Генеральный директор Gagawa — о ресторанах в формате fast casual
Первый ресторан Gagawa появился в России шесть лет назад. Основа меню — блюда из курицы, сервис — как в классическом ресторане (столики в зале и обслуживание с официантами), но только на фудкортах. При меняющихся внешних условиях такой концепт становится актуальным и востребованным, считает Ленар Кутлин. До того, как возглавить «Гагава Ресторантс», он был топ-менеджером McDonald’s в России, Румынии и Казахстане.
Расскажите об истории бренда Gagawa на российском рынке, отличается ли российская концепция от международной?
Первый ресторан Gagawa в России открылся в Казани в 2016 году турецкими предпринимателями, которые хотели диверсифицировать структуру своего бизнеса в России, который не имел ничего общего с ресторанами. Головной офис с интересом отнесся к такой инициативе, так как международная экспансия стояла на повестке стратегии развития компании.
Следом успешно открылись еще несколько ресторанов в Казани и в Москве, что подтвердило соответствие концепта и потребительских ожиданий. В 2018 году появилась дочерняя компания ООО «Гагава ресторантс», команда которой начала масштабное освоение рынка. Сейчас сеть насчитывает 23 ресторана в пяти городах России: Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре и Воронеже.
Российские рестораны Gagawa практически идентичны тому, что существует в Турции. Конечно, внутренние условия рынка, потребности и привычки потребителей привнесли определенные изменения в операционные и продуктовые решения, но по большому счету это уникальный концепт, который преследует единые стандарты сервиса и качества.
Ресторанная сеть Gagawa — это турецкий бренд. В текущей ситуации как обстоят ваши дела?
Gagawa — это международная версия бренда Tavuk Dünyası, именно под таким названием он широко известен на рынке в Турции. На сегодняшний день это крупнейшая локальная сеть ресторанов в стране, которая насчитывает 257 заведений. Для бренда Gagawa Россия стала первым и достаточно успешным опытом международной экспансии.
При запуске компании на российском рынке мы изначально преследовали цель оптимизации сложных процессов от закупки и логистики до производственной части при сохранении высоких стандартов бренда. Мы построили собственный производственно-распределительный центр в Казани, где изготавливаются все полуфабрикаты для сети, а большая доля всех закупаемых позиций в нашей матрице — это продукция локального производства. Небольшая доля импорта идет в основном из Турции, никаких серьезных изменений в логистической цепочке сейчас нет. Поэтому в данный момент мы чувствуем себя уверенно и сможем сохранить операционную деятельность без каких-либо экстренных изменений.
Планируете пересматривать меню в новых реалиях, или у вас нет проблем с поставками?
В сложившейся ситуации мы, как и все операторы общепита сейчас, испытываем некоторое давление со стороны закупок из-за значительного подорожания некоторых ингредиентов. Но менять меню пока не планируем, так как не испытываем дефицита в наших основных ингредиентах, например в курином мясе, которое мы приобретаем у крупнейших местных производителей. Мы также стараемся находить компромиссы, например, закрытие ресторанов некоторых сетевых операторов сокращает объемы закупки у ключевых производителей или дистрибьюторов.
Общая задача сейчас — сохранить качество сырья, работать над эффективностью всех процессов, оптимизировать условия закупок, чтобы рост закупочных цен не ложился целиком на плечи или кошельки наших гостей.
Многие игроки рынка либо объявили об уходе, либо приостановили свою деятельность. Насколько это меняет расстановку сил и открывает перспективы для увеличения вашей доли на рынке?
Действительно, уход больших сетевых игроков с рынка общественного питания может привести к нам дополнительных гостей, но в целом наша концепция все же другая. Опять же, решения о закрытии ресторанов конкурентов носят пока что временный характер, а мы за здоровую конкуренцию. Глобально говорить о каком-то перераспределении рынка преждевременно. Наш фокус по росту доли рынка — это эффективная работа с внутренними ресурсами компании: высоким качеством, комфортной ценой, сервисом и новыми открытиями.
Вы обозначаете формат ваших ресторанов как fast casual — что это означает?
Формат сервиса в наших ресторанах — это симбиоз форматов fast food и dine in. У нас высокая скорость подачи основных блюд: в среднем восемь минут приготовление основного блюда от момента приема заказа, но при этом клиенты располагаются в залах, где их обслуживают официанты.
