Shortparis выпустила мини-альбом с композициями на стихи Вознесенского
Режиссер Савва Савельев поставил в московском «Гоголь-центре» спектакль по пьесе Андрея Вознесенского «Берегите ваши лица», героями которого стали не только артисты (Вениамин Смехов, Александр Горчилин, Иван Мулин, Настя Лебедева и другие актеры), но и музыканты группы Shortparis. Каждый раз они выходят на сцену, чтобы исполнить композиции на стихи Вознесенского, добавляющие сюжету новых контекстов. Теперь эти песни можно услышать не только в составе постановки, но и отдельно.
3 июня группа выпустила мини-альбом из шести треков. Пять из них — на тексты Андрея Вознесенского, один — на текст и музыку Владимира Высоцкого, тоже звучащие в спектакле.
Режиссер спектакля «Берегите ваши лица» Савва Савельев рассказал «РБК Стиль», как складывалась работа с группой и какими получились композиции.
Когда либретто новой версии спектакля «Берегите ваши лица» было написано, мы встретились с Николаем Комягиным и прочли его от корки до корки. Там уже были расставлены по тексту стихотворные блоки, где было помечено красным цветом, что должно быть положено на музыку. И мы подробно сидели обсуждали, почему возникает каждое стихотворение, какая сцена предшествует, что по настроению это должно быть, и, конечно, группа Shortparis проделала гигантскую работу, а Коля Комягин проделал целую исследовательскую, редакторскую, литературно-поэтическую работу, потому что некоторые стихотворения он сам плавил воедино, и из этого получились какие-то уникальные новые стихи и песни, то есть творческие находки.
Например, стихотворение «Пролог» Вознесенского — это первая композиция альбома «Зов озера» — изначально в спектакле шло последним. Предполагалось, что это будет финал. Коля с ребятами сделали чудо — они взяли его не целиком, а такие строчки-теги, за которыми стоят ассоциации, пласты памяти. И получилась первая композиция, с которой в итоге спектакль начинается. А финальная композиция спектакля «О, как хотела мама» — это сплав стихотворения «Снег в октябре» и стихотворения «Плач по двум нерожденным поэмам», которое в начале спектакля над гробами произносят актеры. И получилась такая удивительная пронзительная и лиричная песня о настоящей любви. Песня «Гетто в озере» — это положенное на музыку стихотворение «Зов озера», посвященное жертвам фашизма. Нам было очень важно, чтобы это стихотворение прозвучало в спектакле. И я сразу предложил Коле и группе положить эти стихи на музыку, чтобы сделать их музыкальным номером. Не буду выдавать никаких спойлеров, что во время исполнения этой песни происходит на сцене, но получилось точное попадание, точное совпадение стихов с музыкальной трактовкой.
Конечно, многое менялось, как всегда, по ходу. Вначале всегда все уверены, что будет так, так и так, ну а ближе к завершению работы все переворачивается с ног на голову, финал становится началом и, наоборот, медленное становится быстрым, а быстрое замедляется, за что я группе безмерно благодарен. Ребята проделали титаническую работу за сравнительно небольшой промежуток времени и, как мне кажется, открыли и в себе, и в своих художественных экспериментах что-то новое.
Что касается видения текстов Вознесенского, оно было полностью отдано на откуп группе, у нас было абсолютное доверие друг другу. И все демоверсии принимались сразу. В общем-то поэтому и было решено пригласить Shortparis в спектакль, потому что было стопроцентное доверие к профессионализму, к таланту и энергии группы.
В альбоме есть песня, которая называется «Любите при свечах». В ее основе — стихотворение Вознесенского, которое называется «Вальс при свечах». В свое время Сергей и Татьяна Никитины положили это стихотворение на музыку. И это такой вальс под гитару, очень лиричный. Shortparis сделали свою трактовку этой песни. И так получилось, что именно инструментальная версия «Любите при свечах» стала основной темой Памяти в спектакле, но версия этой композиции с вокалом в постановку не вошла. И теперь ее можно услышать в альбоме.
И есть одна композиция, которая не имеет в своей основе стихотворение Вознесенского. Это «Охота на волков» Высоцкого. В первой версии спектакля «Берегите ваши лица» в 1970 году в Театре на Таганке Владимир Высоцкий по разрешению Андрея Вознесенского, автора этой пьесы, исполнял в спектакле свою песню «Охота на волков». В версию 2022 года эта песня также вошла, но уже в версии Shortparis. И это тоже точнейшее попадание в стихи и в смыслы.