Герои, 04 апр 2024, 16:04

Владелец комплекса Siberia — о современной русской бане и ее экспансии

Дмитрий Портнягин, владелец банного комплекса Siberia, поделился своим опытом преобразования старинной традиции похода в баню в актуальный бизнес-продукт
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба

В 2022 году в Москве появился банный комплекс Siberia. Его владелец Дмитрий Портнягин понял: главное, чего не хватает жителю мегаполиса, — это тишина и спокойствие. Два года спустя Siberia собирается расширяться и выходить на международный уровень. О скором открытии в Дубае и о том, что такое современная русская баня, мы поговорили с создателем бизнеса.

Расскажите историю создания банного комплекса Siberia. Как прошли эти два года?

Несколько лет назад я понял, что мое основное направление — серийное предпринимательство, то есть ведение нескольких бизнесов параллельно. Для меня это самый подходящий формат, который дает возможность раскрывать не только предпринимательский потенциал, но и творческий. При таком подходе все твое окружение автоматически попадает под кастдев (Customer Development — развитие отношений с клиентами. — «РБК Стиль»), и происходит это само собой. У меня нет задачи специально встречаться и задавать вопросы. Как владелец внушительного бизнес-клуба Club 500, я постоянно общаюсь с огромным количеством людей, что-то рассказываю, делюсь идеями и задаю вопросы о том, что им нравится в конкретных направлениях, что хотелось бы изменить или добавить. Я постоянно получаю уверенную обратную связь от аудитории.

Так было и с идеей банного комплекса. Я сам очень люблю баню. Долгое время друзья уверяли, что мне давно пора открывать собственную. Поначалу я отшучивался, потом начал собирать информацию. И в определенный момент понял, что нашел тот самый формат, который хотел бы запустить.

На каждом рынке, куда я выхожу, мне важно сделать что-то особенное, чтобы отслоиться от конкурентов, от существующих компаний. Я не запускаю бизнес, пока не найду такой продукт. Из той обратной связи, которую я получал, сложилось несколько пунктов. Во-первых, люди не хотят ехать за город, то есть тратить время на логистику. Во-вторых, им важна приватная обстановка, без лишних голых людей, шума и гама. Так, чтобы можно было хотя бы ненадолго выдохнуть и расслабиться. А в-третьих, им нужны качественные парения, а не десятиминутные хлестания веником.

В Siberia не нужно думать ни о чем — у тебя есть продуманная программа на четыре часа, когда тебя никто не трогает. Ты отдыхаешь в приватной обстановке, находясь при этом в центре Москвы. Важно, что с собой не нужно ничего везти, как это обычно происходит в таких случаях. Мы создали компанию, которая продает дорогое парение, но за эти деньги мы даем человеку именно то, что он хочет и чего точно нет в других банях. Все необходимое для комфортного отдыха ждет его уже на месте: фирменный комплект качественного белья, капсульная коллекция банного текстиля, косметические средства и принадлежности собственного производства — от ушных палочек и одноразовых зубных щеток с пастой до геля для волос. Это приватный комплекс, который работает только для тебя, включая выделенную команду пар-мастеров, массажистов, официантов.

В Siberia открыт ресторан с большим меню сибирской кухни, где блюда готовятся «из-под ножа». Мы привозим из Сибири разнообразные продукты, начиная от подледной северной рыбы, которая доставляется самолетом, и невероятно вкусной строганины до пельменей ручной лепки, борща, суточных щей, квашеной капусты и малосольных огурцов, как у бабушки. Выбранные блюда приносят клиенту в комнату с камином и огнем.

У компании своя травная лаборатория, где мы самостоятельно делаем скрабы, собственная пасека, травяные чаи для нас собирают фермеры на Алтае. Практически с десяток разновидностей веников и несколько десятков трав в активе.

Говоря предпринимательским языком, мы нашли небольшую прослойку рынка такого рода услуг, в которой люди готовы за средний чек в 43 тыс. руб. приходить в баню раз в неделю, чтобы гарантированно получить максимальное удовольствие от тишины, сервиса, приватности и заботы. За два года мы достаточно сильно выросли. Сейчас для того, чтобы попасть в Siberia, нужно встать в очередь за две-три недели. Как говорится, если делаешь качественный продукт, то клиент сам придет и еще десятерым посоветует.

