«Очень странные дела»: каким получился четвертый сезон сериала
Вероятно, братья Мэтт и Росс Дафферы, создатели «Очень странных дел», еще в 2016 году решили: неизбежного не миновать — если включать сюжетную линию со злыми коммунистами, то ни шагу назад, идти до конца. В четвертом сезоне немалая часть повествования проходит в заснеженном ГУЛАГе, куда после нескольких недель пыток в застенках условной Лубянки отправляют шерифа Хоппера. Ватник, кандалы, Камчатка — вот и вся его судьба.
Стереотипные изображения России вновь возмущают пользователей соцсетей: такое время, тяжелое, требующее слить куда-то накопившееся горе от обстоятельств, пусть даже на нетфликсовский сериал про детишек из 80-х в духе хорроров Стивена Кинга. Уже и неважно, что создатели «Очень странных дел» воссоздают настроение ушедшей эпохи, когда ненависть к коммунистическому режиму была выкручена в американском обществе на максимум и цвела буйным цветом в тамошней поп-культуре.
Максимально несправедливо именно сейчас: в 2022 году Netflix прекратил работу на территории России в день выхода «Очень странных дел».
Так или иначе, четвертый сезон просмотрен и оценен: российский зритель, плюясь и обходя препятствия, все же догоняет обоз с западными трендами.
Открывается новая глава сразу тремя локациями. Где-то в спилберговской Калифорнии, куда Джойс (Вайнона Райдер) перевезла детей, потерявшую суперспособности Одиннадцатую (Милли Бобби Браун) терроризируют дрянные девчонки в школе, пока Уилл (Ноа Шнапп) из-за неопытности и растерянности не представляет, как помочь сестре.
В Хоукинсе бытует остальная часть команды, самая многочисленная. Майк и Дастин играют в D&D с второгодником-выпендрежником Эдди Мэнсоном (Джозеф Куинн), Лукас пытается выбиться из нердов в крутые парни и присоединяется к школьной баскетбольной команде. Стив (Джо Кири) и Робин (Майя Хоук) работают в видеопрокате и решают дела сердечные. Максин ходит к школьному психологу, чтобы ничего не говорить на сеансах, и слушает на репите песню Кейт Буш «Running Up That Hill». Иными словами, все подростковые силы опять брошены на городок, где назревает очередная напасть из Изнанки. Некто очень недобрый пробирается в головы к тинейджерам, склонным к депрессии, и доводит их до жуткой смерти. Взрослые, как обычно, ничего не понимают, и к расследованию отвратительного вида убийств подключаются дети.
В то же время на упомянутой Камчатке прокладывает рельсы Американец, то есть шериф Джим Хоппер (Дэвид Харбор), которого тоже ничего хорошего не ждет. Особенно после дерзкой попытки побега. Вокруг — враги в мундирах, жестокие палачи, заложники режима. У Хоппера своя война. В первую очередь, за свободу личную, но не исключено, что в случае успеха шерифу удастся по пути освободить Америку от страха перед коммунистами.
Стереотипные изображения России вновь возмущают пользователей соцсетей.
Четвертый сезон, спродюсированный в том числе Шоном Леви («Проект "Адам"», «Главный герой», «Ночь в музее»), — самый масштабный по части визуальных эффектов и самый насыщенный в сценарии из всех «Очень странных дел», которые с нами вместе (подумать только!) уже шесть лет. Дети из основного актерского состава, в 2016-м сыгравшие пасторальных американских мальчишек на велосипедах, которые с ума сходят от «Охотников за приведениями», выросли в красивых молодых людей.
Милли Бобби Браун и вовсе пережила самую наглядную трансформацию: таблоиды и соцсети наперебой сравнивают ее простецкий образ из сериала и роскошные светские выходы. Во вселенной «Очень странных дел» время идет в три раза медленнее, потому когнитивный диссонанс от вида 20–29-летних школьников обеспечен. Так что авторы шоу отвлекают от него зрителей всеми доступными способами.
Самый очевидный: придумать монстра, омерзительнее которого еще не было. Векна (так прозывает демона Изнанки D&D-шник Дастин) — не поддающийся адекватному описанию персонаж, живущий в доме с привидениями и повторяющий повадки ядовитых пауков. Второй шаг: связать омерзительного монстра с главной героиней. Третий — дать ветерану «Игры престолов» Тому Влашихе сыграть русского тюремного надзирателя. Четвертый — пригласить Фрэдди Крюгера на второстепенную роль и зашить ему глаза: актер Роберт Инглунд появляется в антураже «Молчания ягнят» и выдает пронзительный, пробирающий до костей монолог. Плюс ко всему расширить географию, вывезти героев из зоны комфорта и оставить там до тех пор, пока в ней не воцарится, наконец, искомый комфорт.
Чтобы окончательно поразить зрителя концептуальностью, хронометраж эпизодов увеличили с уютных 40 минут до 70–90 и выпустили семь серий из девяти. Две заключительные выйдут в июле, раскалив терпение фанатов добела.
Братья Дафферы в 2020 году решили: если расширять и углублять бизнес-проект, то идти до конца. Пусть приключения не закончатся никогда. Городок Хоукинс остался эпицентром загадочной жуткой Изнанки, но растерял свое значение как исходная точка, в которой детские фантазии и приключения формируют личность и готовят ее к миру взрослому, прагматичному, нацеленному на прогресс и обретение нового опыта.
Персонажи «Очень странных дел» застряли во временной петле (в четвертом сезоне к этому отсылает открытие Нэнси в Изнанке, когда она понимает, что переместилась в прошлое) и личном аду. Их тела меняются быстрее, чем привычки, обстоятельства и мир вокруг. Проклятие Изнанки становится проклятием наполненной суевериями провинциальной жизни — такого тяжелого значения сериал вынести не способен. Из милой ностальгической игрушки он превращается в зловещую карусель, у которой сломался механизм, и лошадки с всадниками все быстрее несутся по кругу под хиты 80-х и плохо исполненные реплики на русском языке. Такими темпами на месте «Очень странных дел» скоро останется черная дыра.