Впечатления, 20 окт 2022, 12:03

Тревел-эксперты — о том, что произошло с туризмом в России в 2022 году

РБК Стиль попросил экспертов рассказать, что произошло в российской туриндустрии в 2022 году. Куда едут туристы, чем занимаются в поездках, с какими впечатлениями возвращаются и как изменилось тревел-медиапотребление
Читать в полной версии
Фото: Russiadiscovery

Вадим Мамонтов, генеральный директор Russiadiscovery

Значительно сократилась глубина бронирования — до одного-двух месяцев. Люди стали меньше планировать долгосрочные поездки. Если раньше путешествия на Камчатку бронировались в декабре — феврале, то в этом году — только в мае. Активно развиваются сегменты и самостоятельных путешествий, и организованных туров. Люди выбирают готовые и проработанные до мелочей путешествия по тем направлениям, где сложно самостоятельно организовать поездку. Как правило, это отдаленные регионы, где могут быть трудности с логистикой, сервисом и инфраструктурой. Массовые популярные направления — Алтай, Кавказ, Кольский полуостров, Камчатка. В этом году, вопреки цене и удаленности, выстрелило направление Курильских островов. По ним рост продаж отмечается в четыре-пять раз. Это настоящая «восходящая звезда». Путешественники также начинают интересоваться совсем «экзотикой»: Чукоткой, Шантарскими островами, Горной Шорией, Магаданом.

Высоким спросом пользуются мультиактивные туры, где можно попробовать сразу несколько видов отдыха: трекинг, катание на квадроциклах, морские прогулки, сплавы на каяках и сапбордах. Все это в сочетании с комфортным размещением и возможностью попробовать местную кухню. Популярны этнотуры на Чукотку и Ямал. Люди едут посмотреть на быт оленеводов, увидеть китобойный промысел. Интересуют путешественников и гастротуры. К примеру, в этом году стало популярно озеро Буссе на Сахалине. В рамках тура здесь можно выловить и попробовать гигантских устриц, гребешков, морских ежей, крабов, трепангов. А центрами притяжения становятся глэмпинги. Самые яркие тому примеры — новый глэмпинг на плато Путорана, в очень удаленном от цивилизации месте, в абсолютной близости к природе.

Глэмпинг на Кольском полуострове (Фото: Russiadiscovery)

Туристы часто охотятся за северным сиянием, любуются застывшей поверхностью Байкала, цветением маральника на Алтае, наблюдают за китами (Кольский полуостров, Шантарские острова, Чукотка). Популярен яхтинг в интересных локациях: на Новой Земле, Ладоге, в Архангельской области. Интересует возможность посетить самые отдаленные точки с комфортом, именно поэтому в этом году выстрелили Курилы и Чукотка.

Также растет спрос на путешествия выходного дня. Люди стали больше внимания уделять своим выходным, понимать важность «переключения», особенно в условиях современной информационной повестки. Большинство отзывов наших путешественников — положительные. Люди восхищены красотой нашей страны. С точки зрения инфраструктуры и сервиса есть некоторые сложности в регионах, но и они постепенно начинают решаться, также растет уровень обслуживания.

Путин упразднил Ростуризм

Сергей Ромашкин, вице-президент АТОР

В этом году поездки по России выросли на 10% по физическим измерениям и на 20% по потраченным на путешествия суммам. Мы связываем это с постковидным восстановительным ростом. А вот что будет с внутренним туризмом в свете последних событий — покажет только следующий год. Максимальный процент прироста в этом году показал Дагестан: свыше 40%. Мы связываем это с понятием «туристической моды» — эдакое «вирусное» направление. Лидером уже который год является Краснодарский край: он принял около 16 млн человек, несмотря на закрытые аэропорты Анапы и Геленджика. На втором месте Петербург и Москва, потерпевшие колоссальные потери объема турпотока во время ковидных ограничений. Третье место занимают Кавминводы (Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск), куда люди, в основном 55+, едут восстанавливаться после ковида.

Камчатка очень «медийная», но с точки зрения турпотока это незначительно: 350 тыс. туристов в год. Краснодарский край принимает столько за два дня в пик сезона. Но прирост где-то на 15% на Камчатке тоже отмечается. Хотя до массового туризма здесь далеко: это дорого, это тяжелый экспедиционный туризм, в который не возьмешь детей. Также большую роль играет разница в часовых поясах и адаптация к ним. По нашим данным, нишевые виды туризма занимают очень небольшую долю в сравнении с классическим пляжным отдыхом, который составляет 50–60%. Следом идет экскурсионный — 25%, 10% — медицинский, и только 5‒7% — это активные туры. Все-таки эта структура очень консервативна. Для большинства туристов в стране задача отпуска — не получить какой-то новый опыт, а сделать так, чтобы было не хуже, чем в прошлый раз. Поэтому экспериментирует лишь малая часть. На примере того же Дагестана: ни местная власть, ни бизнес не были готовы к такому наплыву туристов, поэтому были большие проблемы с размещением, пробки и т. д. Но, как ни странно, все остались довольны. Дагестан вмещает в себя три востребованных «продукта»: Каспийское море, древнюю цивилизацию (Дербент) и потрясающую природу (Сулакский каньон). Это настоящее комбо.

Пейзаж на маршруте экотура в Дагестане (Фото: Russiadiscovery)

Артем Хмелев, автор телеграм-канала «Наш турист»

По моим ощущениям, сейчас путешествия по стране делятся на два типа. Первый — это самостоятельные поездки в какой-нибудь крупный город. Второй — посещение относительно труднодоступных мест (Сахалин, Камчатка), но уже в составе организованной группы. В крупных городах не составляет особого труда обеспечить себе комфортные условия и при необходимости быстро менять свои планы, чего не скажешь про что-то более экзотичное. Людям нравится читать про wow-локации типа Камчатки или Сахалина, они могут мечтать побывать там, но проблема дороговизны таких направлений как была, так и остается. Отмечаю все больший интерес к крупным городам помимо Москвы и Петербурга. Например, Нижний Новгород. И это оправданно — город невероятно преобразился после своего юбилея: модные рестораны, современное искусство, благоустройство общественных пространств. Сегодня в основном пользуется популярностью контент про «необычные места под боком». Большинство людей не ездят далеко, поэтому история про памятник яйцу в Москве порой получает больше отклика, чем уникальное тюленье лежбище на Дальнем Востоке.

Егор Бондаренко, сооснователь Freedome, компании по производству легких купольных конструкций

Существенный рост глэмпинг-движения мы наблюдали еще с начала ковида, когда люди хотели оказаться ближе к природе после локдауна. Сейчас глэмпинги в России переживают настоящий бум, но не стихийный, а абсолютно логичный. Во-первых, люди меньше ездят за рубеж. Во-вторых, государство дает на это субсидии. В-третьих, развивается туристическая инфраструктура в городах и вокруг них. Среди локаций для строительства популярны Алтай, Байкал, Камчатка, Карелия, а также большое количество глэмпингов в Московской и Ленинградской областях. Прогнозируем, что в течение пары лет количество глэмпингов вырастет вдвое — это существенно.