Зачем проводить Неделю моды в Екатеринбурге и кто приедет на UF LAB
UF LAB — Международная неделя моды в Екатеринбурге, которая объединит на креативных площадках города лидеров модной индустрии и начинающих дизайнеров из России и других стран, представителей креативного бизнеса, fashion-маркетинга, федеральных и региональных СМИ. Главная цель самого масштабного события региона — дать новый импульс к развитию fashion-индустрии, деловых партнерств и творческих коллабораций. Десять блоков программы от ведущих экспертов области, более 5 тыс. участников, призовой фонд более 2 млн руб. — чем запомнится UF LAB, в интервью «РБК Стиль» рассказал Валерий Пиличев, директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства.
Как родилась идея проведения Недели моды UF LAB?
Наш город давно обрел славу одного из культурных центров России. Ценители архитектуры со всей страны едут в Екатеринбург увидеть конструктивистские ансамбли 1920–30-х годов. В Свердловске сделали свои первые творческие шаги скульптор Эрнст Неизвестный, поэт Эдуард Асадов, писатель Борис Васильев, родоначальник соцарта Эрик Булатов. Всем известны имена уральских писателей и поэтов Павла Бажова, Владислава Крапивина, Алексея Иванова. В 1980-х и 1990-х годах здесь гремел на всю страну Cвердловский рок-клуб, из недр которого вышли группы «Наутилус Помпилиус», «Чайф» и «Агата Кристи» — их музыка символизировала всю постперестроечную эпоху. В 2000-е город стал главной площадкой стрит-арта России, а сегодня здесь активно развивается fashion-индустрия.
Многие модные бренды, которые начали свой путь в Екатеринбурге, сейчас известны далеко за его пределами. Мы гордимся успехом 12STOREEZ, Ushatava, Namelazz... Список можно продолжать. Кстати, в 2018 году дизайнер Гоша Рубчинский выбрал Екатеринбург для проведения своего знакового показа и посвятил коллекцию нашему городу. Поэтому идея создания проекта в области моды родилась естественно и логично. Инициатива принадлежит губернатору Свердловской области, также проект активно поддерживает администрация Екатеринбурга.
Историческая и культурная подоплека — хоть и важная, но не единственная причина.
Креативные индустрии, и в том числе сферу моды, сегодня называют одним из драйверов развития российской экономики. Ключевая задача институтов поддержки бизнеса — содействие росту и продвижению компаний этой сферы. Свердловская область в этом году стала пилотным регионом по внедрению регионального стандарта развития креативных индустрий Агентства стратегических инициатив. В числе наших сильных сторон эксперты определили именно сферу моды. При этом fashion-индустрия в России — еще довольно молодое явление. Поэтому сегодня так важны глобальные проекты, в основе которых взаимодействие креаторов, бизнеса, власти.
Чем U’Fashion принципиально отличается от ему подобных проектов?
Вы абсолютно справедливо заметили, что мы не первые, кто решил посягнуть на собственное видение модной индустрии. В нашей стране успешно существуют и развиваются Недели моды в Москве и Санкт-Петербурге, они давно выбрали свое направление и ему следуют. Мы же ставим перед собой немного другую задачу. С одной стороны — отдать дань нашему наследию и создать на 100% креативное мероприятие при участии самых ярких и талантливых творцов современности. С другой стороны, это должно быть не «шоу ради шоу», а профессиональное событие для профессионалов индустрии, максимально полезное и эффективное в бизнес-аспекте, прежде всего — для экспертов из сферы моды.
На какого вы ориентировались?
В качестве образцов мы взяли давно и успешно существующие международные проекты — Недели моды в Нью-Йорке и в Берлине. Очень рады, что Катя Мухина, один из главных экспертов российской модной индустрии и профессионал с большим международным опытом, которая в свое время вошла в рейтинг «500 самых влиятельных людей в модной индустрии» авторитетного журнала Business of Fashion, стала креативным куратором U’Fashion.
А если говорить про локальные проекты?
