Вещи, 17 фев 2022, 13:11

Чем удивит выставка «Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России»

В Государственном историческом музее открылась экспозиция, призванная продемонстрировать преемственность ювелирных мастеров прошлого и настоящего. При этом ювелирное искусство понимается в самом широком смысле
Читать в полной версии

Выставка «Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России», организованная Гохраном России и Государственным историческим музеем, приурочена к 150-летию последнего. Наследие русских ювелирных мастеров XVIII—XX веков из собрания Гохрана соседствует с молодыми дизайнерами, участниками конкурса ювелирного искусства «Россия. XXI век» (его проводит Гохран при поддержке Минкульта). Победителям и номинантам конкурса, в котором в общей сложности приняли участие более 500 человек из полусотни городов России, отведены витрины по центру зала.

Конкурсные работы — это в первую очередь собственно ювелирные украшения, от классики до экспериментального авангарда, а потому разной степени носибельности. Есть отличные дизайнерские кольца Сергея Изместьева, комплект на тему русской гжели из сочетания синей и белой керамики Михаила Милютина, астрономические кольца с шариками-планетами Михаила Одинцова, кольца — арт-объекты Влада Глынина, оригинальные этнические украшения «Харыскал» из серебра и корня березы Ньургуйааны Пермяковой из Якутии. Гран-при конкурса взяла серия колец «Гулять по воде» Сергея Чирьева из Ярославля.

Вместе с тем встречаются и довольно странные предметы: конструкции из папье-маше или деревянных наростов без признаков ювелирного творчества, скульптуры, составленные из фрагментов бивня мамонта. Современное ювелирное искусство организаторы выставки понимают максимально широко: в него в том числе попадают медальерное искусство и нумизматика, оружейное дело, художественные панно-инкрустации из поделочных камней.

«Преемственность в ювелирном искусстве видна во всем, — говорит главный эксперт Гохрана России Вероника Волдаева, — в чистоте отделки, качестве исполнения работ, реализации художественного образа».

Истинно русской техникой, позаимствованной у мастеров прошлого и широко используемой мастерами нынешними, является эмаль. Конкурсные работы в этой технике оценивал Ильгиз Фазулзянов, замечательный ювелирный художник и эмальер — одну из его работ, подвеску «Ласточки перед грозой», тоже можно увидеть на выставке в галерее партнеров.

Ильгиз Фазулзянов, подвеска «Ласточки перед грозой» (Фото: пресс-служба)

Но истоки высочайшего художественного мастерства и лучшие образцы эмали выемчатой, витражной, полупрозрачной, конечно, следует искать в историческом разделе, где собраны экспонаты из хранилища Гохрана. Эмалью по резьбе славилась фирма Ивана Хлебникова. В отдельной витрине собраны произведения эмалевого и камнерезного искусства Faberge: флакон для духов, футляр для печати с головой бегемота, нефритовые ароматники и портсигары, визитница и футляр для спичек, запонки к 300-летию дома Романовых.

Несколько предметов выставляются впервые. Среди них серебряный кувшин, изготовленный фирмой Сазиковых в 1856 году для награждения шотландского агронома за вклад в развитие сельского хозяйства Российской Империи. На его боковом медальоне одно из первых изображений храма Христа Спасителя. Еще один важный экспонат — богато украшенный эмалью и сканью ковш (фирма Ивана Морозова, 1901–1902), предназначенный для подарка членам французской делегации по случаю визита президента Эмиля Франсуа Лубе в Российскую империю в 1902 году. Ковш достался Антуану Августу Луи Бонифе, кадровому офицеру морского флота, командиру крейсера «Монкальм», на котором и прибыл высокий гость из Франции.

Ковш с эмалью и сканью, фирма Ивана Морозова, 1901–1902 (Фото: пресс-служба)

Выставка «Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России» продлится до 16 апреля.

На главной странице Google появился дудл к 150-летию Исторического музея