Жизнь, 21 янв 2022, 15:57

Мода, гастрономия, анимация: успешные российские индустрии за рубежом

Рассказываем, какие отечественные бренды, сферы, проекты и люди добиваются заметных успехов не только внутри страны, но и за рубежом
Читать в полной версии
Фото: Shutterstock

Мода

Словосочетание «российская мода» когда-то подразумевало скепсис и иронию из уст самих инсайдеров индустрии. Сегодня в одежде независимых российских марок появляются Леди Гага, Мадонна, Хайди Клум, Рита Ора и другие мировые звезды. В топ-500 самых влиятельных людей в мире моды, по версии издания The Business of Fashion, за последние годы вошли Ульяна Сергеенко, Вика Газинская, Гоша Рубчинский, Андрей Артемов и другие представители российской фэшн-индустрии.

В нарядах российского бренда WOS (Walk Of Shame) Андрея Артемова выступала Кэти Пэрри, выходила в свет Рианна, Зендея и другие знаменитости. Среди российских поклонниц бренда — Ирина Шейк, Рената Литвинова, Ксения Собчак (с последней бренд создал совместную капсулу в апреле 2021 года). Дизайнер из Уфы, много лет проработавший в глянце, в том числе рука об руку с Эвелиной Хромченко в журнале L’Officiel, Артемов создал первую коллекцию в 2011 году. ДНК бренда — это ностальгические мотивы постсоветской эпохи и ироничный дух 90-х. Дизайнер часто обращается и к народным мотивам — в 2020 году вышла коллекция с этническими элементами, отсылающими к родному Башкортостану.

И если появление западных селебрити в нарядах WOS или Ulyana Sergeenko — единственного российского бренда, получившего статус члена-корреспондента Федерации высокой моды, — уже не так удивительно, то успех на Западе локальных марок миддл-сегмента вроде Monochrome и Lesyanebo можно назвать феноменом российской моды последней пары лет.

Фото: monochrome / instagram

Основатели бренда оверсайз-одежды Monochrome родом из Зеленограда — стилист Алиса Боха и ее муж Николай Богданович — начинали в 2016 году с 15 тыс. руб. и серого свитшота, сшитого в пяти экземплярах. Большой инвестицией стали 10-летний опыт работы Алисы звездным стилистом и обширные связи. Как рассказывает сама основательница бренда, идея безразмерной толстовки понравилась Вере Брежневой, чьим стилистом на проекте на тот момент она работала. Фотографии Веры в толстовке облетели соцсети — публика обратила внимание на оригинальный гипертрофированный фасон. К 2020 году Monochrome выпустили несколько коллекций, стали сотрудничать с Институтом цвета Pantone и японским брендом Casio. Открыли собственный производственный цех в Зеленограде, которым очень гордятся. На бренд обратили внимание и мировые звезды — в худи, кардиганах и свитерах Monochrome появлялись Хайди Клум, Тина Кунаки. Впереди — открытие магазина в центре Петербурга.

Пандемия, по мнению некоторых экспертов, может стать толчком для развития локальных марок разного сегмента. Стремительно развиваются цифровая мода и e-commerce. И даже несмотря на это некоторые отечественные марки, например Monochrome и WOS, открывают и физические точки. Avgvst в декабре запустил уже второй магазин — на Чистых прудах.

10 российских брендов одежды, популярных у зарубежных звезд

Гастрономия

Значимыми в истории развития российской гастрономии стали последние десять лет. Впервые в престижный рейтинг The World’s 50 Best Restaurants российский ресторан попал в 2011 году — 48-е место заняли «Варвары». В этом же году плеяду молодых русских шефов ждала полоса успеха на международном гастрономическом конкурсе S.Pellegrino Young Chef, профессия шеф-повара с 2010-х годов начала становиться престижной и статусной. Тогда же появились первые гастрономические фестивали, секретные ужины, стала развиваться гастрономическая журналистика, открылись проекты, направленные на изменение культуры еды в целом, — Lavkalavka, Stay Hungry. В 2021 году произошло по-настоящему переломное событие — в Россию пришел гид Michelin. Звезды получили московские рестораны, на очереди и Петербург.

