Мумии, двойники, вечная жизнь: почему нас так манит Древний Египет
О менталитете
Древний Египет оставил нам один из самых глубоких ответов на вопросы о том, что такое «жизнь», «смерть», «бессмертие». Представления древних египтян окутаны тайной, нам трудно их понять, их язык загадочен — и это притягивает. Немалую роль играет в этом и древнеегипетское искусство с его специфическим стилем; египетские каноны красоты завораживают. Надо сказать, что «миф о Египте», о его связи с мистикой и магией пришел в нашу культуру из античности. Ведь уже во времена древних греков Египет был цивилизацией с тысячелетней историей. Восхищение древних греков перешло к нам по наследству. Ритуальность присуща и современной культуре — правда, в меньшей степени. Для нас это формальность. А для египтян ритуал был действенным. В древних культурах все необычно для нас, ведь у нас другой менталитет. Возьмем ритуал «отверзания уст и очей» — он проводился не только над мумией, но и над статуями человека. В нем есть моменты, которые нам покажутся странными и даже дикими. У живого быка отрезали переднюю ногу и прикасались этой окровавленной ногой ко рту мумии. Считалось, что таким образом в уже мертвое тело переходит жизненная сила очень мощного существа — быка. Бычья нога была и самым ценным жертвоприношением. Эти архаические, первобытные, по сути, элементы, остались в египетском ритуале навсегда.
О ритуальности
Мумии ничему не учат. Они могут дать ответы на правильно поставленные вопросы. В частности, в современном мире распространены естественнонаучные методы исследования мумий для изучения древних людей, их болезней и образа жизни. Но прежде всего, глядя на мумию, мы видим феномен определенной культуры; в Египте мумия была не просто засушенным телом. С мумификацией был связан комплекс религиозных и мировоззренческих представлений: в результате ритуала тело человека становилось преображенным, оно называлось «сах» и уподоблялось богу загробного мира Осирису, который также был мумией и вел специфическое существование в ином мире. Нас не может не поражать любовь египтян к жизни, стремление сохранить жизнь в ее полноте и красоте. Не просто сохранить тело, но преобразить его, украсить. Множество подлинных произведений искусства было создано для нужд погребального культа. Статуи — как замена мумии — нередко были просто шедеврами портретного искусства. Так египетские мастера творили вечность и бессмертие. Мумия — это вечная загадка для нас и вечный вопрос нам всем — а как вы сами относитесь к проблеме жизни и смерти и как ее решаете? Что вы сами знаете о таком сложном существе, как человек? Египтяне знали. А мы? Точно ли мы знаем? Или это просто иллюзия?
Представления древних египтян окутаны тайной, нам трудно их понять, их язык загадочен — и это притягивает.
Ритуал дает ощущение спокойствия и надежности, так было во все времена. Но в разные эпохи по-разному воспринимали мир. Египтяне считали, что если не совершать ежедневный ритуал службы богам в храмах (чтение молитв, кормление и одевание статуй, жертвенные дары), то солнце не взойдет и небо упадет на землю. Так сказано в знаменитом магическом папирусе Солт 825. Больше всего египтяне боялись гнева богов — имеется в виду, что гнев этот выражался в конкретных действиях: засуха и неурожай, политическая нестабильность, эпидемии. А вообще, темнота, например, неприятна и современному человеку — попробуйте в полночь побродить в глухом лесу.
Об отношении древних египтян к животным
Животные считались такими же творениями богов, как и люди. Различия египтяне и впрямь не делали. Египетская медицина родилась из наблюдений за болезнями животных. Все иероглифы, обозначающие внутренние органы человека, — это изображения внутренних органов животных. Что касается священных животных, то это особые существа, которые считались вместилищем «ба» (мощи, силы) божества. Если божество этого пожелает. Скажем, черный бык с белыми отметинами на шерсти и языке почитался воплощением бога-творца Птаха, его именовали Аписом, а корову, его родившую, — Исидой. Египтяне были очень внимательными наблюдателями природы, они превосходно знали повадки животных и ладили с ними. Одомашнили дикого быка и восхищались его силой настолько, что даже фараона называли «мощный бык». Держали в домах многочисленных любимцев — кошек, собак, обезьянок, гусей. Их тоже мумифицировали, как и священных животных. А других животных, которых во множестве держали при храмах, они умерщвляли и тоже делали из них мумии, но для приношения в дар божеству (вотивные мумии).
