Индустрия впечатлений: что такое авторские туры и кому они нужны
Рассуждая на тему путешествий, чаще всего мы представляем два варианта: пакетный тур от агентства или самостоятельное планирование. Однако есть еще и третий вариант — авторский тур.
Единого определения авторского тура в индустрии по-прежнему нет. Каждый организатор может вложить в него свой смысл, впрочем, общие критерии все же есть: это пакетное предложение, в которое входят отель, экскурсии, походы в рестораны и другая развлекательная программа. В рамках этого пакета в туре собираются несколько человек, в среднем от шести до 12. Но самое главное отличие следует из названия: у такого тура есть автор. Это конкретный человек или группа людей, которые продумывают и даже режиссируют ваш опыт в путешествии.
Задача авторского тура — показать некую точку на карте через призму автора или просто в необычном ключе, найти что-то такое, что не предлагает никто. Чаще всего авторские туры ассоциируют именно с нестандартной программой, а их клиентов — с поиском большей аутентичности и опыта, который поможет уменьшить синдром FOMO (fear of missing out, боязнь пропустить интересное).
Даниэлла Окуджава, соучредитель и директор по маркетингу и PR «Клуба путешествий Михаила Кожухова» рассказывает: «Мы работаем в авторском туризме десять лет, и для нас авторский туризм — это путешествие, которое имеет несколько важных частей: автор, концепция и режиссура. И отправиться в такое путешествие — значит, согласиться с задуманным, с той идеей, которая была заложена».
Как возникли авторские туры
Понятие «авторский тур» существует только на рынке СНГ. В мире такие туры известны как small group adventure travel (приключенческое путешествие малой группой), они стали популярными последние два-три десятилетия. Крупные американские игроки этого сегмента, как G Adventures, Intrepid Travel, REI Adventures предлагают их с конца 1980-х.
Предпосылок у возникновения авторских туров было несколько. С одной стороны, часто отправляющиеся в поездки туристы устали от однотипных предложений, а для формирования собственного варианта нужно много времени, которое не всегда есть. Так появился запрос на комфорт и беззаботность (признаки пакетного предложения от турагента), где в то же время программа составлена нетипично и увлекательно (признаки авторского тура).
С другой стороны, это желание выделиться, навязанное нам социальными сетями. Уже никого не удивишь фотографией Колизея, а вот если ты побывал за кулисами Парижской оперы, катался на внедорожниках по соленому озеру в Боливии, собирал устрицы на ферме в Нидерландах — это уже другое дело.
На иностранном рынке эксперты также часто связывают новый всплеск популярности туров маленькими группами с пандемией, которая отрезала у многих желание постоянно находиться «в толпе». Кроме того, можно говорить о популярности таких туров среди миллениалов, которым хочется больше времени проводить в кругу единомышленников.
Анна Пшишилны, основатель клуба «Итинеро», работающего в России и США, а также фотограф National Geographic, считает, что в России все началось с фототуров: «Многие поехали за границу снимать самые красивые на свете пейзажи и стали организовывать фототуры. По факту, авторский тур — это авторская логистика. Человек показывает все самое интересное на его взгляд в конкретной стране. В этом есть и проблема, и достоинство. Проблема заключается в том, что вы едете в тур, который нравится очень конкретному автору. Он может быть увлечен горами и хайкингом, гастрономией и искусством. И для вас этот авторский тур может работать, только если у вас схожие ценности с этим конкретным человеком. Достоинство, впрочем, в том же самом».
Авторские туры в России
Авторских туров становится все больше, однако объективно оценить их долю в туризме на российском рынке сложно, поскольку значительная их часть находится в «тени». Это частные поездки с экскурсоводом, блогером, журналистом, писателем или кем-то еще из социальной сети или агрегатора. Сообщество туроператоров «Большая страна» оценивает долю авторских туров по России в 6-8% от общих продаж туров в 2023 году. В 2022 году туристическая партнерская программа Travelpayouts оценивала его максимум в 15%.
Но если в России весомая часть авторских туров — это недорогие путешествия с экспертом для широкой аудитории 21–55 лет, то в международном туризме small group adventure travel, скорее, путешествия для аудитории 35+, представители которой ищут особенный опыт и не экономят. В том числе в этом сегменте есть премиальные игроки. Например, сеть отелей Four Seasons предлагает кругосветное путешествие на кастомизированном частном джете с остановками в своих отелях. Туристической группе предлагается частный концерт филармонического оркестра, самурайский мастер-класс от главного хореографа «Убить Билла» и другие впечатляющие опции.
