Тема месяца — будущее, 04 сен 2023, 13:41

До нашей эры, сегодня и завтра: как меняются стандарты женской красоты

Рассказываем, как общество начало эксплуатировать привлекательность женщин и стоит ли ждать освобождения от общепринятых стандартов
Читать в полной версии
(Фото: General Photographic Agency / Getty Images)

«Плоская грудь — плоские продажи» — так бывшая глава издательского дома «Condé Nast Россия» Карина Добротворская отозвалась об идее поставить на обложку журнала GQ актрису Натали Портман в 2012 году. Этот эпизод из не очень увлекательной книги Михаила Идова Dressed Up for a Riot (русского перевода нет) лишь только кажется проходным. На самом деле он — достаточно редкий случай откровенного объяснения того, как стандарты красоты используются для зарабатывания денег.

Во все времена причина монетизации именно женской красоты (и, скажем прямо, ее эксплуатации) в первую очередь была связана с социальной ролью женщины, которая долгое время была относительно неизменной. Говоря проще, это было отношение к женщине как к красивому, но довольно бесправному созданию, объясняет бывший главный редактор The Rake Александр Рымкевич.

Это же и ответ на вопрос о том, почему стандарты красоты в принципе появились, отмечает искусствовед, кандидат культурологических наук, старший преподаватель РГГУ и ВШЭ Эльвира Шомахмадова. Любые стандарты — это социокультурный конструкт определенных идеалов, диктат. Иног­да он общественный, иногда авторский, иногда государственный, а иногда биологический, то есть детерминированный какими-то функциями, которые выполняли женщины. «Самый простой пример — "Венеры палеолита", доисторические статуэтки, которые представляют просто то красивое тело, которое способно родить», — продолжает искусствовед.

Венера Виллендорфская в Музее естествознания в Вене, Австрия (Фото: Bjørn Christian Tørrissen / Wikimedia Commons)

Если бы с ней рядом в комнате сидел греческий оратор Демосфен, он бы довольно захлопал в ладоши, ведь это именно то, о чем он говорил. Так, в его представлении макияж должны носить только гетеры, а замужние женщины не должны использовать ничего вообще, так как выполняют чисто служебную функцию. В своей речи «Против Неэры» он рассуждал: «Мы держим гетер ради чувственных наслаждений, наложниц — ради ежедневных телесных потребностей, тогда как жен берем ради того, чтобы иметь от них законных детей, а также для того, чтобы иметь в доме верного стража своего имущества». Современники, может, и разделяли его мнение, однако человечество еще не раз поменяет представление о социальных функциях женщин и стандартах женской красоты. И даже научится зарабатывать на этом деньги.

Красота до начала промышленности

Если вы когда-нибудь откроете тексты древнеримского поэта Овидия, то увидите, что он, в принципе, мог бы возглавить отдел моды глянцевого издания. Он не делил женщин по роду деятельности, а просто призывал следить за внешностью в своей «Науке о любви». Например, он писал, что макияж должен быть естественным (и обязательно должен быть), одежду следует подбирать по сочетаемости цветов (светлой коже — темные цвета и наоборот), а длина волос должна подходить под овал лица. Он же научил стыдиться седины и приучил женщин красить волосы согласно его советам. Справедливости ради стоит сказать, что к мужчинам тоже предъявлялись требования, но не столь жесткие: чтобы считаться красивым, было достаточно подбирать одежду по размеру, мыться и чистить зубы.

Пока нарратив о красоте еще довольно щадящий, хотя уже есть первые признаки того, что, чтобы считаться красивым, нужно родиться с пропорциональным лицом и непременно со светлыми волосами — так обычно изображали богов.

Статуя Афродиты, известная как Венера Арльская, конец I века до н.э. (Фото: Marie-Lan Nguyen / Wikimedia Commons)

В Средние века все только усугубляется, отмечал в 1987 году профессор средневековой литературы Кристиан Захер. Теперь не только волосы должны быть светлыми, но и глаза — серыми, это ценилось превыше всего.

В эпоху Возрождения бал правили художники Сандро Боттичелли и Рафаэль Санти, однако сложно говорить о том, что они задавали стандарты красоты вообще, писала The Washington Post со ссылкой на куратора Национального музея в США. Да, художники Ренессанса пытались исследовать идеальные пропорции, но это больше походило на правила рисования, чем на что-то применимое в реальной жизни.

