Тревога, финансы и споры. Каких правил придерживаться в период кризиса
Как пережить кризис с минимальными потерями для нервов и бюджета? Мы узнали об этом у авторов книг на тему психологии и финансовой грамотности, выпущенных издательством «Альпина Паблишер», — Екатерины Сигитовой, Анастасии Веселко и Нины Зверевой.
Как избавиться от тревоги
Психолог Екатерина Сигитова советует для начала определить, что находится в зоне вашего влияния и как вы можете эффективно поддержать себя в трудной ситуации. Следует составить список занятий, за которые однозначно вы лично несете ответственность. Это то, что вы сможете сделать в ближайшее время, чтобы снизить тревогу. Вот что в него можно включить.
- Физические упражнения. Попробуйте заняться гимнастикой, бегать или просто гулять. Это поможет выработать эндорфины, снизить уровень гормонов стресса, отвлечься, снять напряжение, улучшить сон. Регулярность здесь важнее интенсивности, поэтому достаточно заниматься 10‒15 минут, но каждый день.
- Медитация. Мозг при тревоге не может быть в состоянии покоя, поэтому ему нужно помочь: побыть в тихом и безопасном месте в одиночестве, выполнить дыхательные техники. В интернете можно найти бесплатные приложения для медитации, которые помогут изучить технику и начать практиковать. Возможно, в первое время не будет получаться успокоиться — это нормально, продолжайте делать попытки.
- Психогигиена. Отведите время для новостей (например, по 30 минут утром и вечером). Попробуйте ограничить общение со знакомыми, которые распространяют сообщения, заставляющие вас тревожиться. Близкие люди могут неосознанно использовать вас, чтобы дать волю эмоциям, и в ваших интересах на время сократить общение. Скорее всего, они не так сильно нуждаются в вашей помощи и смогут позаботиться о себе сами, а вы восстановите силы.
- Антистресс-рукоделие. Важно делать что-то руками — рисовать, лепить, собирать пазлы, — что вы уже неплохо умеете и можете делать достаточно расслабленно. Стоит связать несколько рядов шарфа или нарисовать картинку по номерам, как ваш сердечный ритм замедлится, дыхание станет ровным, а кровяное давление снизится.
- Отказ от деструктивных способов справиться с тревогой. Например, алкоголь на время снимает напряжение, но на длинной дистанции усиливает тревогу и депрессию. Лучше не пытаться заедать стресс, так как это может привести к расстройствам пищевого поведения.
В своей книге «Идеальный шторм: Как пережить психологический кризис» Екатерина Сигитова рассказывает, как принять изменившуюся реальность, адаптироваться и найти силы выстраивать жизнь по-новому.
Важно: если у вас возникают суицидальные мысли, усиливается депрессия, сильно нарушен сон, сложно справиться с паникой — эти советы не будут для вас достаточно полезны. Пожалуйста, обратитесь к специалистам в области психического здоровья.
Что делать с деньгами, когда будущее туманно
Консультант по финансовой грамотности Анастасия Веселко своим студентам предлагает регулярно покупать доллары, евро, фунты или швейцарские франки, чтобы подстраховаться от рублевой инфляции. Оптимальное решение — держать деньги в разных валютах. Что касается сбережений, то открыть короткий вклад под высокий процент — хорошая идея. Можно найти рублевые вклады со ставкой более 20% годовых, а также накопительные счета, которые дают 15‒20% годовых, и положить на них часть накоплений. А вот хранить деньги «под матрасом», по словам Анастасии, не стоит, так как до конца 2022 года инфляция может вырасти до 20%.
Если в кризис хочется во что-то инвестировать, лучше вкладываться в здоровье и обучение. Анастасия советует брать уроки иностранного языка или записаться на курсы повышения квалификации — новые знания с высокой вероятностью пригодятся в будущем. Также стоит пройти диспансеризацию, посетить стоматолога — цены на медицинские услуги вырастут, поэтому профилактика сейчас – лучшее решение.
И, конечно, всем сейчас точно нужна подушка безопасности. Самое время начать копить, а не в панике тратить и совершать необдуманные покупки. Книга Анастасии Веселко «Девушка с деньгами» с рабочей тетрадью призвана повысить финансовую грамотность и научить грамотно вести учет. Попробуйте, например, выполнить Saving Challenge. Заведите таблицу, в которой будет 52 клетки, по одной на каждую из 52 недель в году. В каждой клетке запишите суммы от 100 до 5200 руб. с шагом 100 руб. Каждый понедельник выбирайте понравившуюся сумму, закрашивайте ее и откладывайте деньги на отдельный счет. К концу года вы накопите 137 800 руб. График зачисления сумм и валюту адаптируйте под себя. Главное — не пропускать взносы и получать удовольствие от процесса.
Как поддерживать деловую коммуникацию, когда все раздражены и тревожны
Если в период пандемии COVID-19 мы перестраивались под онлайн-общение, то сейчас изменился не формат встреч, а их настроение. Многие стали тревожнее и раздражительнее, поэтому коммуникации в рабочем пространстве стали чаще приводить к конфликтам.
Бизнес-тренер Нина Зверева рекомендует сразу ограничить на работе круг тем, на которые вы будете общаться. «Не поднимайте в обсуждениях темы, которые могут вызвать жаркий спор», — советует она и вместо дискуссий с коллегами предлагает сконцентрироваться на круге единомышленников. Постарайтесь найти людей, которые придерживаются вашей точки зрения, и разделите потоки информации: с единомышленниками вы говорите «о больном», с коллегами — о работе. В этом случае у вас не возникнет потребности уходить с рабочих тем и пытаться переубедить собеседника.
В книге «Правила делового общения» Нина Зверева предлагает простые советы, которые помогут сохранить спокойствие и рабочий настрой в коллективе в кризисное время.
- Не затягивайте планерки дольше 45 минут. Совещание эффективно, когда решается один вопрос и после взвешивания всех за и против принимается одно ключевое решение.
- На вопрос «Как дела?» не отвечайте дольше 10 секунд. Допустим, руководитель обратился к вам с таким вопросом в коридоре. Отвечать можно примерно так: «Спасибо, Иван Иванович, последние дни, конечно, тяжелые, но сейчас концентрируюсь на новых задачах — это поддерживает». Лучше оставить свои личные проблемы при себе и обсудить их с близкими людьми на условиях взаимности.
- Не отвечайте сразу «нет» на предложения подчиненных. Даже если вы с самого начала видите, что предложение никуда не годится, надо уметь поблагодарить человека и сказать что-то, что ему будет приятно услышать, а вас ни к чему не обяжет: «Интересно, спасибо, подумаю». Это важно в любое время, а в кризис, когда многие чувствуют себя уязвимыми, — тем более.
- Не критикуйте коллег в присутствии других. Говорить людям неприятные вещи, когда ваш разговор может услышать кто-то третий, малопродуктивно. Как правило, человек в ответ просто обижается и ему становится трудно работать. Тысячу раз подумайте, стоит ли говорить что-то резкое. Публичной похвалой можно добиться гораздо большего, чем критикой.
- Подключайте эмпатию. Трудно вникнуть в проблемы другого человека и представить себя на его месте. Но для комфортной работы этому можно научиться. Если коллега опоздал, не успел выполнить задачу — посочувствуйте и узнайте, что случилось. Жалеть слишком часто за оплошности не надо, но интересоваться состоянием людей, с которыми работаете, важно, особенно в трудные времена.