В Китае изменили финал «Бойцовского клуба»: герой отправился в психушку
Фильм Дэвида Финчера «Бойцовский клуб» (1999 год) заканчивается тем, что главный герой (Эдвард Нортон) убивает своего воображаемого друга Тайлера Дердена (Брэд Питт) и вместе с Марлой Сингер (Хелена Бонем Картер) наблюдает, как взрываются небоскребы, заминированные анархистами фан-клуба Тайлера.
Знаменитая сцена под песню «Where Is My Mind?» группы Pixies исчезла из версии фильма на китайском стриминге Tencent Video, сообщает издание Vice. Вместо нее зрителям предлагают прочитать короткий текст о дальнейших событиях, согласно которому правоохранители воспользовались подсказкой главного героя и обезвредили бомбы, а сам он сдался полиции и отправился восстанавливать психическое здоровье в клинику, откуда вышел только в 2012 году.
Причины замены финала неясны, администрация Tencent Video отказалась от комментариев. Источник издания, знакомый с ситуацией, отметил, что фильм отредактировал владелец авторских прав, редакцию одобрило правительство КНР, после чего картину продали потоковым сервисам для распространения. В Китае права на картину принадлежат подконтрольной правительству компании Pacific Audio & Video Co.
«Бойцовский клуб» показывали в китайских кинотеатрах только во время Шанхайского международного кинофестиваля, хотя большинство китайских фанатов наверняка видели его пиратские версии. У фильма более 740 тыс. отзывов и высокий рейтинг 9 из 10 на сайте кинообзоров Douban.
Скриншот с обновленной концовкой разлетелся по китайским соцсетям на выходных и возмутил многих фанатов «Бойцовского клуба», считающих оригинальную концовку классикой кинематографа. Некоторые подчеркивали, что именно из-за цензуры китайские зрители предпочитают контрабандные копии иностранных фильмов.
«Нет смысла смотреть этот фильм без этой сцены», — прокомментировал пользователь Weibo. «Вероятно, все 11 друзей Оушена были бы арестованы. Вся семья Крестного Отца окажется в тюрьме», — с насмешкой добавил другой.
В Китае действует цензура, согласно которой телевизионные программы и фильмы должны отражать ценности Коммунистической партии. Китайские кинопроизводители тщательно фильтруют сюжеты и сценарии, чтобы соответствовать требованиям партии и проходить в прокат целиком без изменений. Иностранным фильмам везет гораздо меньше: картины часто сокращают, сцены вырезают, смысл повествования меняют. В некоторых случаях на выходе получается совсем другой сюжет. Например, на 30 минут сократили американскую криминальную драму «Оружейный барон», которая заканчивается тем, что герой Николаса Кейджа избегает тюрьмы и возвращается к торговле оружием, а пятеро постоянных членов Совета Безопасности ООН (включая США и Китай) объявляются крупнейшими поставщиками оружия. В версии для Tencent Video вместо оригинальной концовки осталась подпись, которая гласит, что торговец оружием «признал в суде вину во всех преступлениях, официально ему предъявленных, и был приговорен к пожизненному заключению».