Вещи, 07 июн 2023, 10:00

Что нужно знать о первой арт-коллаборации BoscoVesna и Андрея Люблинского

На фасаде торгового центра на Новом Арбате появились разноцветные фигуры, в холле — инсталляции высотой с четырехэтажный дом. Рассказываем, как BoscoVesna делает искусство ближе и как каждый из нас может прикоснуться к прекрасному
Читать в полной версии
Фото: Пресс-служба

О связи моды и современного искусства

Мода и искусство — области, неразрывно связанные друг с другом. Шедевры выдающихся живописцев прошлого, провокационное уличное искусство современных художников, монументальные памятники архитектуры — все это было и остается мощным источником вдохновения для дизайнеров. В то время как мир моды открывает свои границы и становится площадкой для реализации смелых идей современных творцов: художники используют одежду как холст для своих работ, а флагманские бутики брендов — в качестве пространств для инсталляций.

Примеров дружбы моды и искусства великое множество. Если окунуться в историю, то первое, что придет на ум, — сотворчество Эльзы Скиапарелли и Сальвадора Дали, отголоски которого слышны до сих пор. Платье с лобстером, газетный принт, перчатки с накладными ногтями — не все из этих сюрреалистичных задумок при жизни творческого дуэта были приняты (и осмыслены) публикой, зато сегодня переживают второе рождение.

Max Mara Fashion Group — один из крупнейших люксовых домов Европы и самых неравнодушных к современному искусству. В его портфолио есть и премии Max Mara Art Prize for Women, и капсульные коллекции с именитыми художниками и иллюстраторами. Один из самых долгоиграющих проектов — сумка Whitney. Впервые она была выпущена итальянским брендом в 2015 году в честь нового комплекса Музея американского искусства (Whitney Museum of American Art) — именно тогда музей, основанный в 1931 году, переехал в футуристичное здание, спроектированное Ренцо Пиано. Стеклянные фасады, стальные панели и асимметричные стены здания вдохновили дизайнеров на создание сумки Whitney, отличительной чертой которой стали графичные линии. Неудивительно, что она вошла в постоянную коллекцию — каждый год бренд выпускает ее в новых цветах и вариациях.

Почему общественные пространства — идеальное место для творчества

«Публичные пространства — это самые интересные места для творчества, формат галереи или музея менее пригоден для веселья», — уверен художник Андрей Люблинский. Он доказывает это своими работами, помещая ярких и ироничных персонажей в неожиданные места. В пространствах таким образом появляются новые акценты, а персонажи вступают в диалог со зрителем, развивая свою сюжетную линию. Среди известных проектов Люблинского — «красные человечки» в Перми, которые оживили город-миллионник и стали одним из его символов. Другой известный проект, созданный не без чувства юмора, — большой пиксельный утенок, который плавал в московском Парке Горького, и модульные конные статуи перед «Манежем» в Петербурге, которые оттенили классическую архитектуру выставочного зала. Среди главных творческих задач художника — сделать так, чтобы объектов было много и все они были разные.

И еще про коллаборации

Арт-коллаборации продолжают захватывать мир. Весной этого года pop-up-магазины Louis Vuitton в Токио, Нью-Йорке и Париже стали «полотном» для эффектных инсталляций японской художницы Яеи Кусамы. Так, в Париже фасад здания флагманского магазина бренда украсили гигантские разноцветные горошины, а сама художница (точнее — огромная скульптура художницы) встала перед зданием, как перед мольбертом.

Яеи Кусама использовала для инсталляции здание штаб-квартиры Louis Vuitton в Париже (Фото: Shutterstock)

К творчеству обращаются и демократичные бренды — в 2021 году Uniqlo объявил о начале четырехлетнего сотрудничества с Лувром. Первым результатом стала капсульная коллекция, в которую вошли футболки с переосмысленными и выполненными в графическом стиле шедеврами — Моной Лизой и Венерой Милосской.

И количество таких примеров только растет. Единичные проекты превращаются в эффектную во всех смыслах схему взаимодействия модной индустрии с культурными институциями.