И Москва, и Питер — одни из гастрономических столиц мира, в затылок им дышат интересные проекты из Владивостока, с Алтая, из Мурманска, Калининграда, Краснодара, Ростова-на-Дону и других городов и регионов страны. И часто кухня в региональных проектах не уступает по уровню передовой московской.

«Звезда Michelin как золото Олимпиады». Шеф-повара и рестораторы — о гиде

Фото: © FRANK RUMPENHORST / GETTY IMAGES

Что толкает российскую гастросферу вперед? Во-первых, талантливые шефы-энтузиасты, которые изучают мировой опыт и местную гастрономическую культуру, — от Владимира Мухина, ставшего звездой документального сериала Netflix «От шефа» еще в 2017-м, до начинающих молодых специалистов. Во-вторых, сами российские рестораторы, которые относятся к своему бизнесу как к искусству, путешествуют по миру, постоянно учатся. Прорывом можно считать следование общемировым тенденциям осознанного потребления: zero waste, отказ от пластика, популяризация техник ферментации, работа с локальными продуктами, привлечение местных фермерских хозяйств в качестве поставщиков.

Один из самых известных таких примеров — братья Березуцкие, чей ресторан Twins Garden вошел в первую двадцатку The World’s 50 Best Restaurants, а в 2021 году получил звезды гида Michelin. У братьев действительно вдохновляющая история — они родом из Краснодарского края, где учились в ПТУ делать «столовские» котлеты, затем работали в петербургском пабе за еду, стали звездами и трендсеттерами мировой гастрономии. Иван и Сергей переехали в Петербург и долгое время работали в различных заведениях практически без выходных, набирались опыта, затем переехали в Москву, где стажировались у трех известных шефов — Адриана Кетгласа, Нино Грациано и Анатолия Комма. Первым их успехом стала работа в московском и петербургском ресторанах Grand Cru. Затем были поездки на стажировку за границу, победы на престижных конкурсах молодых шефов. Это помогло открыть собственные проекты — Twins, а затем Wine & Crab.

Фото: twinsgardenmoscow / instagram

Спустя два года братья придумали Twins Garden с тогда еще не столь популярной концепцией farm-to-table. Для этого Березуцкие приобрели собственную ферму в Калужской области размером 50 га с огромной теплицей, нубийскими козами, курами и перепелами и даже прудом со стерлядью. Получился проект с замкнутым циклом производства — практически все продукты поставляют с фермы на стол. В 2019-м ресторан неожиданно для многих попал на 19-е место рейтинга The World’s 50 Best Restaurants, а еще через два года стал одним из двух российских ресторанов, получивших сразу две звезды Michelin и к тому же одну специальную — «зеленую», ей награждают проекты, заботящиеся о будущем планеты.

Иван и Сергей Березуцкие — о новом инвесторе, уходе из Wine&Crab и гастротуризме

«Зеленую» звезду Michelin, а также одну традиционную получил и ресторан Biologie. Екатерина Алехина — владелица и шеф заведения стала первой женщиной в России, получившей столь серьезное признание. Алехина своим примером опровергает стереотип о том, что в 40 уже поздно начинать какую-либо карьеру. Осваивать поварское дело она начала в 38, а через шесть лет уже стала триумфатором российской гастрономии, признанной за рубежом. Маленький подмосковный ресторан Biologie появился уже после нескольких лет в ресторанном бизнесе и антикризисном менеджменте, стажировки в Испании в ресторане с тремя звездами Michelin и отказа Аркадия Новикова. Екатерина нашла силы создать с нуля собственный проект, во всех процессах которого она принимала непосредственное участие — от укладки плитки до создания меню. Предметы дизайна ресторана сделаны из вторсырья, меню — из переработанного картона, все оборудование уже когда-то использовалось, а посуда списана как брак в гончарной мастерской. И даже разбитые тарелки впоследствии склеиваются с помощью кинцуги — японской техники склейки «золотого шва». Приготовление блюд построено по принципу zero waste, а подача возведена до уровня искусства. Алехина изначально продумывает ее с точки зрения композиции — сказывается ее художественное образование.