Настоящей фэшн-иконой была английская королева Елизавета I, которая ввела моду на выщипанные брови, крашеные рыжие волосы и токсичные белила. Они не только подтягивали кожу, но и приводили к преждевременной смерти от отравления, что бросило тень на всю косметологию той эпохи.

«Королева Англии Елизавета I», гравюра Франса Хайса, конец XVI — начало XVII века (Фото: Metropolitan Museum of Art / Wikimedia Commons)

Кажется, что тогда большая часть косметики была либо бесполезной, либо токсичной, но современные исследования показывают, что это не так, отмечала в The Guardian британский историк искусства Джилл Берк. Рецепты косметики XV—XVII веков свидетельствуют о впечатляющих знаниях людей того времени о терапевтических свойствах растений, химической обработке, дистилляции, создании эмульсий для кремов и даже кондиционеров для волос. После исследования Берк ее свекровь даже начала пользоваться кондиционером из сваренных цветков мальвы.

Ядовитая одежда: как то, что мы носим, влияет на наше здоровье

А вот что действительно было токсично и смертельно опасно, так это мода XIX века.

Эстетизация болезней и ядовитые субстанции

«Это было лучшее изо всех времен, это было худшее изо всех времен; это был век мудрости, это был век глупости...» — цитата из «Повести о двух городах» Чарльза Диккенса хоть и относится к Великой французской революции, но хорошо отражает происходившее в XIX веке в Британии. Если бы Диккенс писал о своем времени, то в конце этого знаменитого пассажа он добавил бы, что это была эпоха различных средств, которые подгоняли красоту под общепринятые стандарты.

Кустарное производство, например косметики, в большей или меньшей степени было всегда. «Но только с промышленной революцией и развитием массового производства красота стала не чем-то абстрактным, а индустрией»,— отмечает Эльвира Шомахмадова. Появляется, например, фотография, а значит, развиваются массмедиа, что способствует формированию и укреплению в массовом сознании определенных стандартов, поясняет она.

XIX век — это век прогресса, паровых машин, стремительной индустриализации Великобритании и туберкулеза, который к началу столетия достиг масштабов повальной эпидемии. Не умея еще с ним бороться (лекарство от туберкулеза появилось только в 1943 году), его возвели в разряд эстетики. Так что знайте: когда вы смотрите фильм или сериал и видите бледных красавиц, тихо кашляющих кровью в белоснежные платки, — это оно.

Никто не называл течение «туберкулезным шиком», но у него была своя икона — парижская куртизанка Мари Дюплесси, поражавшая белой кожей на своем знаменитом портрете кисти Эдуара Вьено. С нее же списана главная героиня оперы «Травиата» Верди, Виолетта, которая, как и Дюплесси, умирает от чахотки в 23 года.

Портрет Мари Дюплесси кисти Эдуара Вьено (Фото: Wikimedia Commons)

Почему же это было привлекательным? Согласно книге 1909 года «Туберкулез: трактат американских авторов о его этиологии, патологии, частоте, семейологии, диагностике, прогнозе, профилактике и лечении», болезнь могла длиться много лет, в течение которых больные имели нежную, прозрачную кожу, тонкие шелковистые волосы, cверкающие широкие глаза, розовые щеки и красные губы. А также отсутствие аппетита. Идеальная викторианская дама.

Если болезнь женщину того времени миновала, а кожу все равно хотелось иметь бледную, можно было воспользоваться различными средствами с токсичными металлами. В монографии Элисон Дейвид «Жертвы моды: опасная одежда прошлого и наших дней» приводится пример такого средства — крем «Цветение юности» косметической компании Лэйрда (Laird’s Bloom of Youth), выпущенный в 1869-м.

Реклама обещала, что крем смягчит грубую кожу, очистит ее от загара, веснушек и в целом улучшит цвет лица. Фотографии покупательниц даже попали в рубрику «До и после» одного влиятельного американского журнала — медицинского. Девушки прос­то отравились свинцом и заработали паралич лучевого нерва — состояние, при котором ваши руки настолько слабы, что вы не можете взять даже булавку. Благо никто не умер — в те времена паралич лечился химио- и электротерапией.

