Что можно увидеть в новом Музее-квартире Майи Плисецкой
Дом № 25 по улице Горького
Трехкомнатную квартиру на шестом этаже в доме на углу Тверской и Мамоновского переулка Майя Плисецкая и Родион Щедрин приобрели в 1963 году. Правое крыло здания, построенное в 1936 году, предназначалось для ведомства «Наркомлес», левое, послевоенной постройки, — для артистов балета и сотрудников Большого театра. Это был первый кооперативный дом на тогдашней улице Горького. Супруги прожили здесь вплоть до 1991 года. К тому моменту Плисецкая уже не работала в Большом (в 1990-м ее отправили на пенсию). После распада Советского Союза они переехали в Мюнхен, но, приезжая в Москву на время, останавливались именно в этой квартире. В последний раз Майя Михайловна побывала здесь в апреле 2015 года, незадолго до смерти. В феврале 2022 года Родион Щедрин передал помещение Музею имени А.А. Бахрушина.
Здесь жила балерина
Обстановку квартиры сохранили практически в нетронутом виде. Здесь все напоминает о великой балерине, при этом убранство очень скромное. В гостиной развешаны афиши спектаклей, в серванте расставлены фигурки лебедей из металла, фарфора, хрусталя как напоминание о самой известной партии Майи Плисецкой — Одетты и Одилии из «Лебединого озера». На сцене Большого она исполняла эту партию более 800 раз. Чтобы достоверно передать грациозные движения птиц, Плисецкая много раз ходила в зоопарк наблюдать за лебедями. В шкафах выставлены несколько ее сценических костюмов: розовое платье, созданное Ив Сен-Лораном для балета «Гибель розы» Ролана Пети на музыку Малера, черный костюм с сеткой из «Кармен-сюиты» в постановке Альберто Алонсо, платье из полупрозрачного газа с металлизированной вышивкой к балету «Анна Каренина» по дизайну Пьера Кардена. В витринах можно увидеть пуанты балерины и кастаньеты, с которыми она танцевала партию Китри. Нашлось место и для ее ипостаси драматической актрисы. В художественном фильме «Анна Каренина» 1967 года Плисецкая исполнила роль Бетси Тверской — сохранились длинные кружевные перчатки, в которых балерина была в кадре.
Спекулянтка Клара и французская мода
«Для меня в мире моды все начинается и заканчивается Пьером Карденом. Это эталон вкуса, фантазии, красоты… Он никогда не устаревает», — говорила Плисецкая. Знаменитый французский дизайнер был ее большим другом, они познакомились в 1960-х. Результатом творческого союза стали многочисленные костюмы, выполненные по эскизам мастера в его парижской мастерской к постановкам «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). Балерина оставалась верна кутюрье и в жизни, выбирая его платья на премьеры, светские выходы, торжественные мероприятия. После ее смерти Родион Щедрин передал в фонд музея большую коллекцию вечерних платьев. В Бахрушинском хранится и несколько авангардных шляп от Кардена из черного велюра и лаковой кожи, в основе их геометрического дизайна — круг, трапеция и треугольник.
С 1953 по 1959 год Плисецкая была невыездной. Красиво одеваться ей помогала спекулянтка Клара. Впоследствии балерина с удовольствием приезжала в Париж и во время гастролей посещала своих друзей Ив Сен-Лорана и Коко Шанель. Любила она и французские духи. Ее любимым ароматом был Bandit от парфюмера Робера Пиге (флакон можно увидеть на столике в спальне). Впервые эти духи она получила в подарок на Новый год — ночь с 1958 на 1959-й молодожены Плисецкая и Щедрин отмечали у своей приятельницы Лили Брик на Кутузовском проспекте. А из Парижа подарок привезла писательница Эльза Триоле, супруга Луи Арагона, сестра Лили.
Копии и оригиналы
В скромном пространстве квартиры можно увидеть несколько шедевров. Например, пару многоцветных ковров по дизайну французского художника, мастера индустриальной эстетики Фернана Леже. В одной из комнат висит керамическое панно его работы. Эти предметы подарила семье Плисецкой Надя Леже, жена художника. На стенах в спальне и гостиной разместились не только фотографии из семейного архива, но и многочисленные портреты балерины. Она любила позировать и делала это вдохновенно. В образе Черного Лебедя она изображена на акварельном портрете работы Артура Фонвизина. Два портрета принадлежат кисти армянского живописца Арутюна Галенца, рисунок тушью исполнен Владимиром Шахмейстером, большим поклонником ее творчества. Еще один интересный пастельный портрет — Плисецкая в черном головном уборе, напоминающем чалму. Это копия работы австрийского художника Эрнста Фукса 1994 года (оригинал хранится в Вене).
Замечательная история связана с Марком Шагалом. «При работе с материалами хранители обнаружили в гардеробе, в сундуке, авторскую литографию Марка Шагала с его подписью, которая стала жемчужиной нашего собрания», — рассказывает Кристина Трубинова, генеральный директор Бахрушинского музея. На дне чемодана сотрудники нашли две литографии знаменитого французского художника родом из Витебска. На одной с подписью «Для Майи с сердечным приветом» — натюрморт с цветами на голубом фоне, а за ними фигура матери и ребенка. На другом — образ летящего музыканта со скрипкой. Авторский автограф, сделанный карандашом, гласит: «Для Майички. Марк Шагал». В комнате Родиона Щедрина висит рисунок Анатолия Зверева «Пейзаж с церковью» 1985 года.
К открытию пространства музей выпустил капсулу совместно с дизайнером Викторией Андреяновой. В коллекцию сувенирных предметов вошли две футболки в черном и белом цвете, а также шоппер с принтами на основе архивных фотографий из собрания Бахрушинского музея и известных высказываний Плисецкой. «И на сцене, и в жизни Майю Михайловну отличало сочетание элегантности и практичности, роскоши и минимализма. В дружеском сотрудничестве с Домом моды Виктории Андреяновой мы именно это и хотели подчеркнуть», — прокомментировала директор музея Кристина Трубинова.
Билеты в Музей-квартиру М.М. Плисецкой можно приобрести на сайте Бахрушинского музея.