Анимация

Ни для кого не секрет, что советские аниматоры считались людьми очень талантливыми — «Ежик в тумане» Юрия Норштейна был признан критиками разных стран лучшим анимационным фильмом всех времен и народов. После развала СССР сильной индустрии анимации в России долгое время практически не было. В то время как в США первая часть «Истории игрушек» била рекорды бокс-офисов.

Сегодня российская анимация привлекает миллиарды рублей инвестиций и считается перспективным направлением. Один из самых узнаваемых «символов России» за рубежом — мультфильм «Маша и Медведь». Его купили более 100 стран мира, он переведен на 40 языков, попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый просматриваемый мультфильм, мерч с героями побивает рекорды продаж — только в 2015 году компания-производитель «Аниммакорд» заработала на этом $225 млн, а Netflix называет проект «российским феноменом».

Фото: Shutterstock

Героиню Маши в начале нулевых придумал художник и сценарист Олег Кузовков. Со слов его коллег, прототипом послужила случайно увиденная во время отдыха девочка, которая своей чрезмерной активностью распугала весь пляж. Через несколько лет автор придумал персонажей и написал сценарий. В 2008 году вышли первые несколько серий, которые сразу поразили как зрителей, так и коллег по индустрии, — мультфильм был выполнен в 3D-технике, в которой делалась полнометражная голливудская анимация («Шрек», «История игрушек») и которая в России на тот момент толком не была освоена. Официально мировая слава пришла к мультфильму в 2015 году — проект получил премию Kidscreen Awards — аналог «Оскара» в мире анимации.

На данный момент YouTube-канал «Маша и медведь» суммарно просмотрели более 100 млрд человек, он получил самую престижную «кнопку» YouTube — «бриллиантовую». Мультсериал считается самым монетизируемым российским медиабрендом. Стоимость одной серии составляет около $300 тыс., что делает его одним из самых дорогих мультсериалов в мире. Как признается продюсер проекта Дмитрий Ловейко, 50% аудитории сериала, даже когда тот еще не был переведен на другие языки, была зарубежной. Все благодаря минимуму диалогов и общечеловеческому культурному коду — взаимоотношения взрослого и ребенка понятны любому.

Как мультсериал «Маша и медведь» стал успешным международным проектом. Видео

Сегодня развитию индустрии анимации в России способствует большое количество борющихся за анимационный контент российских видеоплатформ. Появляется все больше студий, производящих качественную и конкурентоспособную в мировых масштабах анимацию с хорошими показателями роста. Так, анимационный фильм «Снежная королева 3: Огонь и Лед» производства воронежский студии Wizart Animation стал самой кассовой российской картиной в Китае.

Изначально студия Wizart специализировалась на видеоиграх, но после обвала этого рынка перепрофилировалась в студию анимации. Первый фильм по сказке Андерсена «Снежная королева» студия во главе с продюсером Владимиром Николаевым создала в 2012 году, и он практически сразу стал сенсацией. При бюджете в $7 млн сборы от проката составили более $12 млн. Анимационный фильм дистрибуцировался в 70 странах. После этого у франшизы вышли еще две коммерчески успешные части, которые были проданы более чем в 130 стран мира, включая Китай, где третья часть стала самой кассовой российской картиной за всю историю. Студия объясняет успех тем, что продюсеры изначально были нацелены делать качественное анимационное кино для широкого зрителя, которое могло бы конкурировать с мейджорами рынка — Pixar, Disney, Dreamworks. Сам Wizart до сих пор скромно располагается в Воронеже, а в Москве находятся маркетинговый и коммерческий отделы, которые и занимаются дистрибуцией контента за рубеж. Актеров озвучания студия нанимает по всему миру.

Отечественную анимацию поддерживает и модная индустрия — популярный за рубежом российский бренд Monoсhrome создал коллаборацию с «Союзмультфильмом», выпустив линию одежды с изображениями героев отечественных мультиков.