Такой формат позволяет конкурировать как с фастфуд-операторами, так и с ресторанами полного цикла, предлагая полноценный и вкусный обед, поданный официантами быстро и качественно.Таким образом мы стараемся забрать своего гостя сразу с двух сегментов ресторанного бизнеса, не говоря о прямых конкурентах в схожих форматах.
Стратегия развития на ближайшие пять лет предполагает открытие точек на фудкортах торговых центров и в других популярных местах, где любят отдыхать наши потенциальные гости, что делает концепт наших ресторанов привлекательным и удобным как для инвесторов, так и для клиентов.
Какая кулинарная концепция лежит в основе Gagawa?
Главные позиции нашего меню — это блюда из мяса курицы. Саблайн бренда — «Chicken Master». Это значит, что мы мастерски готовим курочку и равных нам в этом нет среди сетей в нашем сегменте.
Хотя наш бренд родом из Турции, мы не ресторан турецкой кухни. Блюда нашего меню представляют собой разнообразие вкусов, вдохновленное кулинарными традициями, специями и соусами со всего мира.
Главное место на столе занимает большая фарфоровая тарелка, которую мы щедро сервируем тремя составными частями — основное блюдо из мяса курицы (на выбор из 16 вкусов), гарнир (на выбор) и свежий салат, таким образом наш гость в одном блюде получает полноценный и сбалансированный обед из белков, качественных углеводов и клетчатки из свежих овощей и зелени.
Для гостей, которые предпочитают красное мясо, мы вставили нужные позиции в меню, в котором также представлен ассортимент закусок, салатов и супов, но в целом кухня Gagawa — это прежде всего высококачественное мясо птицы.
Так как меню наших ресторанов базируется на моноингредиенте — курином мясе, чтобы гости не заскучали, мы работаем с бренд-шефом, который находится в Турции и постоянно занимается разработкой новинок и сезонных предложений. Кроме того, при составлении меню мы следим за пожеланиями наших постоянных гостей и учитываем их комментарии.
Все мясные ингредиенты наших ресторанов дополнены сертификатом халяль, что означает строгий контроль за взращиванием птицы, ее рационом и даже способом забоя, что сказывается на вкусовых и органолептических свойствах продукта. Для нас это принципиально важный момент в отборе поставщиков.
На чем вы делаете акцент для привлечения новых клиентов? Изменится ли ваша целевая аудитория?
Вкус, сервис, доступность — это три столпа нашего бренда, их же мы берем за основу всех коммуникаций. Gagawa — это вкусные блюда из курицы, щедрые порции, комфортные залы с обслуживанием — все это мы предлагаем нашим гостям по доступным ценам. При прямом сравнении с остальными игроками на фудкортах торговых центров преимущества ресторанов Gagawa на лицо.
Наша конечная цель — дать гостю новый, интересный и приятный опыт, под впечатлением от которого он не только вернется к нам вновь, но и порекомендует нас своим близким и друзьям, и это мы знаем наверняка.
На данный момент не вижу предпосылок к изменению профиля нашего гостя или для изменений в концепте в целях охвата более широкой аудитории.
Планируете ли вы продолжить инвестиции в российский рынок? Если да, то в каком формате — продажа франшизы или открытие собственных точек?
Нашей компании почти четыре года, за это время мы построили сеть из 23 ресторанов в пяти городах России, половина из которых работает по франчайзинговой модели. В планах компании продолжить развитие сети, открывать рестораны в новых городах.
Сейчас фокус развития нацелен именно на франчайзинг не только в регионах, но и в Москве, где до настоящего момента мы открывали только собственные рестораны.
Глобальная задача компании остается неизменной — мы хотим стать крупнейшей в стране сетью ресторанов формата fast casual, меню которых основано на блюдах из курицы.
Насколько франшиза Gagawa выгодная инвестиция и быстро ли она окупается?
Помимо концепта партнер получает целостные решения или поддержку со стороны бренда: от поиска правильной площадки под ресторан, его проектирования и стройки до готовой логистической и закупочной цепочки. Также мы помогаем с набором и обучением персонала, проводим тренинг и менторство по стандартам бренда.
Лучшее свидетельство того, что наше предложение интересно и работает, — это постоянные открытия новых ресторанов и появление наших партнеров в новых городах.
Если говорить о возврате инвестиций, то в среднем это занимает три года.