Основательница STUDIO 29 — о том, как бренду выделиться среди конкурентов
Таня Фомичева всегда любила самовыражаться через одежду — и, сама того не замечая, сделала хобби своим любимым делом. Сначала она открыла мультибрендовый магазин в Екатеринбурге, потом продала бизнес и переехала в Москву. Несколько месяцев Таня работала менеджером по продажам в российском бренде, параллельно изучая, как функционируют дизайн-отдел и производство. И вот, накопив 50 тыс. руб., она решила сама шить одежду — так началась история STUDIO 29.
Бренд существует уже девять лет и выпускает практически все, от лонгсливов до верхней одежды, работая с поставщиками и производствами по всему миру. STUDIO 29 дает возможность девушкам собирать капсульный гардероб с яркими акцентами и ироничными деталями. А главное — позволяет одеваться так, как нравится, без оглядки на скоротечные тренды. Кроме того, у бренда есть постоянная базовая коллекция, в которой из сезона в сезон повторяются его хиты — основа любого гардероба (от футболок и лонгсливов до брюк и пиджаков).
Построив бизнес, Таня решила пройти обучение в Британской высшей школе дизайна: во-первых, ей всегда интересно узнавать что-то новое, а во-вторых, ей хотелось окунуться в творческую атмосферу. «Британка» стала толчком к определению себя, — делится Таня. — До обучения там у меня были сомнения в том, действительно ли роль дизайнера и предпринимателя в fashion-индустрии — это мое. Но после двух лет обучения сомнения отпали». Теперь она на сто процентов уверена, что идет правильной дорогой, и даже запустила собственное закрытое сообщество «Взгляд на 360», в котором рассказывает, как устроен процесс создания продукта на каждом из его этапов, от идеи до реализации, и помогает начинающим предпринимателям проанализировать производственные процессы и маркетинговые каналы.
Мы встретились с Таней, чтобы узнать, как изменились предпочтения покупательниц, за что прежде всего любят STUDIO 29 (спойлер: за комфорт и универсальность) и почему сегодня важно открывать функциональные и продуманные до мелочей офлайн-магазины.
Когда вы запускали свой бренд, чего вам не хватало из одежды?
Меня не устраивало, что все было из крайности в крайность, отсутствовало сочетание расслабленного и классического стиля. Мне не хватало комфортной, но при этом строгой одежды. Например, идеального брючного костюма — удобного и при этом вписывающегося в повседневный гардероб. Еще я люблю комплектность — вещи, которые можно носить и вместе, и по отдельности. И в целом мой запрос был на качество, актуальный крой и силуэт, детали, обработки, но при этом за адекватные деньги.
Что в первую очередь должен узнать о STUDIO 29 человек, который пока еще не знаком с брендом?
Прежде всего, что в каждую вещь мы вложили душу. Мы хотим давать девушкам возможность одеваться так, как нравится в первую очередь им. Выглядеть классно для самой себя — лучшее ощущение. Наша одежда как раз про это: идеальная посадка, гармоничные сочетания фактур и силуэта, функциональная стилизация и уникальные цвета.
«Выбирай себя каждый день» — слоган STUDIO 29. Как вы можете его расшифровать?
Девушка бренда в один день может выбрать строгий костюм, а на следующий — расслабленный свитер. Наш бренд помогает балансировать между строгостью и женственностью. Выглядеть красиво для себя, прислушиваться к себе, создавать настроение каждый день с помощью одежды. Каждая девушка хочет выглядеть красивой и чувствовать себя комфортно весь день, а мы ей в этом помогаем на протяжении всего времени существования бренда.
Выглядеть классно для самой себя — лучшее ощущение.
Бренд существует с 2015 года. Как за это время изменились предпочтения покупательниц?
Сегодня девушкам хочется полностью собирать образ в одном бренде, им нужны доступность и выбор: много аксессуаров, обуви и разных моделей внутри одной категории, продуманная цветовая палитра. И мне кажется, что люди уже привыкли к локальным брендам — им интересно изучать их и узнавать, что за ними стоит, покупать необычные вещи. Появилось больше доверия.
Что вы делаете для того, чтобы выделяться на общем фоне?
У нас действительно очень специфический рынок, где достаточно сложно выделиться — особенно, если ты работаешь в middle-сегменте. Но мы прорабатываем ключевые сообщения и делаем все, что может найти отклик у покупателей. К слову, результаты недавнего опроса покупательниц, где девушки голосовали, с чем у них ассоциируется STUDIO 29, показали, что наш бренд — про комфорт и универсальность. Наша одежда подходит для любого случая, будь то обычная прогулка или важное торжество, она остается актуальной не один сезон, может служить отличной базой или быть акцентом в образе.
Когда вы только запускали бренд, вы делали абсолютно все. Как сегодня обстоят дела, насколько вы вовлечены в процессы?
