Архитектура и дизайн: тренды, явления, идеи, 31 мая 2023, 13:05

Российские дизайн-студии, на которые стоит обратить внимание

Формы японского жемчуга, воплощенные в спинках диванов и кресел, предметы декора из массива дуба, стулья, «как в том баре», а еще мебель с названиями «Хыял» и «Кыяк» — рассказываем, какие дизайнерские решения способны украсить дом
Читать в полной версии
Фото: Пресс-служба

ARCHIPÉLAGO

С чего все начиналось

ARCHIPÉLAGO — бренд дизайнерской мебели, основанный архитектором Дарьей Беляковой в 2017 году. Дарья изучала архитектуру в Politecnico di Milano и Architectural Association School of Architecture в Лондоне. Опираясь на этот фундамент, она сформировала международную команду архитекторов и дизайнеров с общим видением. Сегодня мебель и предметы декора ARCHIPÉLAGO выбирают такие компании, как McKinsey & Company, Hutton Development, Vos’hod, Lucky Group, LOBBY Moscow, изделия можно встретить в интерьерах по всему миру: в Великобритании, Нидерландах, США, Монако, Саудовской Аравии, ОАЭ.

Концепция

ARCHIPÉLAGO создает модели на стыке современного искусства и предметного дизайна. Красота каждого складывается из красоты внутренней и внешней. Внутренняя достигается благодаря концептуальному подходу — у каждого предмета бренда есть своя история, которая определяет его образ, а любое изделие коллекции отсылает к определенному месту на карте мира, которое стало отправной точкой для формирования идеи и визуального облика. Внешняя красота достигается благодаря эстетическому вкусу команды дизайнеров, тонкому подбору материалов, детальному проектированию и качественному производству.

Производство и материалы

Бренд производит мебель, ориентируясь на европейские стандарты качества и используя сталь, латунь, массив дерева, шпон (дуб, орех), мрамор, гранит, сланец, стекло. Производства располагаются в Москве и Ленинградской области.

Самый популярный предмет

ARCHIPÉLAGO — это «архипелаг» предметов, в названии которых указаны географические координаты, соответствующие точкам на карте, которые вдохновили дизайнеров. Самые узнаваемые предметы — из серии 34° — 136° Ago. В основе концепции коллекции мягкой мебели лежит история о добыче жемчуга в японских водах ныряльщицами ама. Одно из крупнейших мест добычи жемчуга — живописный залив Аго (географические координаты залива — 34°17´ с. ш., 136°47´ в. д. — используются в названии). В этом месте в 1893 году Микимото Кокити, первым освоивший искусство культивации жемчуга, построил фермы с моллюсками. Образ выловленного жемчуга дизайнеры воплотили в спинках диванов и кресла, выполненных в виде мягких шаров.

Знаковым изделием также стал классический стул 44° — 10° Modena. Источником вдохновения для его создания послужил город Модена, расположенный на севере Италии.

Рестораны Koji, Sangre Fresca, Lure Oyster Bar, арт-пространство LOBBY Moscow, Гостиный двор, МХАТ им. Горького, лаундж Invasion, элитный жилой комплекс One Trinity Place в Санкт-Петербурге — в этих и многих других местах от Стамбула и Монако до Сан-Франциско можно увидеть мебель бренда.

Ассортимент

На данный момент в коллекцию бренда входят мягкая мебель, столы, стулья, предметы для организации рабочего пространства и светильники. ARCHIPÉLAGO постоянно находится в поиске новых идей — так, в ближайшее время планируется выпуск предметов для отелей и ресторанов, а также уличной мебели и линии декора. Все предметы производятся в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге.

SÓHA

Концепция

Основанная российским художником Денисом Миловановым дизайн-студия и ремесленная мастерская SÓHA разрабатывает и производит мебель и предметы декора из массива дуба в аутентичном стиле. Источником вдохновения дизайнера служит эстетика русского севера с его суровой природой, черными от времени и климата бревенчатыми избами и скудными узорами. Каждый предмет выполнен в цветах от угольно-черного до светло-коричневого и остается единственным в своем роде изделием ручной работы. Благодаря высококачественным материалам и выверенной технологии производства при должном уходе владельца и надлежащих условиях хранения предметы могут прослужить не одно десятилетие.

