Впечатления, 13 дек 2021, 16:26

Ги Бурдена, Аведона и других легенд модной фотографии привезли в Эрмитаж

Выставка фонда Still Art Foundation включает в себя более 80 работ. Среди авторов — легенды модной фотографии: Ирвин Пенн, Хельмут Ньютон, Ричард Аведон, Эрвин Блюменфельд и другие
Читать в полной версии
(Фото: The Guy Bourdin Estate 2021 | Courtesy of Louise Alexander Gallery)

Государственный Эрмитаж совместно с фондом Still Art Foundation открыли выставку, посвященную фэшн-фотографии второй половины XX–XXI вв. «Красота и стиль. История модной фотографии» знакомит зрителя с искусством современной фэшн-фотографии и знаковыми именами индустрии, среди которых — Эрвин Блюменфельд, Хорст П. Хорст, Ричард Аведон, Ирвин Пенн, Хельмут Ньютон, Ги Бурден.

«Эрмитаж много занимается историей костюма и любит делать выставки фотографии. Сегодня эти течения сошлись с помощью прекрасной коллекции и очень тщательного отбора знаковых образов», ­— отмечает генеральный директор музея Михаил Пиотровский.

В конце XX — начале XXI веков модная индустрия начинает приобретать больший масштаб, а феномен моды становится предметом философской и культурной рефлексии. Начальной точкой фэшн-фотографии выступает снимок 1939 года Хорста П. Хорста «Корсет Mainbocher»: работа является символом Европы в период между двумя мировыми войнами.

В XX веке модная фотография, с одной стороны, совершает экспансию в область высокого искусства, с другой — завоевывает позиции в сфере популярной культуры. Так, работы Эрвина Блюменфельда и Ирвина Пенна для обложек Vogue выглядят как самостоятельные произведения искусства, а не как стандартные коммерческие съемки.

Эрвин Блюменфельд, «Олений глаз. Джин Пэтчетт», снимок для американского Vogue, 1950 (Фото: Erwin Blumenfeld Estate | Courtesy Edwynn Houk Gallery, New York)

Лаконичные работы Ричарда Аведона 1950-х годов считаются символом популярности фэшн-фотографии: съемки становятся более масштабными, а фантазии авторов — более причудливыми. С 1970-х годов в фотографию проникают мотивы вуайеризма и эротики, знаковыми снимками того периода становятся работы Хельмута Ньютона и Ги Бурдена.

Ги Бурден, снимок для календаря Pentax, 1980 (Фото: The Guy Bourdin Estate 2021 | Courtesy of Louise Alexander Gallery)

К концу 1980-х годов в массовой культуре появляется феномен супермодели: он находит свое отражение в работах Херба Ритца и Шейлы Мецнер. В 1990-х молодые модные фотографы, среди которых Жан-Мари Перье, противопоставляют традиционному глянцу непринужденность, прямоту и постмодернистский юмор.

Шейла Мецнер, «Ума в платье от Жана Пату», 1986 (Фото: Sheila Metzne)
Жан-Мари Перье, «Карл Лагерфельд», 1995 (Фото: Jean-Marie Périer)

Сегодня модные фотографы находятся в постоянном поиске новых идей и символов: их работы переосмысляют традиции и диктуют новые тенденции.

Майлз Олдридж, «Безумно богатые азиаты № 1», 2013 (Фото: Miles Aldridge | Courtesy of Christophe Guye Galerie)

Выставка «Красота и стиль. История модной фотографии из собрания Фонда Still Art» проходит в Главном штабе Эрмитажа с 12 декабря по 13 марта 2022 года. Она представлена в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», посвященного изучению и экспонированию мирового современного искусства.

Фонд Still Art Foundation, основанный Еленой Карисаловой в 2018 году, управляет самым масштабным в России собранием западной фэшн-фотографии XX–XXI веков.