Жизнь в новой реальности: как меняются индустрии, 22 апр 2022, 10:57

Глава Izmestiev Diamonds — о зарегулированности и росте цен на бриллианты

Уже 15 лет российская компания Izmestiev Diamonds создает украшения с цветными драгоценными камнями, которые становятся лауреатами престижных конкурсов. Глава компании рассказал «РБК Стиль» о том, что значит быть ювелиром в России
Читать в полной версии

История марки восходит к 2000 году, когда было создано семейное предприятие по огранке алмазов, которые потом продавали на внутренний рынок и за рубеж — в США, Израиль, Бельгию, Китай. С 2006 года компания Izmestiev Diamonds занимается производством ювелирных украшений высокого уровня для искушенных любителей не только с бриллиантами, но и с цветными камнями, которые Сергей Изместьев ищет сам и приобретает у дилеров по всему миру. Его украшения стали лауреатами многих ювелирных конкурсов: брошь «Ветер в саду» завоевала Главный приз на престижном конкурсе Russian Diamond Line 2021, кольцо «Ромашка» с фантазийным желтым бриллиантом победило в конкурсе Гохрана «Россия. XXI век».

После окончания Бауманки я открыл ограночное предприятие, но быстро понял, что хочу делать именно украшения. При этом я сразу определил для себя, что не буду заниматься массмаркетом, что хочу работать именно в сегменте высокого ювелирного искусства, создавать сложный оригинальный дизайн. Я работаю с дорогими камнями, которые здесь, в России, не добываются. В нашей стране добывают преимущественно алмазы. Еще на Урале находятся месторождения зеленых гранатов-демантоидов, которые ценятся во всем мире за цвет и высокую дисперсию, а также изумрудов. Но подавляющее большинство камней импортные. Все без исключения камни растут в цене — это общемировой тренд. Возможно, был отложенный спрос, связанный с пандемией, а потом поставки возобновились. Так или иначе, но все бриллианты за последние шесть месяцев в среднем выросли на 30–35%. Что же касается нашей внутренней повестки, российский потребитель пребывает в шоке. Санкции еще не дошли до конечного потребителя в полном объеме, но уже заметны повышение цен и девальвация рубля. Один из механизмов сбережения денег — покупка драгоценного камня. Конечно, речь о крупных экземплярах высокого качества. Таких становится все меньше, потому что новых месторождений фактически нет, а прежние истощаются, стоимость добычи растет, как и ценность цветных камней. Налицо общий тренд на повышение стоимости.

Фото: пресс-служба

Драгоценный металл хоть и добывается в нашей стране, но является биржевым товаром, а значит, котируется в долларах. Но мы-то платим за него рублями, а этот ценник взлетел примерно вдвое. Решением правительства золото вновь выступило в амплуа инвестиционного актива (на его покупку физическими лицами сняли НДС). Но сегодня слитков в банках уже не осталось: напряженная ситуация в мире и страхи возвращают нас к этому консервативному активу. Себестоимость ювелирных изделий под двойным ударом: повышаются цены на драгоценное сырье, рыночная стоимость которого определяется в валюте, кроме того, выросли цены на все расходники и инструменты, которые в России не производятся. Все это существенно повышает стоимость изготовления украшения. Могу сказать, что себестоимость в рублях уже выросла минимум в 1,5–2, а то и в 2,5 раза. Значит, производитель должен будет заложить это повышение в новую стоимость товара. Возникает большой вопрос: как будет действовать потребитель и что будет со спросом?

Бытует мнение, что ювелиры — богатые люди с крупными прибылями. Но на самом деле на 90% наш бизнес — это маленькие компании в несколько человек, иногда даже один работает как индивидуальный предприниматель и раздает заказы мастерам-ювелирам. И самый талантливый дизайн создается именно такими компаниями, а не «монстрами» с обще­известными именами.

Фото: пресс-служба

В марте 2022 года был принят закон, обязывающий все без исключения ювелирные предприятия перейти с упрощенной системы налогообложения на основную. И это еще один гвоздь в крышку гроба малого ювелирного бизнеса после введения системы учета ГИИС ДМДК и финмониторинга. Все это требует не только увеличения налоговых отчислений, но и содержания в штате высококвалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету. Для небольших компаний это настоящая катастрофа.

По идее, государство должно делать так, чтобы любой его гражданин мог раскрыть свой талант и творческий потенциал. От этого и само государство будет обогащаться, ведь предприниматель будет платить ему налоги. Но в действительности все устроено по-другому, особенно в нашей стране. В России все драгоценные металлы и камни находятся под государственным контролем. Поэтому отечественная ювелирная отрасль, как ни одна другая, испытывает на себе повышенное внимание со стороны государства и подчиняется Минфину. Эта зарегулированность — фундаментальная проблема. Почему именно эту отрасль нужно так регулировать? Чем драгоценные металлы вроде золота и платины отличаются от стали или меди? Там объемы производства еще больше. И ведь никто не учитывает на государственном уровне, сколько медных проводов пошло на обмотку двигателя.

Фото: пресс-служба

Развитие российского ювелирного дела в сложившейся геополитической обстановке имеет два составляющих: отрицательную и положительную. Как они совместятся, мы пока не знаем. Что я имею в виду? Многие сотни тысяч людей потеряют работу и будут просто выживать. У многих доход снизится или сохранится в рублях, но покупательная способность российской валюты уже упала в разы. То есть основной массе населения будет, просто говоря, не до украшений. С другой стороны, вновь опускается железный занавес: запрещена поставка товаров роскоши (дороже €300) из Европы и Америки. Многие мировые ювелирные бренды ушли из России, и сейчас для отечественных марок вроде бы открывается поле для развития, ведь иностранных конкурентов не осталось. Возможно, это какой-то шанс. Как сложится этот баланс между снижением покупательной способности и уходом внешних конкурентов? Я не знаю. Да, я причисляю Izmestiev Diamonds к люксовым брендам высокого ювелирного искусства. Но мне не доставляет радости отсутствие нормальной конкуренции, потому что та причина, по которой мировые бренды уходят из моей страны, не может радовать нормального человека.