Производство и материалы

Каждый член небольшой команды SÓHA — профессионал своего дела, вовлеченный в создание продукта и разделяющий философию мастерской. Денис Милованов участвует во всех этапах: даже если не создает изделие, то контролирует все процессы. Большая часть производственной работы связана с дубом, но иногда команда использует орех, ясень и другие породы — сырье ищут и привозят с Кавказа. Все процессы, начиная с поставки древесины и ее сушки, заканчивая изготовлением и отделкой изделия, занимают достаточно большое количество времени — в среднем на производство одного предмета уходит месяц-полтора. Кроме того, срок зависит от заказанного продукта, будь то кухонная утварь, настенное панно, скульптура или предмет мебели.

Технологии

В работе мастера используют бензопилы и другие подручные инструменты, высекая каждый предмет из массива, как скульптуру: дерево мастерски обрабатывается вручную, благодаря чему на поверхности получаются узоры. Нередко его вымачивают в кипящих ваннах с льняным маслом. Вступая в реакцию с дубильными веществами при высокой температуре, масло придает предметам выразительные и естественные цвета: от светло-коричневого до угольно-черного. Благодаря этому процессу образуется особая патина.

Тиражность и ассортимент

Каждый предмет SÓHA — единственное в своем роде изделие ручной работы. Повторить тот или иной предмет сложно хотя бы в силу фактуры древесины и цвета готового изделия (он зависит от степени сушки и плотности покрытия), поэтому каждый стол или комод обладает исключительными чертами. При этом все предметы объединяет общее направление — неопримитивизм, что позволяет им вписываться в интерьеры разного стиля и формата.

Клиенты

«Наши покупатели — понимающие, чувствующие и разделяющие нашу эстетику, — рассказывает Денис Милованов. — Производимые нами изделия ценятся и приобретаются зарубежными и отечественными галереями, социокультурными пространствами, ресторанными и отельными комплексами, бизнес-сообществами, архитекторами и дизайнерами для масштабных и частных проектов. Случайных людей нет».

Delo

С чего все начиналось

В 2013 году дизайнер Арсений Бродач начал самостоятельную практику и открыл студию. Вместе с командой он занимался архитектурными проектами, в том числе общественными интерьерами, для которых придумывал мебель и разные объекты и искал способы их реализовать. Арсений часто разочаровывался в подрядчиках, поэтому в 2014 году решил организовать свою мастерскую — Delo.

«Первое время мы учились работать с деревом и металлом, в основном производили предметы индивидуального дизайна для своих проектов и на заказ, — вспоминает Арсений Бродач. — В кофейни и бары делали стулья и столы, у нас начали появляться заказы на "такие же стулья, как в том кафе, которые вы делали", и мы стали развивать серийное производство».

В 2015-м открылся первый интернет-магазин, в котором было несколько моделей столов и стульев из металлического прутка и фанеры, а сегодня на сайте представлен большой выбор мебели, предметов быта и даже одежда. Также Delo предлагает услуги по проектированию интерьеров и строительству каркасных домов (которые потом бренд обставляет своими предметами). Задача компании — создавать качественные, функциональные и технологичные предметы, отвечающие представлениям команды о современном дизайне и комфортной экологичной среде.

Концепция

Основа дизайна — рациональность. Когда команда приступает к разработке того или иного объекта, то в первую очередь опирается на технологии, изучает материалы и стоимость производства. Важно и то, что в мебели нет ничего декоративного: каждый элемент функционален и выступает неотделимой частью конструкции. Для бренда важно не расходовать лишний материал и не совершать работу, в которой нет необходимости, — изделия экологичны настолько, насколько это возможно при производстве. Эти принципы распространяются на все продукты: мебель, предметы быта, одежду и дома.

Производство и материалы

Собственное производство Delo, занимающее несколько цехов общей площадью около 1 тыс. кв. м, также взаимодействует с сетью субподрядчиков, которые участвуют в изготовлении или обработке определенных элементов. Бренд старается совершенствовать технологии, оптимизировать производственные процессы, использовать долговечные экологичные материалы и разумно их расходовать — значительная часть отходов отправляется на переработку. Большая часть мебели сделана из металла, МДФ и фанеры, есть несколько предметов из массива ясеня, а также из переработанного пластика (компания производит из него столешницы и вешалки).

