Жизнь, 10 мар 2022, 14:30

Технопарк Сбербанка и другие прерванные проекты ушедших из России архбюро

Архитектурные бюро по всему миру отказываются от проектов в России на фоне ситуации на Украине. Вспоминаем, какие проекты успели реализовать и какие поставили на стоп Zaha Hadid Architects, Herzog & de Meuron и другие ведущие мировые архбюро
Читать в полной версии
(Фото: HERZOGDEMEURON.COM)

Zaha Hadid Architects

Бизнес-центр Dominion Tower стал первым в России проектом, реализованным британским архитектурным бюро Захи Хадид. Футуристичное здание открылось в 2015 году на юго-востоке Москвы и стало единственной офисной постройкой Zaha Hadid Architects в столице. Комплекс Dominion Tower сделан по принципу наслаивания вертикально уложенных плит, которые сплетаются внутри в изогнутые линии и создают впечатление непрерывного заполнения пространства. Рабочие опен-спейсы, предназначенные для творческого и IT-секторов, расположены вокруг центрального атриума, проходящего через все этажи. Характерной особенностью проекта стала большая черно-белая лестница.

Бизнес-центр Dominion Tower, Zaha Hadid Architects (Фото: Hufton & Crow / zaha-hadid.com)

Незаконченным проектом бюро остался Технопарк Сбербанка в Сколково, работа над которым ведется с 2016 года. Здание олицетворяет фирменный стиль Захи Хадид — плавные линии, масштабное остекление и изогнутый фасад, создающий эффект непрерывности пространства. Комплекс площадью 132 тыс. кв. м состоит из нескольких блоков и соединен стеклянными трубами. Когда и как будет достроено здание, пока неизвестно.

Проект Технопарка Сбербанка в Сколково, Zaha Hadid Architects (Фото: negativ.com )

Проект умного города в Рублево-Архангельском от Zaha Hadid Architects был одобрен в 2018 году. Бюро предложило создать в Подмосковье город будущего, в котором воплотится концепция бионической и экологической архитектуры. Архитекторы решили разделить общественную инфраструктуру на ядра, такие как арт-резиденция (культурное ядро), лаборатория городских решений (интеллектуальное ядро) и круглогодичные общественные пространства (пространственное ядро). Планировалось построить новые здания на площади 4 млн кв. м, оставив треть территории за парками и лесистыми районами, а также применить экологичные технологии, которые оптимизируют потребление и производство энергии.

Проект умного города в Рублево-Архангельском, Zaha Hadid Architects (Фото: va-render.com)

Бюро Захи Хадид также планировало отстроить новый концертный зал Свердловской филармонии в Екатеринбурге и жилой микрорайон в Хорошево-Мневниках в Москве. Проект филармонии включал в себя создание двух концертных залов под необычной волнистой крышей (на 1,6 человек и на 350 человек), лаунж-зону, офисы и «зеленую зону».

Проект концертного зала Свердловской филармонии в Екатеринбурге, Zaha Hadid Architects (Фото: negativ.com )

MVRDV

Масштабным проектом нидерландского бюро MVRDV в Москве стало строительство комплекса RED7 на Садовом кольце. Красный цвет фасада, необычная архитектура и обращение к стилистике расположенного рядом здания Наркомзема Алексея Щусева отсылают к конструктивизму и символизируют «ворота Москвы». Комплекс с люксовыми апартаментами и системой умного дома находится на этапе строительства и должен быть сдан в 2022 году. Продолжатся ли работы в связи с уходом MVRDV или проект будет заморожен, пока неясно.

Комплекс RED7 на Садовом кольце, MVRDV (Фото: mvrdv.nl)

Помимо проекта RED7, бюро MVRDV работало еще над двумя проектами в Москве — генеральным планом развития Санкт-Петербурга и концепцией реконструкции большого комплекса в Краснодаре.

Herzog & de Meuron

Работу в нашей стране прекращает и швейцарское бюро Herzog & de Meuron. Первым проектом бюро в России стало здание университета в Сколково — Сколтеха. Строительство кампуса закончилось в 2018 году: постройка в форме кольца, заполненная прямоугольными блоками, призвана подчеркнуть центральную роль университета в новом квартале. Лаконичный дизайн, использование светлых оттенков и дерева придают зданию легкость и невесомость, а необычная форма университета позволяет быстро по нему перемещаться.

Главным проектом бюро на сегодняшний день стала реконструкция Бадаевского пивоваренного завода в Москве, работа над которым длится с 2017 года. В его основу легла идея создания нового общественного пространства, открытого для всех: прогулочной территории вдоль набережной Москвы-реки и парка с полянами и лесными рощами. Проект также предполагает реконструкцию исторических построек, восстановление второго корпуса и строительство жилого здания на колоннах высотой 35 м.

Foster + Partners

Первым завершенным проектом лондонского бюро Foster + Partners в России стала штаб-квартира «Русской медной компании». Строительство офисного здания в центре Екатеринбурга закончилось в 2020 году. Архитектура в стиле ар-деко олицетворяет деятельность компании: треугольная облицовка фасада, выполненная в медном оттенке, напоминает кристаллическую решетку меди. Внутреннее пространство создано по концепции «штаб — дом для персонала»: от больших открытых пространств отказались в пользу более уютных и уединенных кабинетов.

Штаб-квартира «Русской медной компании» в Екатеринбурге, Foster + Partners (Фото: fosterandpartners.com)

7 марта бюро сообщило о прекращении всех российских проектов.

David Chipperfield Architects

Британское бюро David Chipperfield Architects также объявило о завершении работы в России. Первым крупным заказом компании был проект реконструкции Центрального телеграфа в Москве, целью которого было возродить исторически значимый проекта Ивана Рерберга.

Дополнение от 29 марта: 

Проект реставрации и приспособления здания Центрального телеграфа, главным архитектором которого выступала компания David Chipperfield Architects, полностью завершен. Он получил необходимые согласования в Департаменте культурного наследия города Москвы и разрешение на реставрацию. Все работы, которые в соответствии с контрактом должно было выполнить английское архитектурное бюро, выполнены. Проектная документация находится на рассмотрении Мосгорэкспертизы перед получением положительного заключения и разрешения на строительство. С самого начала DCA вело работу совместно с российским проектным бюро APEX, которое выполняло функцию генерального проектировщика и адаптировало архитектурные решения под российские нормы и правила.