Кстати, компания Лэйрда успешно торговала этим кремом еще несколько десятилетий и, судя по рекламным объявлениям 1880-х годов, убеждала покупателей в том, что средство прошло проверку Департамента здравоохранения США и «объявлено полностью свободным от материалов, вредящих здоровью и коже».

Реклама крема «Цветение юности» косметической компании Лэйрда (Laird’s Bloom of Youth) (Фото: Library of Congress / Wikimedia Commons)

Другой случай из книги касается крайне популярной американской пудры для лица «Лебяжий пух» (Swan Down) фирмы Henry Tetlow Co., которая появилась в 1875 году и продавалась с надписью «безвредно» на упаковке. Британский эмигрант Генри Тетлоу основал в Филадельфии очень успешную парфюмерно-­косметическую компанию. Он сделал состояние на том, что якобы открыл дешевый отбеливающий порошок оксида цинка, который сегодня входит в состав солнцезащитных кремов, а тогда должен был заменить токсичные вещества, использовавшиеся в прежних косметических средствах.

На деле же пудра состояла просто из перемолотого свинца и цинка, которые попадали в легкие вместе с дыханием, оттуда — в кровоток, кости и зубы. Если бы Тетлоу знал, что токсичная свинцовая пыль не вымывается из организма и остается даже в разложившемся трупе, то каждый раз зло посмеивался бы над своим слоганом: «Другие пудры для лица приходят и уходят, но "Лебяжий пух" останется с вами навечно».

Состав косметики: на что обращать внимание при выборе

Корсеты и кринолины

«В наши дни все женщины, от императрицы на троне до служанки на кухне, носят кринолин, даже трехлетние малышки — и те в кринолинах. <…> Кринолин представляет теперь огромный коммерческий интерес. Он перестал быть проблемой, касающейся лишь нескольких работниц в лондонских мастерских. Он проник в кузницу, на фабрику и в шахты. В настоящий момент… мужчины и мальчики гнут спины в недрах земли, чтобы добыть железную руду, которую огонь, плавильная печь и пар в установленный срок с помощью множества сложных процессов превратят в сталь для подъюбников», — писал Генри Мейхью в 1865 году в книге «Магазины и торговые фирмы Лондона и производства и мануфактуры Великобритании».

Кринолин с широкими фижмами носили во Франции еще при дворе Наполеона III и императрицы Евгении времен Второй империи как символ восстановленного монархического строя. «Эта основа для юбки стала эмблемой технического прогресса, порождением века железа и стали», — сообщала Элисон Дейвид в «Жертвах моды». Так, например, французская компания Peugeot (с конца XIX в. уже автомобильная) и фабрика Томпсона в Англии c 1858 по 1864 год совокупно производили 2400 т кринолинов, или примерно 4,8 млн экземпляров ежегодно.

Кринолин делался из стальной проволоки, покрытой тканью, его час­ти скреплялись лентами и медными заклепками. Длина его окружности составляла 2,5 м. Эту конструкцию было сложно надеть самостоятельно, и современный человек впал бы в ужас от такой дикости, но женщинам второй половины XIX века все нравилось. Кринолин был значительно удобнее громоздких слоев подъюбников, защищал от нежеланных прикосновений мужчин и высоко держал нижние юбки, давая свободу ногам, «отчего ходьба становилась легкой и необременительной».

Дама в кринолине, 1859, собрание Метрополитен-музея (Фото: Wikimedia Commons)

Другой приметой времени были корсеты. «Корсет носила очень узкий, / И русский Н, как N французский, / Произносить умела в нос». Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» как представительница высшего класса и эталон женщины XIX века, безусловно, делала свой корсет на заказ. В сумму, скорее всего, был включен еще и персональный менеджер, который предоставлял индивидуальные услуги по его кастомизации, чтобы он хорошо сидел с учетом строения тела.

Женщины же попроще обычно делали корсеты сами, пользуясь дамскими журналами, в которых предлагались бумажные выкройки и инструкции по изготовлению различных предметов одежды, а также советы по моде и этикету.

Корсет Тильда, публикация в журнале Les Modes, 1908 (Фото: Gallica Digital Library / Wikimedia Commons)

Пиком маркетинговой мысли индустрии корсетов была реклама американской фирмы Foy, Harmon & Chadwick Co: она представила в 1890 году образец, который слегка проворачивался в районе груди. В газетах его рекламировали через изображения женщин за различными делами со слоганами вроде «Дышите, пока поете», «Легко застегивать туфли» и «Все еще элегантна».

