Зачем слушать дискуссии «Смотреть и видеть» в Пушкинском музее
Пушкинский музей при поддержке бренда LG SIGNATURE запустил проект «Среды в Пушкинском» — цикл дискуссий под общим названием «Смотреть и видеть». Как выходит из названия, по средам в 19:00 в музее собираются искусствоведы, психологи, коллекционеры и философы, обсуждая темы, связанные с человеческой способностью видеть и рассматривать.
Это цвет и любовь, эмоции и красота, а также дар коллекционирования. Каждый из этих нематериальных объектов нашел место в искусстве, философии и науке. На лекциях в Пушкинском музее спикеры раскрывают секреты «видения» и дают подсказки, которые помогут разглядеть в произведениях искусства новые грани.
Модераторами лекций выступили кураторы Пушкинского музея — Татьяна Горяева, Данила Булатов и директор ГМИИ Марина Лошак.
Цвет
Влияет ли язык на восприятие цвета и как именно? Например, в японской культуре существует огромное количество оттенков, а сам по себе «цвет» — сложный феномен. Поразительно, что в японском языке это слово изначально обозначало вежливое обращение младших братьев к сестрам или сестер к братьям, рожденным от родной матери. Но с заимствованием иероглифа из китайского языка (который обозначал, среди прочего, и женщину для любовных утех) произошло наложение, и слово обрело множество разных значений. Это только один пример из дискуссии на тему «Язык цвета», которую модерировала журналист, специальный корреспондент «Вестей» Гуля Балтаева. В гостях у нее были специалист по искусству Ренессанса Марина Лопухова, филолог Мария Булах, лингвокультуролог и специалист по проблемам семиотики цвета в культуре Японии Анна Шиманская, а также физик из Российского квантового центра Дмитрий Чермошенцев.
Красота
Лекция «Существует ли объективная красота?», которую модерировал куратор музея Данила Булатов, затронула спектр тем от стандартов красоты до пластической хирургии. В обсуждении участвовали художник и теоретик искусства Дмитрий Гутов, историк и специалист по средневековому Западу Олег Воскобойников, британский искусствовед, международный редактор Музея современного искусства «Гараж» Рут Эддисон и Андрей Искорнев — пластический хирург.
«Если мы откроем любое средневековое литературное произведение, где описываются персонажи, — они все красивы, все до единого. Святой тоже красив, даже если он в струпьях, потому что он подвергает свое тело аскезе. Аскеза — это тоже бодибилдинг, то есть выстраивание своего тела», — отметил Воскобойников в контексте бытующего мнения о том, что христианство в средние века насаждало отказ от красоты тела в пользу красоты духа.
Андрей Искорнев напомнил о физиологии человека как определяющем факторе в формировании мнения о красоте — это, в первую очередь, гормональный фон — и об уверенности в себе как самом главном способе существовать с собой в гармонии.
Дмитрий Гутов привел в пример Дюрера и иконопись в разговоре о пропорциях и требований к рисунку человеческого тела, что подвело участников к выводу, что красота, по крайней мере в искусстве, объективна и ее можно измерить определенными пропорциями.
Коллекционирование
«Ценность и значительность художественного собрания не находятся ни в какой зависимости от количества израсходованных на него денег или численности в нем предметов, а определяются исключительно тем, что среди любителей зовется глазом коллекционера», — писал художник Игорь Грабарь.
Под руководством директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Марины Лошак доктор искусствоведения Наталия Семенова и заведующая отделом образовательно-выставочных проектов Пушкинского музея Сурия Садекова рассуждают на тему «Глаз коллекционера». Речь идет не об органе зрения, а об интуиции, одаренности, шестом чувстве, которое позволяет коллекционерам видеть то, что не видят другие, суметь увиденное вложить в некий контекст вещей (коллекцию) и создать свою собственную историю.
«Собирательство Щукина, Морозова, Остроухова — это было знаточеское собирательство. Когда эти люди, бывшие бизнесменами, а не профессионалами-искусствоведами, сами себя образовывали. Их невероятная страсть к искусству привела к тому, что они чувствовали это все, и их «глаз» помог не только собрать величайшие коллекции, но и опередить время», — подчеркивает Наталия Семенова.
Участники дискуссии определят разницу между галеристами и коллекционерами, расскажут об Игоре Сановиче — востоковеде и коллекционере русского авангарда и других предметов искусства, Владимире Голенищеве, чья египетская коллекция сейчас является достоянием Пушкинского музея, и приведут примеры различных направлений в деле коллекционирования.
Любовь
Лекция «Оптика любви, или Эмоции в искусстве», пожалуй, самая животрепещущая в цикле обсуждений. Что движет художником, когда он создает свои произведения? Как любовные переживания влияют на стиль автора? В дискуссии приняли участие художник-карикатурист и врач-психиатр Андрей Бильжо, старший научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького РАН Елена Глухова, писатель и литературный критик Наталья Иванова и заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина Сурия Садекова. Беседу модерировала руководитель проекта «Дом текста» Татьяна Горяева.
События и факты личной жизни художника становятся ценнейшим материалом для понимания генезиса творческого процесса. Все произведения так или иначе биографичны, и эмоции художника безусловно отражаются в его работах. Участники дискуссии строят повествование вокруг бурной личной жизни Пабло Пикассо и его семи романов, переходят к Борису Пастернаку, Владимиру Маяковскому, Иосифу Бродскому, Марине Цветаевой и Анне Ахматовой.
Дискуссии дополнены кинопоказами на телевизоре LG SIGNATURE OLED 8K. Первый цикл лекций, завершившийся в июле, прослушало 500 тыс. человек. Осенью лекции продолжатся.
«LG уже много лет поддерживает культуру и российские музеи. Как новый этап в период пандемии и ограничений, наша задача — расширять цифровизацию и доступность произведений искусства и культурно-образовательных событий для всех россиян», — подчеркивает ЕнгНам Ро (YoungNam Roh), президент LG Electronics в России и странах СНГ.
Проект Пушкинский х LG SIGNATURE Wednesdays отвечает задачам цифрового направления национального проекта «Культура», который стремится увеличить доступность культурный среды даже в отдаленных регионах России.