Краткий курс выксунской жизни: как прошли первые выходные арт-фестиваля
В экскурсионном автобусе, сделавшем остановку возле трубного цеха Выксунского металлургического завода, играет песня Леонида Агутина. Пассажиры высыпали на улицу, так что водитель делает погромче и, кажется, даже подпевает. Тема фестиваля этого года, сформулированная новым его арт-директором, художником и куратором Катей Бочавар, — «Все включено». Включенность оказывается многосмысленной. С одной стороны, это возможность встречи и разговора разных жанров и видов искусства, с другой, взаимопроникновение контекстов. Самых разных, заметных и не очень, а часто — еще и своих у каждого. Вот и Леонид Агутин для Выксы теперь — не только хорошо знакомый, но далекий голос из динамика. В прошлом году он приезжал на фестиваль с большим концертом и вместе с местным хором исполнил свою композицию «Включите свет». Стоит ли говорить, что в автобусе играет именно она. Тема года не обходит стороной и иронию, напоминая о том самом курортном «все включено», где за нас уже позаботились о силе впечатлений.
Что же до пассажиров автобуса, на улицу они вышли не случайно. Во всю стену огромного цеха растянулась фреска Эрика Булатова «Стой — иди. Амбар в Нормандии», которая в сентябре отметит трехлетие своей выксунской жизни. Среди собравшихся зрителей есть и те, кто устремляет взгляд на стену далеко не впервые, но впечатляться продолжает, как в первый раз. Ведущий экскурсию «По цехам» рабочий ВМЗ в области современного искусства чувствует себя вполне уверенно, рассказывает о влиянии Булатова, замечает, что на территории завода можно обнаружить еще две работы других художников — Миши Моста и Алексея Луки, но и о заводской жизни повествует с не меньшей увлеченностью. Упомянутый им как нечто само собой разумеющееся факт — завод работает, не останавливаясь, без перерывов, круглосуточно и все 365 дней в году — заставляет задуматься о контекстах. Что бы ни происходило вовне, здесь продолжает плавиться металл, а вода остужает жар.
В нескольких километрах отсюда весьма нетривиально и не без участия искусства демонстрируют свою включенность в жизнь города другие стены. Рядом с бывшим кафе и одноименной ему художественной резиденцией «Волна» обычная трансформаторная будка превратилась в выставку работ студии керамики «РАЗ». Три буквы из названия этого проекта Кати Бочавар расшифровываются как «разбей и запеки». Речь идет про бутылки из-под алкоголя, из разбитого и запеченного стекла которых выксунцы и гости фестиваля складывают свое «Электропанно». Десятки сюжетов продолжат объединяться в него на стенах подстанции, а торец украсит произведение авторства Кати Бочавар и Ирины Кориной.
Что происходит внутри трансформаторной будки? Непрерывный прием, преобразование и отдача энергии. И это, пожалуй, весьма подходящая метафора, чтобы сформулировать, что делает фестиваль в промышленном моногородке Выксе. В прозе повседневности здесь легко обнаружить поэтичность, чего стоит только смотрящий на «Электропанно» слегка исподлобья магазин алкогольной продукции, расположившийся в двух шагах от него. Неизбежная примета городской жизни, он теперь знает, что содержимое полок может оказаться в совсем иных контекстах.
Взгляд на мир через личные контексты, субъективность и чувствование продолжает выставка проекта «Каскад», занявшая как раз пространство «Волны». Еще недавно заброшенное советское кафе примечательной архитектуры, сегодня это арт-резиденция, где встречаются художники разных взглядов и поколений. Лаборатории «Каскада» вовлекают подростков в мир искусства, предлагая не только возможность самостоятельной работы, но и отношение на равных. Вместе с увлеченностью приходит ответственность: хочешь о чем-то рассказать, придумай форму и средства для воплощения. К стене прикреплена карта, на ней отмечены школы, пруды, торговые дома, магазины и парки. Все на своих местах. У всего, однако, особые смыслы для Саши, нарисовавшей план. Здесь она впервые услышала историю, там случился впечатливший ее момент. Город одновременно общий и личный, свой собственный у каждого, а значит, субъективный в своей картографической объективности.
Местный рыжий кот Анатолий о подобных материях задумывается не особо, однако с удовольствием перемещается в огромный пурпурный шалаш, выстроенный для детей перед входом в резиденцию. Дети бегают вокруг, охраняют Анатолия, танцуют и бьют в бубны, а кураторы рассказывают, что в этом рабочем районе им не всегда было, где играть. Не теряя желания привлекать своей программой гостей из Москвы и других городов, фестиваль, однако, прежде всего продолжает принимать, преобразовывать и отдавать местную энергию. Районы джентрифицируются, но никогда это не происходит за день, вовлеченность требует не одних лишь усилий, но времени, валюты ценной и требующей терпения. Однако чем больше на улицах и в парках прорастает арт-объектов, тем больше слышишь в случайных разговорах реакций на них, а неравнодушие — тоже монета из редких. Все это не сон, а краткий курс выксунской жизни.
«Все это не сон» — вторит работа Тимофея Ради, неизменно манящая в сосновый лес. На этот раз она оказывается не фоном, но целой средой для концерта Владислава Наставшевса и Ивана Лубенникова, в композициях которых звучит поэзия Серебряного века. Произведения Цветаевой, Мандельштама, Есенина, Блока, Бальмонта обрели современные аранжировки, да такие, что ноги начинают притоптывать сами собой, а слова «все это не сон» — все новые смыслы, а жизнь оказывается непредсказуемее любых сновидений, намекает новостная повестка. Со сцены же несется «Я так устал, я изнемог» Михаила Кузмина, контексты вновь соединяются.
Воскресным ясным утром в городском парке из динамиков чьего-то телефона звучит мотив детской песенки про голубой вагон. Утверждение о том, что «каждому, каждому, в лучшее верится» слышно довольно отчетливо, но примечательными кажутся и слова про катящийся вагон. Где-то совсем рядом колесопрокатный цех завода без устали производит все новые железнодорожные колеса. Однажды куда-то покатятся и они.
По дороге от Владимира до Выксы, на территории завода, в рабочих и центральных районах, вокруг лесопосадки — везде сейчас цветут люпины. Где-то на трассе вперемешку с ними встречается злодей-борщевик, ведь у всего свои контексты, и у природы тоже. Все включено во все. Временное в постоянное, сложное в простое, искусство — в жизнь.
Следующие мероприятия «Выкса-фестиваля» пройдут в выходные с 30 июня по 2 июля.