«В России уже два уровня авторских туров. Фрилансерский уровень — это все, что вы можете найти на сайте YouTravel.me. И есть уровень развитой компании, которая уже переключилась от мышления фрилансера на бизнес-мышление с отменным сервисом для определенной целевой группы. Во втором случае автор вообще не нужен, он там даже вреден, — добавляет Анна Пшишилны. — У нас тоже произойдет в ближайшее время эта трансформация с понятия «авторский туризм» на «приключенческий туризм», как на международном рынке. Авторство начинает исчезать, когда автор становится предпринимателем и «решалой» всех проблем. Он уже понимает, что это авторство — это не то, что на самом деле клиенту нужно».
Почему авторские туры популярны
Классифицировать туры можно либо по географическому направлению — кулинарный тур в Грузию, тур по лучшим винодельням Калифорнии либо по роду занятий: йога-тур на Бали или фототур в Марокко. При этом чаще всего необязательно быть специалистом в выбранной области, достаточно интереса к ней.
Еще одна причина, почему люди ездят в подобные туры с клубами — знакомство и общение с единомышленниками. В частности, в «Клубе Михаила Кожухова» — это одна из главных причин желания путешественников отправляться в новые поездки.
Авторские туры, как уже было замечено, чаще всего строятся вокруг лидера, его интересов и экспертизы. Часто в качестве авторов выступают медийные лица: например, в том же «Клубе Михаила Кожухова» можно отправиться на ретрит в Турцию с Ириной Горбачевой и Алексом Дубасом, в Португалию с Татьяной Лазаревой (признан иноагентов в РФ) или на Камчатку с Олегом Нестеровым.
С одной стороны — это маркетинговый ход, ведь желающих поехать в тур с известным героем всегда больше, а цену можно поднять, учитывая общение героя с путешественниками почти 24/7. С другой, это действительно редкая возможность увидеть любимый город или страну инфлюенсера его глазами, прогуляться вместе и узнать о скрытых местах из первых уст. Получается честный взаимный интерес.
«Мы довольно часто отказывали известным людям, с которыми собирались придумать общие путешествия, потому что они не могли стать душой компании. Ведь это настоящая работа и важная задача. У нас порядка 12 тыс. клиентов, и мы видим, что медийность совершенно не определяющий фактор для них. Самое главное, это то, что человек может дать внутри путешествия, — рассказывает Даниэлла Окуджава. — Условно говоря, когда вы едете в Колумбию с Михаилом Кожуховым, вы едете не с Михаилом Кожуховым, которого вы знаете в лицо, потому что он много лет мелькал на федеральных телеканалах. Вы едете с испанистом, который работал спецкором «Известий» во времена поимки Эскобара, и так далее. Это человек, который недавно перевел очередной роман («Звук падающих вещей» Хуана Габриэля Васкеса) и который просто понимает, то это вообще такое — Колумбия, и как ее можно показать».
С точки зрения потребительских рисков все стандартно: если организатор недобросовестный, а покупка совершена без договора, тур может не состояться или пройти не по тем условиям. Все дело в приоритетах: многим важнее иметь гарантию того, что отдых пройдет по указанной программе и организатор возьмет на себя решение всех проблем, нежели «самая эксклюзивная программа в мире».
В итоге, авторские туры или приключенческие туры малыми группами — это прекрасная возможность расширить свой опыт. Хороший авторский тур сэкономит время на подготовке и снимет головную боль со всеми бронированиями. При этом вы получите опыт, который запомнится на всю жизнь. А также сможете завести новых друзей, какого бы возраста вы ни были.
«На моей практике, если человек попробовал авторский туризм, ему довольно сложно потом путешествовать по-другому. Потому что ты можешь приехать в Неаполь и провести там неделю, разозлиться, что все грязное, жаркое, непонятное, и улететь, не поняв вообще этого города. А можешь найти такого гида, который за полтора часа перевернет представление о городе. Потому что Неаполь — это не фасадная красота, он весь находится внутри. А у вашего проводника есть связка ключей от палаццо и двориков, а еще — понимание, как через архитектуру рассказать про менталитет. И ты приходишь в такой восторг, что не представляешь, как тебе в следующий раз этого не сделать», — заключает Даниэлла Окуджава.