Как BoscoVesna открывает двери в мир искусства

Искусство выходит из государственных музеев и частных галерей и становится достоянием большого круга людей. Подхватив веяние времени, BoscoVesna, входящий в семейство бренда Bosco di Ciliegi, запустил долгосрочную инициативу — серию проектов с современными художниками. Уже сегодня торговый центр на Новом Арбате, 19, стал площадкой для творческих экспериментов, в ближайших планах — открытие гостиной школы Masters, образовательного проекта в сфере истории изобразительного искусства, кино, литературы, декоративно-прикладного искусства. Здесь будут проходить встречи, лекции и презентации.

Первым к сотрудничеству пригласили Андрея Люблинского, в творческой биографии которого около 40 персональных и более 100 коллективных выставок в России, Европе и США. Работы художника и дизайнера, куратора Школы дизайна НИУ ВШЭ появились в атриуме BoscoVesna, на фасаде и в бутиках торгового центра. Большая часть из них разработана и создана специально для проекта — для BoscoVesna Люблинский придумал геометрических персонажей, сложенных из разноцветных элементов. Казалось бы, фигуры совершенно разные — круги, квадраты, треугольники, эллипсы, — но вместе они выглядят органично. Элементы выбраны не просто так, они символизируют определенные черты характера каждого героя.

«Их объединяет наличие своей точки зрения и желание быть самими собой», — комментирует Люблинский. Такой подход роднит художественный проект с модой, которая через язык одежды, аксессуаров и в конечном счете личный стиль рассказывает о человеке и времени, в котором он живет, и помогает ему самовыражаться.

Как сделать искусство ближе (к телу)

Специально для BoscoVesna байеры выбирают не просто новинки из модных коллекций премиальных брендов, но и одежду и аксессуары, с помощью которых можно в буквальном смысле слова соприкоснуться с искусством.

Так, в женских коллекциях — большой выбор платьев, юбок и блузок. С их помощью можно легко заявить о себе как о человеке, которому близко изобразительное искусство. Если всмотреться в узор платья миди Philosophy de Lorenzo Serafini, можно увидеть сюжеты, словно сошедшие с картин эпохи Возрождения. А платье Mara Mara украшено крупным пастельным цветочным узором — подобный можно заметить на картинах эпохи Ренессанса.

Одни из самых минималистичных принтов — геометрические. Особенно эффектными и немного футуристичными они получились в монохромном исполнении, как, например, на юбке Luisa Spagnoli в черно-белую полоску. В то время как пестрый повторяющийся узор на платье Saloni вызывает ассоциации с майоликой.

Психоделические круги на юбке Sportmax — ироничная отсылка к поп-арту. Она станет громким заявлением любого образа, главное — носить ее в паре с однотонными топами и блузками.

Мужские коллекции, как правило, более сдержанные, но даже в них прослеживается связь с искусством. Если не знаете, с чего начать, загляните в корнер Etro — бренда, который сделал узор пейсли едва ли не самым узнаваемым в мире. В новой коллекции им украшены идеальные для лета хлопковые шорты и поло. Мужская рубашка Paul Smith может положить начало личной коллекции и стать самым ценным ее экспонатом — она украшена абстрактным принтом, в котором можно увидеть отголоски и наскальной живописи, и наивного искусства.

Детские коллекции — настоящий гимн ярким цветам и принтам. Пожалуй, больше всех преуспел бренд Stella McCartney Kids: свитшоты, шорты и даже купальники полностью расцвечены принтами в духе поп-арта. Такие станут нескучным выбором для юных модников и модниц.

Начните с малого

Тем, кто пока не готов к смелым экспериментам, стоит начать с аксессуаров. Присмотритесь к кулону в виде ромашки из коллекции Margherita бренда Damiani — дизайн навеян перстнем, который в начале 1900-х годов ювелир Энрико Грасси Дамиани посвятил королеве Италии Маргарите Савойской. Или, к примеру, к сумкам бренда Arcadia, выполненным в форме яркого оранжевого круга, — одного такого акцента будет достаточно, чтобы заявить о себе как о творческой личности. Более сдержанный, но не менее эффектный вариант — сумка MM6 бледно-голубого оттенка, выполненная в форме треугольника и по форме напоминающая пакет для покупок.

В любом случае, какой бы вариант вы ни выбрали, стать частью мира искусства легко. Один из самых простых способов — отправиться всей семьей на шопинг в BoscoVesna. Кстати, там началась сезонная распродажа, скидки на коллекции весна—лето 2023 достигают 20% — дополнительно к бонусам по системе привилегий Bosco.