Слушая наше дыхание: как прошел фестиваль Теодора Курентзиса в Перми
В предпоследнюю неделю декабря и года Пермь решила показать один из русских сезонов во всей его красе, без генеральных репетиций. Зимнее солнце будило, снег хрустел и падал пышными, праздничными почти хлопьями, прогноз радостно возвещал: «ощущается как -35». На территории искусства, впрочем, погоды стояли торжественные, но не морозные, и ощущались они как Дягилевский фестиваль: на несколько дней город захватил проект «Дягилев +». Появившийся в 2020-м году как продолжение летнего Дягилевского, он быстро стал развитием не только логическим и логичным, но также поэтическим и поэтичным и на этот раз открылся музыкой Игоря Стравинского, концертным исполнением сюиты из «Жар-птицы» и «Петрушки» — потешных сцен в четырех картинах. Решив, что это повод, о фестивале, его событиях и окружающих контекстах мы тоже рассказываем в нескольких картинах. Сцены в них оказались и потешными, и серьезными одновременно.
Картина первая. Вступительная
Что слушали, трудясь в железнодорожных мастерских, работники завода имени Шпагина — вопрос, но сегодня через музыку здесь соединяются века, эпохи и страны, академические и альтернативные культуры, желания и возможности. Каждый раз это действо — из числа завораживающих и манящих, и новое, следующее на предыдущее никогда не похоже.
Концерт оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса перенес музыку Игоря Стравинского из концертных залов в заводской цех, где она прозвучала празднично и разноцветно, пока на улице укрывал все своим белым покрывалом снег. Предвосхищение праздника и — как буднично-цинично мы бы ни пытались от этого откреститься — волшебства было продиктовано программой и всего «Дягилев +», и особенно первого его вечера. В ней вообще можно было обнаружить множество взаимосвязей и параллелей. Игорь Стравинский и Сергей Дягилев не уставали менять искусство, а вместе с ним и мир, всегда шли путем чувств, а не общепринятых правил, и в этом смысле Теодор Курентзис и musicAeterna кажутся прямыми их наследниками. Не бояться (а еще не спать, про что на фестивале шутят давно и неизменно), не терять остроты тех самых чувств и впечатлений, искать и находить новое, рисковать: все это бывает непросто даже в теории, что же говорить о практике. И все-таки именно к этому мы стремимся, именно это пытаемся воплотить в жизни, пока художники и поэты, танцовщики и музыканты, дирижеры и их оркестры воплощают в искусстве. Пермь тут — территория логичная и с точки зрения родства с Дягилевым, и с точки зрения главы из истории Пермского театра оперы и балета, которую можно было бы озаглавить, к примеру, так: годы 2011 — 2019, художественный руководитель — Теодор Курентзис.
Картина вторая. Дыхательные практики
«Вы должны дышать, как она дышит, чувствовать и слышать друг друга», — говорит Курентзис, обращаясь к молодому дирижеру, стоящему с ним на сцене театра. Дело происходит во время открытого мастер-класса по оперному дирижированию. Заглянуть на него посоветовать хочется всем вне зависимости от профессиональных взаимоотношений с музыкой. Часто бывает так, что «певцы не понимают дирижеров, дирижеры не понимают певцов», — говорит, к примеру, он, имея в виду, что нужно уметь слушать и слышать, быть чуткими по отношению друг к другу, и тогда результат не подведет.
Реплики, которые произносит Теодор, с жизнью связаны ничуть не меньше, чем со сценой. Таких лаконичных и одновременно поэтичных формулировок за время мастер-класса он выдаст немало, в очередной раз подтвердив, что романтизма профессионализм совсем не отменяет. Вечером того же дня, в сочельник католического Рождества, фестивальную публику ждали два концерта: пермского хора Parma Voices под управлением Евгения Воробьева — с рождественской программой, состоявшей из оратории Марка-Антуана Шарпантье и мотетов Джованни Пьерлуиджи да Палестрины, Кристобаля де Моралеса и Томаса Луиса де Виктории, и сольное выступление пианистки Юлианны Авдеевой (в ее исполнении прозвучали произведения Шопена, Прокофьева, Шпильмана и Вайнберга).
И поскольку первый концерт проходил в зале Пермской филармонии, а второй — в Доме Дягилева, вечер предполагал спешную или не очень — в зависимости от морозоустойчивости зрителей — прогулку по улицам, морозный воздух которых на легкости дыхания не отразиться не мог. Так происходящее внутри и снаружи слилось, в очередной раз соединив искусство и жизнь.
Картина третья. В мире животных и Шарля Бодлера
Вот уже второй год команда musicAeterna выбирает поэта и устраивает в его память и честь концерт. Вот уже второй год герои оказываются фигурами романтическими, а значит многомерными, сложными, очень далекими (с точки зрения времени и пространства) и очень близкими (с точки зрения сути) одновременно. Начало традиции положил Пауль Целан, продолжил ее Шарль Бодлер.
Эти вечера-посвящения становятся вечерами премьер. Сочинения для них пишут современные композиторы, в числе которых Владимир Раннев, Сергей Сюмак, Алексей Ретинский, Андреас Мустукис, Теодор и Вангелино Курентзисы. Произведения получаются разными настолько же, насколько разнятся от стихотворения к стихотворению мысли и настроения поэтов. Музыка совсем не иллюстрирует слова, но становится образной их интерпретацией.
Сыгранная в Перми на заводе имени Шпагина, через несколько дней эта программа была повторена уже в Петербурге, в Доме Радио, само пространство которого задало новые контексты. И хотя размах заводского цеха сменился камерностью, поэтичная и привычная для musicAeterna полутьма сопровождала артистов и тут, и там. Монохромность вообще оказалась приметой и самого фестиваля, и зимних сумерек, а нарушена оказалась — как всегда — самой жизнью в лице попугая, живущего в одном из пермских кафе. Любопытствующая птица оказалась не только сюжетной параллелью концерту, участвовали в котором, среди прочих, бабочки, собаки и змеи, но также источником самых пестрых, желто-бирюзовых, цветов, глаз от которых за последние месяцы несколько отвык.
Картина четвертая. Танцы и планы на будущее
При всей разнице подходов и форматов Дягилевский фестиваль неизменно предлагает познавать мир и себя в нем с открытым сердцем и широко раскрытыми глазами. Придерживаются того же принципа и три группы, закрывавшие «Дягилев +» концертом-вечеринкой. Академическая музыка, с которой он начинался, сменилась альтернативной, а на сцену вышли москвичи Pententacles, берлинцы Steppenkind и чешско-французский альянс Years of Denial.
И несмотря на то, что для танцев подходили не все композиции, удерживаться от них кто-то планировал едва ли. Один год уходил, другой — наступал, а теперь уже и наступил. Отдыхать в нем участники фестиваля, судя по расписанию, собираются меньше, чем работать, и вот несколько тому примеров из грядущего, ближайшего и московского: хор Parma Voices заглянет в Москву на выступление в ДК «Рассвет», чтобы представить размах эпох и нравов, а musicAeterna займет сцену «Зарядья» программой, состоящей из симфонической сюиты Сибелиуса и реквиема Форе, сопровождать исполнение которых будет видео-арт художника Мэта Коллишоу. Выступления же Pententacles окажутся пропуском в мир авангардных площадок, среди которых запросто окажется, к примеру, «Мутабор». Иными словами, вопрос о том, что год грядущий нам готовит, по-прежнему отзывается ответами разной степени тревожности, но то, что музыка в нем будет звучать разная и громко, — факт.