Корсеты были настолько неотъемлемой частью гардероба женщины, что не ушли даже в начале XX века. Начиная с 1890 года их активно пропагандировал американский художник Чарльз Дана Гибсон. Идеал «девушки Гибсона», которая непременно должна была носить корсет, продержался аж до 1920-х. Казалось бы, уже и суфражистки появились, и Хелен Келлер по стране с лекциями ездит — а тут до сих пор корсеты. Но тем не менее Америка сходила с ума по гибсоновской девушке, чьи изображения в журналах и на предметах интерьера принесли самому Гибсону состояние.

Фигура у нее непременно была песочные часы: объемные грудь и бедра, тонкая талия. Прическа пышная — буффант, шиньон или помпадур, — а нравы прогрессивные. У нее в приоритете образование и самореализация, а не создание семьи. Образ был настолько популярен, что его использовали для иллюстрации принцессы Лангвидер в книге Лаймена Фрэнка Баума «Озма из страны Оз».

«К своему удивлению, она обнаружила, что она хорошенькая». Иллюстрация Чарльза Дана Гибсона для Harper's Bazaar, 1913 (Фото: Wikimedia Commons)

Но почему же от корсетов все равно тогда отказались? Как писал Торстейн Веблен в своей «Теории праздного класса» (1899), корсет с точки зрения экономической — это по существу своему увечье, переносимое с той целью, чтобы понизить жизнеспособность женщины и сделать ее явно и постоянно непригодной к работе. Поспорить с этим сложно, учитывая, что сам Веблен еще при жизни увидел доказательство своей правоты.

Потрясения XX века

В первой половине прошлого века Париж был центром мира и культуры. А самым популярным и дорогим художником в мире был русский эмигрант Леон Бакст. Он прославился в первую очередь как создатель костюмов для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, которые в 1910–20-е гремели по всей Европе. Русский балет цеплял красочностью, непохожестью, экзотикой и, как ни странно, ориентализмом. И конечно, костюмами от Бакста.

Благодаря ему девушки перестают носить закрытые строгие платья и корсеты. Согласно монографии Елены Беспаловой «Бакст в Париже», сам художник считал моду чем-то постыдным и недостойным такого большого мастера, как он. Однако он вводит в моду шелка, тюрбаны и шаровары для женщин, парижские магазины заваливают просьбами достать «ткань под Бакста». В аналогичном стиле также работает французский модельер Поль Пуарэ. Все начинают валяться в гостиных на подушках и курить кальяны.

Рисунок с двумя женскими фигурами, Леон Бакст, 1910 (Фото: Sepia Times / Universal Images Group via Getty Images)

Доминирование Бакста заканчивается с Первой мировой войной: мужчины на европейском континенте массово себя истребили, а женщины больше не могут позволить себе содержать слуг и выходят на работу. Для них начинает творить Коко Шанель, она вводит в моду универсальное платье, которое можно носить целый день, и черный цвет. В это же время США входят в «ревущие двадцатые» — период небывалого роста экономики и благо­состояния. Люди хотят пить шампанское, развлекаться и никогда не взрослеть. Там в моде — флэпперы. Это субкультура, яркой представительницей которой можно назвать звезду немого кино Луизу Брукс.

Девушки-флэпперы андрогинны и молоды, изгибы их тела маскируются специальным утягивающим бельем и платьями с заниженной талией. При этом особое внимание уделяется атрибутам женственности: девушки носят массивные нитки жемчуга и длинные перчатки. Образ также диктует поведение: флэпперы думают не о создании семьи, а о моде, светской жизни и новых джазовых пластинках. «Пусть вечеринки становятся длиннее, пусть юбки становятся короче», как пели в мюзикле «Чикаго» как раз про тот период. Однако праздник заканчивается Великой депрессией.

Луиза Брукс (Фото: J. Willis Sayre Collection of Theatrical Photographs / Wikimedia Commons)

Незадолго до конца эпохи флэпперов активизируется Макс Фактор, создатель одно­именной марки. В 1928 году в США начинает работать его первая косметическая фабрика. Сначала он сотрудничает с Голливудом и подбирает макияж для фильмов таких студий, как Paramount, RKO Pictures, Metro-Goldwyn-Mayer, Columbia и Warner Brothers, а затем убеждает женщин, что помада и краска для волос — это обязательные атрибуты каждой (из них), а не только актрис. Слоган компании в то время гласит: «Для звезд и для тебя».