Нас вдохновляет проект Cycles & Seasons, который в 2009 году был создан и реализован в Москве модным дизайнером Андреем Артемовым и продюсером Анной Дюльгеровой. Нам близки эстетика и стиль того проекта и в целом те принципы, что были в него вложены: строгий отбор дизайнеров-участников, нестандартные площадки для показов, которые отражали бы концепцию коллекции и философию ее автора, и максимально профессиональная аудитория показов из числа представителей fashion-индустрии. Но с тех пор, как существовал Cycles & Seasons, прошло больше десяти лет. За это время мир моды, да и весь мир вокруг нас, поменялся кардинально, а подобного события в России так и не появилось, хотя необходимость творческого союза активных игроков отечественного модного рынка, и не только его, как нам кажется, очевидна.
Помимо fashion-индустрии, мы расширяем свои границы и добавляем в проект часовое и ювелирное направление: это важнейшая часть креативной индустрии и все еще формирующейся в России индустрии люкса, без которой картина была бы не полной. Кстати, неплохо известные уже в Москве ювелирные марки Avgust и Prosto тоже родом из Екатеринбурга.
Это должно быть не «шоу ради шоу», а профессиональное событие.
Преследует ли ваш проект некую глобальную цель?
Можно было бы рассуждать про открывающиеся шансы и возможности, но нам кажется, это не совсем корректно: они были и будут всегда. Безусловно, в настоящее время внимание и интерес к российским брендам активно растет. И именно сейчас мы видим широкие возможности. Наша глобальная цель — создать проект, который станет для компаний проводником в большой мир моды, откроет рынки разных государств, даст инструменты продвижения и продажи. Самыми важными гостями на нашей Неделе моды станут байеры со всей России и СНГ, которые, мы надеемся, смогут открыть для себя новые имена, а бренды, в свою очередь, найти новые географические точки для продаж. Мы хотели бы сместить вектор c моды в чистом виде в профессиональную плоскость и стать платформой не только для творчества, но и для реализации коммерческих целей и задач отечественных брендов. И конечно, мы хотели бы, чтобы наш родной Екатеринбург стал восприниматься в стране как влиятельный центр моды и дизайна.
Учитывая нашу новую реальность, слово «международный» в названии U’Fashion звучит особенно весомо. Что оно означает в контексте Недели моды?
Мы открыты для брендов со всего мира, но прежде всего прорабатываем и фокусируемся на именах из Турции, Китая, ОАЭ, Индии, Бахрейна, Вьетнама, Египта, Саудовской Аравии, Марокко, ЮАР и стран СНГ. Многие переговоры уже находятся на финальной стадии, и в скором времени мы сможем озвучить наших хедлайнеров. Кроме того, мы приглашаем на событие модных журналистов и экспертов индустрии, сейчас формируем и этот список. Международное освещение проекта — очень важная цель для нас и, как следствие, возможность выхода российских брендов на новые рынки и налаживание там каналов дистрибуции. Помимо этого, U’Fashion предоставит российским производителям уникальную возможность принять участие в переговорах с иностранными байерами. Участники Международной недели моды и Всероссийского конкурса дизайнеров будут включены в каталог производителей, который будет презентован закупщикам из Китая, ОАЭ, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и других стран. При подборе потенциальных контрагентов мы будем учитывать пожелания брендов, приветствуем любые предложения.
Какой ожидается состав участников — кто в принципе может принять участие в проекте?
В настоящий момент мы каждый день получаем заявки на участие от брендов, марок и дизайнеров со всей России. На данном этапе нам важно правильно выстроить концепцию U’Fashion и заложить в проект правильные смыслы: экспертность команды, высокие критерии отбора дизайнеров и желание стать самой профессиональной Неделей моды в стране. Сейчас мы работаем над узнаваемостью нашего cобственного бренда и выстраиваем фундамент U’Fashion, на котором в будущем станем развивать проект.