Ежемесячно мы принимаем больше 1000 гостей. В штате работают порядка 100 человек. Постоянно растет и банный клуб — сообщество, резиденты которого получают дополнительные возможности и сервис, закрытые мероприятия, программы, позволяющие общаться и налаживать связи в неформальной обстановке. В данный момент в нем состоит уже больше 200 человек, и список стабильно растет. В целом, это история не про успешный бизнес, а про бизнес для души, от которого я получаю настоящее удовольствие. Я хожу в Siberia сам, привожу туда семью и друзей. Даже если бы это дело не приносило мне деньги, я бы любил его не меньше, потому что понимаю: мы создали уникальный продукт.

Что такое современная русская баня в вашем понимании?

В современной русской бане тебе самому ничего не нужно делать: ни топить печь, ни забрасывать воду на камни, ни искать полотенца. Там не нужно сидеть на полке, играя, кто дольше просидит, и чувствовать, что у тебя уши заворачиваются от количества пара, «организованного» кем-то, кто вообще в этом ничего не понимает.

Современная баня — это сервис. Ты приходишь туда, как в отель или в ресторан, и получаешь полный набор услуг от узконаправленных специалистов. Вот это, мне кажется, и есть современная баня, где по всем канонам и правилам, с должным уровнем безопасности, с заботой предоставляется сервис, приносящий лично тебе удовольствие, за что ты и готов платить.

Фото: пресс-служба

Чем Siberia отличается от других банных проектов таких же игроков на рынке?

Это сложно объяснить. У меня уже, кажется, профдеформация, но теперь я смотрю на любую баню, сравнивая ее с Siberia. Оценить сложно, потому что все они просто-напросто другие, другого формата, для другой целевой аудитории.

Какая ваша любимая программа в банном комплексе Siberia?

В нашем комплексе пять банных пространств со своей идеологией. В чем это проявляется? За основу концепции каждого взят определенный регион Сибири. То есть каждая баня отличается по дизайну, квадратуре, интерьерами, купелями, парными, везде разные материалы и печи. Соответственно, и совершенно непохожие программы парения.

Моя любимая баня — «Курная изба». Она самая маленькая, на двоих человек. В гостиной стоит небольшой стол и два кресла-качалки. В камине трещат дрова, установлены горячая и холодная купели, небольшая зона предбанника и маленькая парная, как в деревне. Здесь особенный уют. Мне нравится, что в «Курной избе», как и в других банях, мы сделали продуманный саунд-дизайн. В каждом пространстве мы не только ароматами и атмосферой погружаем гостя в другую реальность, но и с помощью звукового сопровождения, схожего с мелодикой региона, откуда родом конкретная банная концепция. В «Курной избе» вы слышите лающих собак, проезжающую мимо повозку или играющих на улице детей, то есть невольно попадаете в атмосферу небольшой деревушки. И все ваши мысли, стресс, переживания дня разом улетучиваются, становится очень спокойно и хорошо. Поэтому рекомендую начать посещение Siberia именно с бани «Курная изба», чтобы прочувствовать, что такое настоящая деревенская русская баня.

Вы открываете новые бани в Москве, в Санкт-Петербурге и в Дубае. Расскажите про концепции каждой.

К концу 2024 года мы планируем расширить сеть до пяти банных комплексов: два дополнительных откроем в Москве, один в Санкт-Петербурге и запустим большой проект для международного рынка, в Дубае.

В Москве мы придумали концепцию «Треугольник» — это три отдельных банных комплекса с определенными направлениями. Первый, наш флагманский и уже действующий, — «Душа», такая традиционная русская баня, которую мы привыкли видеть на картинках или посещали в детстве.

Второй комплекс, «Голова», будет посвящен всему, что касается ментального здоровья, медитаций, звукотерапии и парения в темноте. Все, что планируется использовать в этих банях, должно вести к полному расслаблению. Например, мы решили сделать круглые парные и добавить живую инструментальную музыку.