Так было в начале пути, потом я постепенно училась делегировать — это важная часть масштабирования. Важно понимать, что невозможно все сделать хорошо самой, некоторые процессы лучше доверить профессионалам. Сейчас я выполняю роль основателя, тут моя главная задача — визионерство, я уделяю время стратегическому развитию и позиционированию, но по-прежнему руковожу производственным и дизайн-отделом.
Бестселлер STUDIO 29 — это...
В основном это база: брючные костюмы, рубашки, топы, трикотаж, юбки. На протяжении истории развития бренда в каждой коллекции были разные категории-бестселлеры. И могу сказать, что мы уверено себя чувствуем в каждой из них. Сейчас нам интересно запускать новые категории и наблюдать, как они становятся бестселлерами. Так, например, мы начали производить деним и запускаем линейку аксессуаров.
Красивая картинка, продукт, потребительский опыт — что сегодня важнее с точки зрения продаж?
Я бы отметила офлайн-ретейл. После пандемии появился большой спрос на опыт в классическом варианте ретейла, поэтому мы сейчас строим красивые и функциональные магазины, в которых комфортно совершать покупку. Мы уделяем большое внимание просторным примерочным, зеркалам в полный рост и хорошему свету. Все это очень важно для продаж: если девушка хорошо себя чувствует в пространстве и ей нравится отражение в зеркале, это замотивирует ее на покупку. Если говорить про красивые съемки, то их сейчас делают многие бренды, но далеко не у каждого за ними стоят качественный продукт и сервис.
Красивой картинкой можно пустить пыль в глаза, но без проработанного продукта и широкой линейки далеко не уедешь в связи с высокой конкуренцией. Поэтому могу резюмировать, что сейчас успешны те бренды, которые уверенно себя чувствуют во всех направлениях, развивая омниканальность, когда клиент получает позитивный опыт на всех площадках.
На какие вещи из летней коллекции вы советуете обратить особое внимание?
Мы любим экспериментировать с категориями, поскольку это вызов для всей команды. В этом сезоне, к примеру, у нас выходит классная линейка купальников, над которой мы долго работали. К ней мы добавили полотенца в одной цветовой гамме, чтобы можно было составить полноценный образ для отдыха. Кроме того, у нас уже вышло много комплектов, которые идеально сочетаются с теми же купальниками. Также для меня лето — это прежде всего белый цвет. И лично я бы присмотрелась к светлым вещам. В числе моих фаворитов — комплект из фактурного трикотажа с юбкой мини и костюм из хлопкового кружева с юбкой миди.
В 2021 году вы пошли учиться в Британскую высшую школу дизайна на курс «Дизайн одежды», когда уже были успешным предпринимателем. Какое самое ценное знание вы вынесли после обучения?
Я пришла в «Британку», потому что мне хотелось глубже изучить, как передавать собственные идеи и философию через элементы одежды. Работа в бренде натолкнула меня на мысль, что я могу получить новый опыт. Не полагаться на отчеты и цифры, а просто начать изучать себя. Учеба убедила меня в том, что нужно глубже смотреть в себя, поскольку потенциал, идеи — все это есть в тебе самом. Успешными дизайнерами становятся те, кто много делает, вкладывается не только в свой проект, но и работает над собой — учится смотреть широко на мир, фиксирует то, что нравится, и при этом мыслит стратегически, дисциплинирует себя и доводит дело до конца.
Нужно глубже смотреть в себя, поскольку потенциал, идеи — все это есть в тебе самом.
Ваша выпускная работа была вдохновлена вашим детством, которое вы провели на севере Байкала, и отсылала к корням и культурному коду. Вы не думали о том, чтобы привнести эти смыслы и в коллекции STUDIO 29?
Это две разные концепции. STUDIO 29 построен на концепции «вещей на каждый день» — они простые по крою и универсальные. А вещи из моей выпускной коллекции — сложные в пошиве, деталях, выше стоимостного таргета бренда из-за другого ценообразования, их просто невозможно произвести массово. Моя дипломная работа — это интересный эксперимент и вызов, благодаря которому я поняла, на что я способна.
Прошлой осенью вы запустили коллаборацию с Lamoda — многие модели были разработаны в унисекс-формате. Как вы оцениваете этот опыт и стоит ли ждать запуска мужских коллекций?
Это был очень интересный и одновременно сложный опыт для команды дизайнеров, потому что все вещи и аксессуары задумывались как унисекс, примерки проводились и на мужчинах, и на женщинах. Мы перестроили свои лекала таким образом, чтобы они подходили на разные типы фигуры и их было комфортно носить независимо от пола. Коллаборация с крутым партнером, привлечение новой аудитории — мы добились тех целей, которые ставили перед собой. Но наш основной фокус остается на женских моделях, пока мы сконцентрированы на развитии новых категорий внутри женской линейки.
Поделитесь вашими планами на ближайшее время.
Планов много. На ближайшее время — развитие офлайн-точек, открытие магазинов в торговых центрах, наращивание базы интернет-магазина, более выстроенная работа внутри CRM и запуск программы лояльности, выпуск новых категорий в бренде. Мы давно все это прорабатываем и очень ждем нового этапа развития.