Управляющий директор «Гранд Отеля Эмеральд» — о 5-звездочном сервисе
На должность управляющего директора «Гранд Отеля Эмеральд» Марина Заболотина заступила не в самое простое время — ее приход совпал с началом пандемии и введением карантинных мер. Отель, рассчитанный на корпоративных клиентов, пустовал. Принимать решение пришлось стремительно — помогли богатый опыт (Марина 20 лет занимается международным туризмом) и команда, вместе с которой она сегодня продолжает улучшать и развивать отель. Мы встретились, чтобы узнать, благодаря чему удалось увеличить загрузку, как пришла идея собрать собственную библиотеку и продавать книги, почему непременно стоит отправиться на экскурсию по дворцам и без чего нельзя попасть в ресторан Room DND.
«Гранд Отель Эмеральд», открывшийся в исторической части Санкт-Петербурга в 2003 году, одним из самых первых в Северной столице получил категорию «пять звезд» и все это время неизменно ее подтверждает. На ваш взгляд, какими качествами сегодня должна обладать пятизвездочная гостиница?
Понятно, что все пятизвездочные отели стремятся подать лучший завтрак, предложить меню подушек, подобрать идеальные матрасы и сделать идеальную уборку, но в результате гость больше всего внимания обратит на то, как его принимали: какие услуги он смог получить во время своего пребывания, улыбнулись ему или нет. Поэтому на первое место я бы поставила высокий уровень сервиса. На второе — развлечения и нестандартные предложения, поскольку сегодня пятизвездочный отель — это не просто место, где можно вкусно поесть и выспаться, это определенный лайфстайл.
Мы, к примеру, активно развиваемся в этом направлении — придумали лайфстайл-гид по городу. Гости могут воспользоваться услугами лучших экскурсоводов, посетить музеи или дворцы. Прежде чем ввести тот или иной маршрут в программу, я лично и сотрудники Guest Relations сами их проходили и проверяли на себе. Кроме того, мы любим ежедневно открывать для себя и для гостей наш город. Мы постоянно находим и тестируем новые маршруты. Важно отметить, что цены экскурсий мы сделали конкурентоспособными — как если бы вы заказали их у городского оператора. Ведь до сих пор существует мнение: если что-то покупать в пятизвездочном отеле, это будет стоить дорого. Обо всех наших активностях, нововведениях и жизни отеля мы рассказываем в социальных сетях, показываем, как мы живем, и мечтаем о том, чтобы «Гранд Отель Эмеральд» и Петербург ассоциировались друг с другом.
Вы пришли в отель в непростое время — в конце 2019 года, когда началась пандемия. Какие решения пришлось принимать в первую очередь, чтобы, по сути, спасти бизнес?
Время, действительно, было нестандартное, и нам с командой пришлось быстро адаптироваться к новым реалиям, придумывать новую концепцию, поскольку отель, изначально заточенный под корпоративных клиентов, стоял пустой. Оставаться корпоративным означало бы провалиться. Поэтому мы развернули его в сторону семейных историй, придумали фишки для детей (так, всем малышам мы дарим маленьких сов, это наш тотем), разработали тревел-программы — и до сих пор продолжаем все эти направления развивать. Нынешнее время тоже трудно назвать спокойным, но мы везде подкладываем солому — если падение неизбежно, то оно хотя бы будет мягким.
Концепция литературного отеля тоже появилась в это время?
Это была спонтанная история. Все началось с полок с книгами. А потом я подумала: почему бы не начать эти книги продавать? Первый контракт мы заключили с «Эксмо», которое осуществило большую поставку. Сегодня мы работаем уже с несколькими издательствами. Все издания гости могут полистать, почитать и при желании купить на ресепшен. Ведь книга — лучший подарок из Петербурга. И опять-таки, возвращаясь к теме: услуги в пятизвездочном отеле — это не всегда дорого. Книги у нас стоят ровно столько же, сколько в книжных магазинах города.
Помимо книжной гостиной с камином и библиотеки литературные подборки можно найти в каждом номере. По какому принципу книги отбираются и как часто они обновляются?
Мы периодически запрашиваем какие-то новинки у издательства. Помогает и личный опыт: что-то читаю я или сотрудники из PR-отдела. И потом эти книги появляются у нас. Иногда запросы приходят от гостей.
Есть ли у вас книга-бестселлер?