Третий комплекс — «Тело», с фокусом на массажах, растягиваниях, работе с суставами, в общем, на всем, что касается телесного расслабления, оздоровления и красоты. Также там будут программы, направленные на красоту, — обертывания, грязевые ванны, минеральная вода в купелях, криокамера. То есть максимум того, что касается омоложения кожи и тела.

В банном комплексе в Санкт-Петербурге, помимо бань, будет работать ресторан сибирской кухни с отдельной посадкой. В пяти массажных комнатах будут трехчасовая программа, парная и горячая ванна. В рамках этой концепции мы разрабатываем разные варианты релаксации и оздоровления — возможно, с горячими камнями, с огнем, с правильным светом и запахом.

Если говорить в цифрах, то суммарная площадь трех новых комплексов составит больше 5500 кв. м, а количество штатных сотрудников превысит 500 человек.

Самым амбициозным можно назвать наш международный продукт в Дубае. Не хочу забегать вперед, но это будет самый большой банный комплекс Siberia из всех существующих — почти 3000 кв. м. Мы планируем сделать банный спа-комплекс, рассчитанный скорее на иностранцев. И моя глобальная идея — инициировать мировую экспансию такого продукта, которым можно будет гордиться. Я очень хочу, чтобы у нас появилось 50 банных комплексов по всему миру, которые будут через способы оздоровления раскрывать нашу культуру и делать ее модной.

Как вы считаете, русский бизнес будет востребован за рубежом? И почему масштабирование Siberia на международном рынке начинается именно в Дубае?

Нет такого понятия, как «русский продукт». Есть понятие «качественный продукт», который можно адаптировать под определенную аудиторию. Именно таким я считаю Siberia. Мы уже делали кастдев среди иностранцев, приводили их в партнерские бани, так сказать, парили, показывали и погружали в эту культуру — они были удивлены. Ведь все мы, по сути, одинаковые. Мы испытываем стресс, устаем, нервничаем. Соответственно, организм, вне зависимости от национальности, примерно одинаково реагирует на баню — это именно то, что нужно для перезагрузки и души, и тела, и психики.

Я считаю, что рынок спа-услуг, пускай и огромный, перспективный, трендовый, в то же время очень консервативный. Останавливаясь в лучших отелях по всему миру, я всегда иду в спа. И вижу, насколько порой все непродуманно и откровенно плохо сделано. Ощущение, будто каждый отель по остаточному принципу просто выделяет место и там что-то как-то делает. Но, несмотря на это, все спа-комплексы заполнены. Поэтому мне кажется, что если мы сделаем модный и узнаваемый продукт, то ни у кого не останется шанса не дойти до нас и не попробовать.

Почему мой выбор пал на Дубай? Потому что часть времени я провожу именно в нем, мне нравится зимовать в ОАЭ, там у меня несколько бизнесов. Это означает массу друзей и комьюнити, с которым я общаюсь. Поэтому я считаю Дубай хорошим местом с точки зрения площадки для теста международных продуктов. Там настолько интернациональное сообщество, которое мы уже тщательно изучили как целевую аудиторию, что если продукт зайдет в Дубае, то в целом, с должной адаптацией, он может выстрелить в любом большом мегаполисе, особенно если в нем есть хотя бы какая-то банная культура.

Что бы вы посоветовали начинающему бизнесмену, который хочет воплотить свою мечту и построить успешный бизнес?

Во-первых, тренировать насмотренность, наблюдать. Нужно смотреть на мир предпринимательским взглядом, задавать вопросы, изучать, читать, чтобы потом сделать на своем уровне востребованный продукт.

Во-вторых, любить риск. Мне кажется, предприниматель от обычного человека отличается именно тем, что просто берет на себя больше ответственности, больше рисков и с абсолютной уверенностью, может быть, даже неадекватной, говорит: «Так, мы идем сюда, и это единственно правильный путь».

В-третьих, нужно уметь объединять людей вокруг конкретной идеи, взращивать в себе лидерские качества, развивая свои сильные стороны. Потому что крутые команды, верящие в идеи и готовые к риску, стоят только за настоящим лидером. В моем случае есть три категории людей, на которых я работаю, — это команда, это гости и это инвесторы. Но команда стоит на первом месте. Если она будет звездной, заряженной, любящей дело так же, как и ты, — все получится.