В одной компании с «Подсолнухами»: громкие нападения на шедевры живописи
«Святое семейство» и «Воскресение Христово» Верещагина, 1885
Выставка Василия Верещагина в Вене произвела на духовенство эффект разорвавшийся бомбы. После путешествия в Палестину и Сирию художник изучил Ветхий и Новый заветы и постарался осмыслить на холсте человеческую природу Христа, отодвигая на второй план его божественную сущность. Так в 1883–1885 годах появились работы «Святое семейство», «Воскресение Христово», «Христос на Тивериадском озере» и другие.
Из-за церковной цензуры в России эти картины Верещагина не выставлялись, а вот венские зрители валом валили посмотреть на скандальные полотна. Священнослужители убеждали паству не ходить на выставку, тем же, кто осквернил свои глаза запретным искусством, грозили епитимьей. Однако все это лишь усугубляло ажиотаж. В один из дней выставку посетил религиозный фанатик и облил два «безбожных» полотна — «Святое семейство» и «Воскресение Христово» — кислотой. Покушение удалось: от картин практически ничего не осталось.
«Даная» Рембрандта, 1985
На шедевр Рембрандта было совершено нападение «по политическим мотивам» — в знак протеста против присоединения Прибалтики к СССР. Картина выставлялась в Эрмитаже, когда пришедший с экскурсией Бронюс Майгис вылил на нее серную кислоту, а затем дважды полоснул полотно ножом.
Интересовал Майгиса вовсе не сюжет картины, а ее стоимость — он выяснил, какая из работ в зале самая дорогая. Позже вандала признали невменяемым. В результате нападения пострадало около 30% площади картины. Специалисты немедленно приступили к восстановлению полотна, реставрация продолжалась 12 лет. Сейчас картину защищает бронированное стекло, увидеть «Данаю» можно в Зале голландской и фламандской школ.
«Оплакивание Христа» и «Семь скорбей» Дюрера, 1988
В 1970–1980-х годах бездомный Ханс-Йоахим Больман приобрел недобрую славу «кислотного убийцы». В общей сложности он испортил 56 произведений искусства, в том числе три работы Альбрехта Дюрера — «Алтарь Паумгартнеров», «Оплакивание Христа» и «Семь скорбей».
Картины выставлялись в Старой пинакотеке в Мюнхене. На своих жертв Больман выливал серную кислоту якобы в знак протеста против работы муниципалитета. На реставрацию работ Дюрера ушло более десяти лет, а сам «убийца» отправился в клинику для душевнобольных в Гамбурге.
«Герника» Пикассо, 1974
Прежде чем обосноваться в Музее королевы Софии в Мадриде, антивоенная картина Пикассо выставлялась в разных местах, в основном в США. Сам художник желал, чтобы «Герника» оказалась в Испании лишь после восстановления в ней республики. В 1974 году на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке к картине подошел Тони Шафрази и красной краской из аэрозольного баллончика написал: Kill lies all. Вандал объяснил свой поступок протестом против петиции младшего лейтенанта Уильяма Колли, оспаривающей предъявленные ему обвинения в убийстве 109 мирных жителей в Сонгми во время войны во Вьетнаме в 1968 году.
«Герника» была покрыта слоем лака, и оперативно удаленная краска не навредила картине.
Интересно, что Пикассо за неимением холста однажды написал натюрморт поверх портрета кисти Модильяни.
«Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» Репина, 1913 и 2018
Картина Ивана Репина пострадала от рук вандалов дважды, причем в первый раз происшествие стало чуть ли не самым громким культурным событием года в России. 16 января 1913 года старообрядец-иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови!» изрезал полотно ножом. В результате нападения на шедевр пострадали фигуры Грозного и царевича. Реставрировать работу помогал сам автор.
Картина хранилась в Третьяковской галерее, однако в мае 2018 года нетрезвый вандал Игорь Подпорин сумел разбить защитное стекло, повредить раму и порвать холст. Нападавший заявил, что работа Репина оскорбляет чувства верующих и «вообще всех в России». Агрессора приговорили к двум с половиной годам лишения свободы. Реставрация картины продолжалась почти четыре года, и в мае шедевр наконец вернулся на всеобщее обозрение.
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи, 2022
Нападение на картину Леонардо да Винчи запомнится тем, что мотивом впервые стала забота об экологии, а орудием преступления — торт. Прежде фанатики портили картины по религиозным и политическим причинам и использовали более опасные предметы.
29 мая в Париже посетитель Лувра, встав с инвалидного кресла и сбросив парик, измазал «Мону Лизу» Леонардо да Винчи тортом. Таким образом активист пытался привлечь внимание к проблемам экологии. «Подумайте о планете!» — прокричал он. «Джоконда» оказалась под надежной защитой — за последние сто лет ее пытались испортить минимум пять раз.