Впечатления, 24 авг 2022, 11:22

Москва, динозавры, таблетки и луна: что смотреть на фотобиеннале в МАММ

Фотобиеннале в МАММ в очередной раз продлили, теперь до 11 сентября. Рассказываем, где взял луну Леонид Тишков, какую сказку сочинил Сергей Борисов и как часто (спойлер — очень) целуются герои в работах Игоря Мухина
Читать в полной версии
Фото: mamm-mdf.ru

«Мой личный динозавр». «Домашняя аптека»

Габриэле Галимберти

Окружившие его вещи способны сказать о человеке не меньше, чем манера речи или образ мыслей. В этом уверен итальянский фотограф Габриэле Галимберти, который привык обращать внимание не только на мир людей, но и на мир их вещей. На фотобиеннале можно в подробностях рассмотреть работы из двух его серий: «Мой личный динозавр» и «Домашняя аптека». Первая переносит в гостиные и кабинеты сильных мира сего, решивших украсить свои интерьеры скелетами динозавров. Пережившие (пусть в виде скелетов и окаменелостей) немало эпох и веков, динозавры — не новички на самых видных аукционах. Как и произведения искусства, они оказываются не только предметами коллекционирования и интереса, но заодно и возможностью продемонстрировать свой статус. Для серии «Домашняя аптека» Габриэле Галимберти продолжил свое путешествие по континентам и странам, чтобы показать мир и его обитателей не через что-нибудь, а через лекарства. Вот тянется к потолку любительница йоги, в аптечке которой можно обнаружить только натуральные составы и эфирные масла, а вот гордо демонстрирует свою аккуратную кухню и расставленные по ней витамины другая девушка с белозубой улыбкой. Герои Галимберти на фотографиях пусть и молчат, но окружающая их действительность оказывается весьма красноречива. Как и где они живут, как относятся к своему здоровью, могут ли позволить себе заботу о нем — ответы на все эти вопросы появляются через работы итальянского фотографа, не устающего интересоваться людьми, их манерами и привычками.

«Москва — Париж — Вена»

Игорь Мухин

Определение классик современной российской фотографии к имени Игоря Мухина приклеилось прочно и притом справедливо. Его наблюдения за жизнью города и людей в нем всегда отличались меткостью, соединявшейся в кадрах с удивительной кинематографичностью. Каждый снимок превращался в целую историю: женщины переходят московскую дорогу после летнего дождя. В руках у некоторых — пакеты. Наверное, они идут с работы домой, быть может, будут готовить ужин. Где они живут, что приготовят, торопятся ли они к кому-то, чтобы поскорее увидеть? А вот две подружки идут по мосту в одинаковых босоножках. Примета не только и не столько дружбы, сколько времени, когда достать разные было весьма затруднительно. На первом плане прижалась к парапету пара. Это момент до поцелуя или после него? Гуляли ли они до утра по городским бульварам, встречали ли рассвет? В этих работах — летопись Москвы и ее моментов, наполненных всеми теми чувствами, в которых шумному городу часто спешат отказать. Две другие серии — «Париж» и «Вена» — переносят нас в Европу, где тоже целуются, гуляют, удивляются и ждут поездов незнакомцы, выхваченные фотографом из толпы и запечатленные в мгновении, протянувшимся из 90-х на много лет и выставок вперед.

Фотограф Игорь Мухин — о кинематографичности городов, деньгах и документальности

Codex Rescriptus

Дмитрий Булин

Фотограф и режиссер Дмитрий Булин немало времени провел в размышлениях о работах Питера Брейгеля Старшего, фламандцах и их пословицах, эпохе Возрождения и ее отличительных чертах, а вместе с тем — о кинематографе первой половины XX века, бесконечных людских грезах о красоте и предметах, ее обещающих. Все эти размышления впрямую связаны с тремя сериями работ — «Мир вверх тормашками!», «Венера 2.0» и «Красота за пять долларов» — объединенными названием проекта Codex rescriptus. С латыни оно переводится как «палимпсест», если дословно, то это «рукопись, написанная по выскобленному первоначальному тексту». В работах Дмитрия Булина тем самым первоначальным текстом можно считать оригинальные образы, картины и даже пословицы, которые были осмыслены и представлены им в новом веке и новом виде изобразительного искусства. Фотография расширяет границы возможных воплощений, чем автор пользуется охотно и умело. К слову, Дмитрий Булин — победитель грантовой программы для поддержки молодых фотографов фонда Still Art Foundation, вместе с которым и подготовлена выставка в рамках фотобиеннале.

«Ближе луны только звезды»

Леонид Тишков

Много лет художник и писатель Леонид Тишков не отправлялся в поездки и путешествия без собственной луны, которой показывал Берлин и Париж, просторы Новой Зеландии, Арктики, десятка других стран и городов. В его проекте «Частная луна» участвовали и продолжают участвовать именитые фотографы, восторженно соглашавшиеся запечатлеть Тишкова с его луной то в лодке, то на крыше, то в степи. Мечтательность здесь соединяется с ироничностью, а сказочная яркая луна оказывается вписана в контекст нашей общей действительности. Она одновременно далека и близка, молчалива и многословна, а еще склонна к авантюрам своего ближайшего друга и соратника Леонида Тишкова. Также на выставке, в названии которой без луны, разумеется, не обошлось, можно увидеть другие работы художника, полные искренней нежности. Это инсталляции «Дома-скитальцы», «Машина желаний» и «Переселение людей в космос». Иными словами, на том этаже Мультимедиа Арт Музея, где расположились выдуманные Тишковым миры и герои, царит поэтичность в разных своих проявлениях, и покидать его совсем не хочется.

«Было — Стало»

Валерий Юрлов

Неоавангардист и художник-одиночка Валерий Юрлов посвятил свое искусство и время фиксации предметов-символов и их воплощений. Красноречивое название «Было — Стало» подсказывает, что пусть изображенный предмет и один, одинаковым его состояние «тогда» и «сейчас» быть не может. Для художника это метафора жизни и смерти, черного и белого, хаоса и спокойствия. Ее он обнаружил однажды на берегу моря в конце 50-х, увидев выкинутую на берег и побитую жизнью консервную банку. Так в творчестве Юрлова появился новый мотив, а у нас — материя для размышлений.

«Сказка о потерянном времени»

Сергей Борисов

Жанна Агузарова, Эдуард Лимонов, Виктор Цой, модели, поэты, писатели — героев времени, оказывавшихся в кадре Сергея Борисова, можно перечислять долго. В нем они продолжали жить своей бурной и буйной даже жизнью, а иногда оказывались удивительно спокойны. Вместе с тем работы фотографа отражают и само смутное время перемен, которое многие смогли оседлать, будто волну, не поглощенные ею, а взобравшиеся на гребень. Из сегодняшнего дня еще один герой Сергея Борисова — сам город — выглядит будто ностальгически притихшим, однако за этой кажущейся скромностью скрывается буря событий и чувств, эмоций и впечатлений.