Лучше всего продаются книги для саморазвития. Например, стоит нам привезти Мэй Маск «Женщина, у которой есть план», как ее тут же покупают. Возможно, ажиотаж связан с мартовской масштабной конференцией Women’s Empowerment Convention, которая прошла в Дубае и где Мэй выступила вместе с Натальей Водяновой и Татьяной Бакальчук. Безусловно, хорошо продается классика. Петербург — это прежде всего Достоевский, Блок, Белый.
Проходят ли в отеле литературные мероприятия?
Несколько раз в месяц проводим открытый микрофон по чтению стихов. PoetFest — наши постоянные резиденты — часто проводят в отеле свои мероприятия. Причем мы рады не только постояльцам, но и жителям и гостям города.
Давайте поговорим о номерном фонде. Какие категории предусмотрены в отеле и какие пользуются особенной популярностью?
Летом и во время белых ночей большой популярностью пользуются номера с террасами — стандартные и полулюксы. К слову, террасы в «Гранд Отеле Эмеральд» появились благодаря нам — мы их отреставрировали, сделали жилыми, поставили мебель и украсили цветами. Есть четыре роскошных люкса. Один из них — «Королевский» — часто выбирают для первой брачной ночи и свадебных фотосессий, в том числе благодаря большому эркеру с красивым прозрачным куполом. Также у нас есть семейные двухкомнатные номера, совмещенные из улучшенных. Они популярны круглый год, поскольку в них можно удобно и комфортно разместиться с детками: развести их по разным комнатам или поселить в одну из комнат няню. И важно упомянуть нашу базу, основу — стандартные номера.
Некоторые номера украшены автографами современных поэтов и писателей. Кто эти люди?
Продолжая концепцию литературного отеля, мы решили сделать улучшенные номера отличными от других и украсить их автографами. Каким-то писателям мы отвозили холсты на конференции, кого-то просили расписаться во время проведения книжного салона на Дворцовой площади, а одно время мы даже сотрудничали с Союзом писателей Санкт-Петербурга, привлекали крупнейшее российское издательство. Или, к примеру, однажды у нас останавливалась Ольга Осипова, автор телеграм-канала «Ретроградный Меркурий». Ее автограф у нас тоже есть, как и ее книга «Как обвести Луну вокруг пальца».
Вы уже упоминали Guest Relations в контексте экскурсий по городу. Какие еще задачи помогает решить консьерж-сервис?
Мы оказываем огромный спектр услуг — от трансфера из аэропорта до заказа частного вертолета или самолета, готовы организовать экскурсию любой сложности или забронировать катер для речной прогулки (от простого, на четырех человек, до большого корабля) и сделать выездной кейтеринг. Можем купить цветы, подарки и найти редкие издания книг. В общем, решаем задачи любой сложности.
Расскажите о ресторане Room DND. Что под собой подразумевает концепция speakeasy?
Это закрытый ресторан азиатской кухни, в котором всегда играет тихая музыка, поэтому можно спокойно разговаривать. Он камерный и небольшой, но мы продумали разные варианты посадки — здесь будет удобно и двоим гостям, и компании из восьми человек. Попасть в него можно только по магнитному ключу (гости отеля получают ключ при заселении, а гости из города — на ресепшен), предварительно забронировав столик. Эту концепцию мы придумали для того, чтобы дополнительно привлечь аудиторию именно в ресторан при отеле, который многим кажется дорогим и недоступным. И она сработала. И конечно, у нас кухня высокого уровня и классный шеф.
В 2023 году у отеля 20-летний юбилей. Как вы планируете отмечать эту дату?
Возможно, вы знакомы с выездным проектом — спектаклем «Заблудшие». Мы подружились с командой и планируем запустить этот спектакль у нас в августе, тем более что раньше на месте отеля был кинотеатр и эта предыстория помогла нам придумать захватывающую легенду. А уже в ноябре мы организуем большой праздник вместе с «Заблудшими», на который пригласим всех наших друзей, чтобы отметить юбилей.
А еще в начале года мне пришла идея показать всех сотрудников, потому что в любом случае наше главное достояние — это команда. Так родилась идея фотопроекта. И до ноября мы в наших социальных сетях покажем всех, кто работает в отеле. Мы уже отсняли сотрудников прачечной, велнес-центра, PR-отдела, инженерной службы, охраны, сделали фотосессию на крыше и даже привели в наш лобби-бар маленького пони. Проект получается очень ярким и интересным, результатами я делюсь в своих аккаунтах в социальных сетях.
