Фестиваль «Маяк»: про енотов и любовь
Программный директор «Маяка» Стас Тыркин превратил 11 фильмов программы в замысловатый узор: из распределения конкурсных работ по дням сложилась собственная история с неожиданными перекличками и сплетениями тем, символов, предметного мира и, конечно, артистов в кадре.
«Чума» Дмитрия Давыдова
«Чума» Дмитрия Давыдова разлила по экрану черно-белую историю об отцах и детях неназванной якутской деревни, где плотник Иван предпочитает не роптать на судьбу и обидчиков, готовый примириться с одной и с другими. Старательный труд, скромный быт, тихая последовательность действий — вот его ответ всему несправедливому. Сколотить лодку, продать, сколотить новую. Однако привычку отца прощать обидчиков, не отвечая на грубость грубостью, на боль — болью, его собственный сын принимает за проявления слабости и все чаще поглядывает на двор напротив. Там живет главный задира — Влад, который не лезет в карман ни за словом, ни за действием. У него тоже есть сын, который не соответствует ожиданиям уже отца.
Якутское кино уже давно зовется не иначе как феноменом, а немногословность и скупость действий присущи ему не меньше, чем неизменно прямой и честный взгляд на обстоятельства и людей в них. Все это присуще и новой истории Дмитрия Давыдова, который, по собственным словам, никогда бы не назвал работу над ней для себя простой.
«Фрау» Любови Мульменко
«Фрау» — вторая после «Дуная» режиссерская работа Любови Мульменко — порой тоже прибегает к серо-белым тонам, в основном оставаясь, однако, сюжетом из цвета, метких образов и смыслов. Это история о двоих: Иване (Вадик Королев) и Кристине (Лиза Янковская), но на деле, конечно, о каждом из нас. Мечтательном или не очень, замечтавшемся или очнувшемся о быт. Речь в кадре и за ним ведет эту историю вперед мастерски, но за этим мастерством скрывается главное — авторский взгляд на своих героев, который оказывается проводником по встречам, любви и всему случившемуся или нет. Все здесь полнится нежностью и вниманием к деталям, придуманный и продуманный до последней совы на стене мир не вызывает сомнений. А тонкая с точки зрения своей уместности линия все тех же отцов и детей обвивает историю любви, в которой главное — не забыть себя. Все это вызывает эффект вполне терапевтический, добираясь и до сердца, и до ума.
«Новый Берлин» Алексея Федорченко
«Новый Берлин» Алексея Федорченко, в свою очередь, оказался своеобразной шкатулкой с диковинами, каждую из которых можно разглядывать долго и пристально. Продолжая серию псевдодокументальных фильмов режиссера, картина состоит из двух глав. В первой отец и дочь, ученики Мастерской документального кино Марины Разбежкиной, отправляются на съемки в Колумбию. Расследование ведет их по улицам и домам, а актерские воплощения Сергея Колесова и Дарьи Коныжевой прибавляют ему очков. Вторая глава оказывается посвящена енотам и затерявшемуся во льдах городу в бункере. Кажется, что здесь режиссер и вовсе достает из кармана калейдоскоп, каждый легкий поворот которого являет все новые и все более причудливые сочетания узоров.
«Каникулы» Анны Кузнецовой
Завершили конкурс «Каникулы» — полнометражный дебют режиссера Анны Кузнецовой, удачно срифмовавшие фестивальный сюжет на экране с жизнью. Школьный театральный кружок отправился на фестиваль в Сочи, где полным цветом цветут сомнительные вкусы московской комиссии. «Питер Пэн» ей ближе, чем неведомый спектакль «Земляничное вино», который, естественно, придется заменить на более созвучный времени и нравам «нектар». Завуч и руководитель кружка (Полина Кутепова и Дарья Савельева) отправляются на эту гастроль в компании 12 детей: взросление, влюбленности, авторитеты или их отсутствие присутствуют сполна, что добавляет сюжету и иронии, и глубины в общем и частном.