Подчеркну, что мы не гонимся за количеством участников, нам важен их качественный уровень, творческий и бизнес-потенциал. Мы сразу поднимаем высокую планку U’Fashion, чтобы соответствовать стандартам мировой модной индустрии и побуждать стремиться к ним начинающих российских дизайнеров. Сейчас идет активная пригласительная кампания, мы собираем пул федеральных дизайнеров и участников из других стран. Безусловно, во всех показах будут участвовать и уральские дизайнеры. Каждый показ будет иметь определенную концепцию, под которую мы будем интегрировать и местные бренды.
Упомянутый вами показ Гоши Рубчинского прошел в 2018 году в здании Ельцин-центра, а какие площадки Екатеринбурга будут задействованы для дефиле U’Fashion?
И на нашей Неделе моды Ельцин-центр будет задействован для проведения показов, но не только он. Откроем Неделю показом в Музейном комплексе в городе-спутнике Екатеринбурга — Верхней Пышме. Здесь, в крупнейшем частном техническом музее России, представлена самая большая в стране коллекция автомобилей, которая насчитывает более 12 тыс. экспонатов. Также к августу будет сдана в эксплуатацию новая очередь креативного кластера «Домна» в центре Екатеринбурга — большой зал со старинными чугунными колоннами каслинского литья. Мы хотим задействовать масштабные пространства «Домны» и для показов, и для деловых мероприятий Недели.
Помимо модных показов, конференций и паблик-токов, в программе Недели моды также заявлен Всероссийский конкурс дизайнеров и брендов. Расскажите о нем подробнее.
Конкурс — это важнейшая составляющая нашего проекта, которая предвосхищает саму Неделю моды. Заявки на участие в нем принимаются до 23 июня, затем экспертное жюри, состав которого уже опубликован на официальном сайте, отберет около 30 претендентов. В финал выйдут максимум 15 участников — они получат возможность представить свои последние коллекции в рамках U’Fashion 23 августа на большом показе, который будет закрывать Неделю. Наш фонд выделит десяти финалистам до 300 тыс. руб. в качестве денежного вознаграждения на необходимые инвестиции в развитие их бренда, а общий объем призового фонда составит 2,2 млн руб. Кстати, жюри будет оценивать не только саму одежду, но и образ в целом: концепцию бренда, маркетинговую стратегию, дизайн логотипа и упаковки и так далее.
Кто вошел в жюри, которое будет оценивать конкурсантов?
В жюри вошли авторитетные в этой сфере эксперты. Например, Михаил Коловангин, один из самых известных и действующих байеров страны, который работает в столичном ЦУМе и питерском ДЛТ. Мы уверены, что Михаил сможет помочь молодым дизайнерам посмотреть на свои работы с коммерческой точки зрения. Также в составе жюри — коммуникационный директор Mercury Елена Окутина, светский и fashion-фотограф Сергей Аутраш, основатель федеральной сети универмагов локальных дизайнеров Slava Concept Александр Перемятов, популярный блогер и fashion-инфлюенсер Марьям Тилляева и другие. Надеемся, что сможем открыть новые имена и положительно повлияем на их дальнейшее развитие. Все мы c чего-то начинали свой путь и знаем, как важно встретить на этом пути наставника и получить поддержку. Именно в этой всесторонней поддержке потенциального таланта мы и видим миссию конкурса.
Поделитесь вашими планами — как проект будет существовать и развиваться в будущем?
Запуск любого нового масштабного проекта — это всегда огромная работа, а для участвующих в нем брендов — еще и возможный риск: в презентации красивые картинки и многообещающие перспективы, но реальность с картинками соотносится не всегда. И мы прекрасно понимаем, что те бренды, модные эксперты, журналисты и партнеры, которые принимают участие в первой Неделе моды U’Fashion, выдают нашей команде большой кредит доверия. Поэтому мы не видим других вариантов, как сделать самый крутой проект в области моды. У нас большие планы по развитию проекта и его масштабированию. Важно, чтобы те бренды, которые поверили в нас сегодня, на начальном этапе, в будущем стали постоянными участниками U’Fashion.