О ритуальном кормлении Двойника
Словом «двойник» египтологи переводят древнеегипетское слово «ка». Это понятие было тесно связано с изображением человека. Считалось, что статуя (или изображение на плоскости) вызывает в памяти образ человека, следовательно, изображение способно порождать некую сущность человека (его ка). Эта сущность, конечно же, существует и помимо статуи, но она невидима. Когда же создано изображение, этот ка словно выходит из него. Сама статуя и любое изображение человека назывались словом «ка». Изображения создавались для гробницы или поминальной часовни при храме для того, чтобы поддерживать вечное (то есть очень длительное) существование этой сущности человека. Поддерживать существование можно только одним способом, хорошо известным и живым людям — питанием. Кормление статуй (или, иными словами, поминальный культ) могло начаться еще при жизни человека, если гробница готова. После смерти ничего не менялось, но зато продолжало жить то, что родилось вместе с человеком, и тогда, когда самого человека в его прежнем виде уже не было (была мумия, были другие сущности, но это уже не прежний живой человек).
Первоначально в гробницу приносили настоящие продуктовые жертвы, но со временем стали обходиться их заменителями — изображениями пищи на жертвенниках, моделями из глины и камня и просто списками жертвенных даров. В них умершему предлагалось настоящее изобилие — от насущного «хлеба и пива» до изысканных сортов мяса и разнообразной выпечки, фруктов, молока, вина и, разумеется, прохладной воды. Это и есть ритуальное кормление Двойника, а нужен он был для вечного существования и бессмертия в понимании египтян (в период существования статуй и изображений человека).
О мумиях в популярной культуре
Чаще всего кинематограф — это не столько популяризация, сколько сплошное перевирание (если речь идет о художественных фильмах). Особенно в трилогии «Мумия» — да, я смотрела все серии. Разумеется, там много неточностей, например «мумификация заживо» — такого никогда не было. Да и имя Имхотеп выбрано неудачно — для египтян это был знаменитый мудрец и жрец, а здесь он какой-то злодей… Я уж не говорю про скарабеев, пожирающих плоть, — просто детские страшилки. Хотя в одном из фильмов «Мумия» интересна попытка «озвучить» древнеегипетский язык, но и это неточно, ведь в иероглифике не обозначались гласные. А научно-популярные фильмы есть неплохие, особенно компании BBC («Древний Египет. Великое открытие») или National Geographic («Египет. В поисках затерянных гробниц», «Затерянные сокровища Египта»).
Что делать (и читать), если хочется узнать о Древнем Египте еще больше
Что касается литературы, могу посоветовать, во-первых, книги М. Э. Матье («Мифы древнего Египта», у нее есть и книги для детей), популярные книги Р. И. Рубинштейн (к сожалению, они все стали библиографической редкостью, так как не переиздавались). Очень хорошие книги Михаила Коростовцева, они переиздавались в 2000-х годах. Тем, кто хочет погрузиться в мировоззрение египтян, советую книгу Андрея Большакова «Человек и его Двойник». Эта книга есть в интернете на сайте «Египтологический изборник» (на этом же сайте, созданном профессиональными египтологами, можно найти много другой полезной информации и ссылки). И конечно, приходите в ГМИИ им. А. С. Пушкина, в «Египет в миниатюре», в зал № 1, смотрите подлинные памятники, без которых трудно понять специфику этой удивительной культуры.