Ассортимент

Сейчас в линии около 150 изделий. Delo выпускает мебель (стулья, кресла, столы, диваны и стеллажи), предметы быта (керамическая и стеклянная посуда, постельное белье, пледы, ковры, подсвечники и свечи). Осенью 2022 года появилась одежда — например, пижамные костюмы и халаты для дома, футболки и свитшоты. Также Delo делает предметы в коллаборации с другими российскими компаниями: стаканы из матового стекла с Solid Water, керамические вазы с ДВКБ, ковры изо льна и джута с Walezhnik.

Самый популярный предмет

Бренд прославился благодаря стульям — они стоят во многих общественных пространствах в России. Этот непростой для дизайна и производства продукт команде Delo удалось наделить узнаваемым стилем, а также найти баланс стоимости, качества и сроков производства. Представлено около 20 моделей: обеденные, барные, твердые, мягкие, уличные и интерьерные. Самые ходовые из них бренд всегда держит на складе, чтобы частным клиентам не приходилось ждать, пока их изготовят.

Yaratam Design

С чего все начиналось

 Изучая подборки отраслевых российских и международных изданий, архитектор и основатель Yaratam Design Петр Сафиуллин огорчался от того, что мебель и предметы интерьера отечественных брендов на их страницах попадались нечасто, не говоря уже о брендах из его родной Казани. Кроме того, для интерьерных проектов зачастую были нужны нестандартные и интересные с точки зрения дизайна вещи, требующие индивидуального исполнения, и найти подходящих производителей в России было делом не из простых. Так, в 2014 году Петр принял решение не тратить время попусту и заняться разработкой и производством мебели — сначала в рамках индивидуальных проектов, а начиная с 2016 — серийно под брендом Yaratam Design.

Название

«Яратам» в переводе с татарского языка означает «люблю». В контексте бренда для Петра это прежде всего любовь к родному городу: «Своим дизайном я влияю на интерьерный рынок России и формирую представление о Казани как о современном городе, которому есть что предложить всему миру».

Концепция

В основе концепции лежат дизайн вне времени и универсальность — так, комод «Бик Зур» будет выглядеть актуально и через пять, и через десять лет и подойдет для разных интерьерных стилей. Функциональность — еще одна составляющая: команде важно, чтобы мебелью было удобно пользоваться. Причем долго, поэтому третье слагаемое — высокое качество (за семь лет существования бренда был всего один возврат). Поэтому нет никаких сомнений, что мебель Yaratam Design можно будет передавать по наследству как семейную реликвию.

Производство и материалы

В мастерской под Казанью трудятся 12 человек. Особенность производства заключается в том, что каждое изделие изготавливается вручную: это сильно повышает планку требований к мастерам и исключает возможность передавать работы на аутсорс. Закупка дерева — важный этап, которым занимается начальник производства. Бренд использует массивы ценных пород дерева (дуб, акация, бук и орех). Важно все: от структуры древесины до ее рисунка.

Ассортимент

Сегодня в каталоге бренда представлено более 60 изделий для любых функциональных зон в доме — здесь можно найти скамьи и стулья, столы и комоды, кресла и диваны. При этом Yaratam Design не стремится стать массовым. Пополнение коллекции происходит постоянно, но избирательно (есть, к примеру, модели, разработка которых длится от шести месяцев до года).

Самый популярный предмет

Абсолютный хит — стеллаж 45°, система хранения, которая экономит место и формирует пространство. Его глубина всего 150 мм, при этом он вмещает полноразмерные книги и журналы — все благодаря вертикальным стойкам, развернутым на угол 45º. Еще одна фишка заключается в том, что с разных ракурсов стеллаж выглядит по-разному, особенно когда он наполнен.

Лимитированные серии

В апреле бренд выпустил первый дроп мебели по демократичным ценам и ограниченной серией (каждый предмет — в количестве 150 экземпляров). Команда не устает экспериментировать, придумывать новые предметы и оптимизировать их производство таким образом, чтобы снизить стоимость, но сохранить высокое качество. В числе первых ласточек — кровать «Хыял», прикроватный столик «Фил» и настольный светильник «Кыяк».