Давайте поговорим о продвижении. Какие каналы на сегодня вы считаете наиболее эффективными?
Мы активно ведем страницы в социальных сетях и особенно гордимся нашим телеграм-каналом «Жизнь одного отеля». Там мы показываем реальную жизнь отеля и уже отмечаем, что такой подход очень нравится и тем, кто приезжает к нам не впервые, и потенциальным гостям. Мы активно его раскручиваем. Также мы развиваем сайт отеля и активно наращиваем процент прямых бронирований.
Мы любим ежедневно открывать для себя и для гостей наш город. Мы постоянно находим и тестируем новые маршруты.
Что вы думаете про коллаборации?
Сейчас мы развиваем поп-ап-магазины внутри отеля, это позволяет привлечь новую аудиторию. В одном из помещений на первом этаже мы расположили бутик петербургского бренда одежды и корсетов Kosskoss. Также готовится к открытию бутик декора и цветов. Мы стремимся собрать под крышей «Гранд Отеля Эмеральд» близкие нам по духу и концепции бренды. Наша команда просто обожает реализовывать коллаборации. Например, в период ПМЭФ мы устроили коллаборацию с брендом петербургской органической премиальной водки, а на постоянной основе мы сотрудничаем с конфетной фабрикой «Культура», их конфеты есть у нас в мини-баре.
Как вообще изменился портрет гостя за последнее время?
Я считаю, что Европу мы практически потеряли. Китай возвращается, но пока тяжело с визами. Мы активно ждем Индию, арабский рынок (причем не только Арабские Эмираты), Африку, которая сейчас активизировалась в связи с саммитом, который пройдет в Петербурге в конце июля. Но в общем иностранцы — это около 30%. Остальные 70% — это наши российские туристы.
Сейчас особенно остро для многих стоит тема ментального и физического здоровья. Какие опции предлагает «Гранд Отель Эмеральд» в этом контексте?
В отеле есть свой велнес-центр. Так, например, в фитнес-центре проходят занятия по пилатесу и йоге, в банном комплексе можно полностью перезагрузиться и расслабиться — у нас одна из лучших русских бань в городе, с классными парильщиками. Поверьте, мне есть с чем сравнивать.
Петербург — быстро меняющийся город. Каждый раз по приезде сюда можно найти что-то новое: новое выставочное пространство, новый ресторан... Поделитесь вашими любимыми — и обязательными к посещению — местами.
Не устану говорить про дворцы — их не три, не пять, а намного больше. Есть не такие раскрученные, как Юсуповский, хотя он, безусловно, один из самых красивых. Но есть невероятной красоты Строгановский дворец — в нем много новодела, но восстановленного по историческим эскизам. Есть Мраморный дворец — настолько красивый, что дух захватывает.
Сутяжный дворец Мясниковых на улице Восстания — новое культурное пространство, в котором проходят музыкально-поэтические вечера при свечах. А если говорить про гастрономию, советую отправиться на речную прогулку с Kuznyahouse — это корабль-ресторан с танцевальными и концертными программами и, конечно, авторской кухней от шеф-повара Руслана Закирова. Это еще и возможность увидеть город с воды — корабль плывет медленно, поэтому можно все рассмотреть и сфотографировать. Я недавно открыла для себя Ленинградскую область. Для ментального здоровья рекомендую посетить поселок Комарово — там потрясающие дюны и поистине восхитительные закаты.
В какое время года лучше всего приезжать в Петербург?
Я живу в Москве и каждую неделю езжу в Петербург. И могу сказать, что в любое время года можно найти чем заняться. Здесь всегда вкусная еда — намного вкуснее, чем в московских ресторанах. Если говорить про культурную программу, то зимой можно насладиться экскурсиями по музеям и дворцам, не теряясь в толпе. А осень! Что может быть идеальнее осени в Летнем саду с разноцветными кленовыми листьями?
Какой сувенир вы бы посоветовали привезти с собой на память из Северной столицы?
Во-первых, книгу про искусство — например, о шедеврах, собранных в Эрмитаже. А во-вторых, дождевик. Вместе с московским брендом Kirill Karavaev мы выпустили дождевики с надписью «Ленинградит» — классная и полезная вещь, которая пригодится и в Москве, и в любом другом городе.
Реклама. ООО «БАТТЕРА», grandhotelemerald.com, erid: 4CQwVszH9pUiKzaw8K8