Какими получились «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске
За пятилетку небольшой татарскийгород похорошел, обогатился новой инфраструктурой: современными кампусамирасширился студгородок нефтяного института, точкой притяжения стал центр «Алмет» с технологичным центром «Альметрика», заработали модные кофейни с боулами. А еще городу невероятно повезло с людьми, которые взялись за его фасады и пространство, и это помимо городских служб, которые украшают все дома цветастыми национальными узорами. В рамках паблик-арт-проекта «Сказки о золотых яблоках» приглашенные зарубежные и русские художники расписали более 30 жилых домов с чуткостью к культуре места, по результатам экспедиций ученых, опираясь на архивы — например, о традиционныхфартучках с орнаментами, связывающими цветы с женским плодородием и бесконечной важностью семьи.
Принцип работы бюро «Новь», которое приехало сюда в 2017 году из Санкт-Петербурга, — синергия между заказчиками, архитекторами, учеными и художниками. Несмотря на многоголосие интересов, за пять лет проекта на улицах появилось искусство про главные человеческие ценности, поразительно сочетающееся с палитрой местных холмов и застройки. В финальном сезоне проекта живущий в Праге и родом из Новосибирска Марат Morik посвятил мурал детям, сажающим яблоню. «Алма» в переводе с татарского значит «яблоко» — вышла и перекличка с названием города, и обращение к наследию семьи. Алсу, местная улыбчивая женщина, ставшая гидом после тренировок в рамках «Сказок...», говорит, что в школах активно действует сообщество юннатов. Дети взращивают саженцы, получая по 3 руб. за растение, а деревья потом любовно высаживают, озеленяя степь. К детству обращается и участник проекта Данила Shozy. Муралы москвича можно найти в Шардже, Берлине и Италии, в Альметьевске же художник изобразил «детскую шкатулку с сокровищами» — набор священных безделушек, напоминающих о том, что на самом деле каждый хранит в себе с детства, даже когда вырастает. Посередине мурала летящий в свободном полете гусь — обожаемая в Татарстане птица, женское воплощение которой, гусыню, создал, точнее почти карандашом от руки прорисовал на еще одной пятиэтажке испанец AlfaAlfa. И оно тут же стало эмблематичным.
Работа испанца поначалу вызывала вопросы у мусульманской части горожан, так как исламское искусство не приемлетантропоморфные образы, но напряжение прошло. Антрополог проекта Марина Байдуж говорит, что на отношение местных к искусству повлияла «варикулярность религии». Этот термин предполагает, что мнение верующих меняют встречи с сообществом и работа с контекстом, которую команда «Сказок...» действительно усердно ведет: за все сезоны прошло около ста событий, от дворовых чаепитий до велозаездов. Проект, впрочем, обращается и к исламскому наследию, а именно к мусульманскому деятелю XIX века Ризе Фахретдинову — почитаемому в Татарстане и соседней Башкирии человеку, который боролся за равноправие в религиозном мире и был, кстати, одним из сторонников эмансипации восточных женщин. Трагично слышать, что на вершине религиозной иерархии Риза оказался в то время, когда усиливались репрессии мусульман, закрывались мечети и уходила арабская графика. Посвященный Ризе мурал для «Сказок...» создавал украинский художник Дима Fatum.
Одна из кураторов «Сказок...» Екатерина Удалова говорит, что для проекта очень важен «теплый» контур. Действительно, темой финального сезона команда выбрала заботу — о себе и о других. Также она имеет в виду специальный метод бюро «Новь»: внимание к мнению местных в создании проектов и идей, опора на коммуникацию с жителями, которые прямо на улице угощают эчпочмаками. Опираясь на оба принципа, бюро вместе с институтом создало новое городское пространство — Индустриальный сквер на месте загороженной колючим забором действующей котельной. Территорию по проекту Андрея Воронова открыли, украсили муралами, сделали рядом зону для прогулок со скейт-парком, клумбамиместных растений с ласковыми названиями и трубами с функцией site-specific-объектов, которые игриво ныряют-выползают из асфальта, как бы обнимая спот для посиделок родных и друзей. Опутанные паутиной паблик-арта, жители погружаются в искусство органично, чувствуя «про что это» даже без крупных выставок современного искусства. Хотя в недавно построенный общественный центр «Алмет» привозит выставки, например, галерея Sample.
В 2019 году в Альметьевск приезжала испанская художница Ракель Родриго, она создает муралы нитями по сетке-рабице. Прямо во дворе татарского городка вместе с жителями испанка плела цветы — привычный художнице метод сплелся с исконной любовью татар к вышивке, к ремесленному труду, и на одном из фасадов появился нежный вязаный мурал. Можно только пофантазировать, какие совместные истории бюро придумает для жителей в этом году, ведь в рамках финального сезона до весны, помимо муралов, улицы украсят еще и скульптуры. Бюро «Новь» и Институт исследования стрит-арта вместо вторжения в чужую среду выбирают сотворчество, приглашают к сопричастности, предпочитая фестивальным форматам постоянство сделанных надолго работ. Они выбирают сажать саженцы в новом удобном сквере, чтобы индустриализм был в согласии с природой. А на спотах, где рисуют граффити и делают трюки на скейтах и самокатах, прохожие вдруг рядом с черными тегами замечают надпись «Любимый Альметьевск».