Макс Фактор жжет напалмом все 30-е. Он создает матиру­ющую пудру, накладные ресницы, полировку для ногтей и целую концепцию цветовой гармонии в макияже (цвет косметики должен подходить под цвет кожи, оттенок волос и цвет глаз). Он умирает в 1938-м, но сын бизнесмена, Макс Фактор-младший, продолжает его дело. Женская косметичка пополняется водостойкой тушью, кисточкой для пудры и губной помады, лаком для ногтей и волос, а также жидким тональным кремом (список можно продолжать бесконечно).

Эксперт по макияжу Макс Фактор демонстрирует технику нанесения теней для век, используя в качестве модели актрису Жозефину Данн, около 1930 года (Фото: Clarence Sinclair Bull / Getty Images)

После Второй мировой войны человечество, ужаснувшись тому, что сделало, пытается откатить нравы в начало века. Снова появляются балы дебютанток и возвращаются корсеты, которые теперь женщины носят с пышной юбкой-колоколом, десятилетие открывает мультфильм Disney «Золушка», фиксируя стандарт девушки, которая, c одной стороны, хочет исследовать мир вне гендерных ролей, а с другой — скорее выйти замуж (до 21 года, потом поздно). Мечту о замке с принцем активно подпитывала коронация юной Елизаветы II в 1953 году — роль принцессы гораздо интереснее роли домохозяйки, это бесспорно.

Фрагментация и конец истории

Сменяемость тенденций моды и возникновение разнообразных типов красоты значительно ускорились с того момента, когда женщины обрели избирательное право, начали осваивать профессии, которые ранее считались мужскими, и вообще стали массово получать качественное образование и строить карьеру, объясняет Александр Рымкевич. Поэтому, начиная с 1960-х, идеалы скачут от бабушкиных платьев хиппи до деловых костюмов с широкими плечами времен премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер.

Одна из последних вех, которая касается именно физических стандартов, — «героиновый шик» 90-х. До того времени в моде были здоровые спортивные девушки, а чтобы пробиться в модельный бизнес, нужно было стать кем-то максимально непохожим.

Идеалом того времени была Кейт Мосс. Хоть она и замечает, что наркотики принимали все в индустрии, и несправедливо, что критикуют только ее, именно Мосс олицетворяла эстетику: болезненно бледная кожа, круги под глазами, сигарета, измож­денный вид. Благодаря растиражированной глянцем моде на такой женский тип героин перестал быть занятием для маргиналов и проник в «средний класс», а юные девушки под влиянием медиа начали страдать от расстройства пищевого поведения.

Кейт Мосс в рекламной кампании Calvin Klein, 1994 (Фото: John Aquino / Getty Images)

Как бы то ни было, уже в 90-х начинается активная фрагментация эстетики и направлений, так что отследить какой-то один стандарт дальше становится затруднительно. А уже с середины 2010-х в медиа идет и вовсе активный тренд на разнообразие и бодипозитив. Но значит ли это, что больше не стоит беспокоиться о стандартах красоты?

Не совсем. Есть множество исследований, которые показывают, что физически привлекательные люди зарабатывают больше, легче получают повышение и выигрывают в политической борьбе, а женщины, которые используют косметику, кажутся более компетентными.

Кроме того, исследователи также сходятся во мнении, что внешний вид влияет на наше самочувствие: в зависимости от того, как мы выглядим, меняется и наше поведение. Поэтому, например, вопреки стереотипам, в кризисные времена потребление косметики растет, а не падает. Во время финансового кризиса 2008 года выросли продажи лака для ногтей и туши для ресниц, а в период Великой депрессии люди скупали губную помаду.

Рекламная кампания Victoria's Secret, весна-лето 2023 (Фото: Victoria's Secret)

Так что, возможно, за всеми рассуждениями о том, как мы освобождаемся от стандартов и становимся менее поверхностными, мы упускаем главное: что красота вокруг заставляет нас чувствовать себя лучше. И пока это не наносит вред здоровью, почему бы и не поддаться этому поверхностному искушению?