на художественном отделении Московского полиграфического института (мечта детства!), он быстро стал завсегдатаем квартирных выставок и важной частью андеграунда. Заметной зарубкой на древе художественного жизнеописания оказалась знаменитая — а из сегодняшнего дня и вовсе легендарная — выставка художников-нонконформистов в Доме культуры на ВДНХ в сентябре 1975 года. Та экспозиция не переставала обсуждаться и даже осуждаться консервативной частью общественности, привыкшей к официальной идеологии социалистического реализма. Очереди были характерны и для проектов Горкома графиков, в который Льва Повзнера приняли через год. Мостик, перекинутый из середины советских 1970-х годов почти в середину 20-х нового века, обнаружит если не очереди на выставку живописца и поэта, то адекватный им интерес. Размеренная жизнь Хамовников, присущие местности чинные фасады, а если точнее, один из них, по адресу Пречистенка, 28, скрывают за собой бурную жизнь мира современного искусства. Здесь, в Alina Pinsky Gallery, всю весну раскрывала контексты творчества художника персональная выставка «Поле чудес».
Характерные для произведений Льва Повзнера внутренняя усмешка и ухмылка путешествуют из серии в серию, а гротескные и литературоцентричные образы часто оказываются контрастны по отношению к самим себе. Особенно ярко являет это серия «Спрятанные лица», в которой парадоксы и противоречия оказываются лаконичной и важной частью сюжетов. Эти картины-загадки, картины-иллюзии вовлекают зрителя в диалог, предлагая чуть ли не нацепить пенсне детектива, тогда как сам автор неизменно находится на некоторой дистанции от окружающего его мира. Интерпретации и цитаты по его полотнам гуляют, как ветер, отсылая к творчеству старых мастеров, а вместе с тем и ко всей истории искусства, и к контексту современной культуры в широких ее масштабах и проявлениях. Шифры явлены, а их дешифровка остается на совести и желании наблюдателя.
«Лев Повзнер — удивительный пример того, как художник старшего поколения может быть остроактуальным. И визуально, и по смыслу. Произведения Повзнера в хорошем смысле интенсивны, они завораживают, «впечатываются» в сознание — это правильный эффект искусства. Я горжусь нашей совместной работой, и эта выставка останется одной из моих любимых».