Арт-интеграция: как технологии популяризируют искусство
Делать проект, не забывая об интеграции технологий, сегодня не просто тренд, это — необходимость. ИТ-решения привлекают внимание и способны дать новое прочтение классике. Мультимедийные выставки, иммерсивные digital-проекты, восстановление утраченных фрагментов полотен с помощью искусственного интеллекта или формат NTF, перевернувший рынок современных арт-объектов: технологии сегодня не отлучают от искусства, а становятся проводниками. Они даже научились предсказывать, какие арт-объекты будут пользоваться популярностью в будущем.
Мы собрали самые необычные IT-проекты, популяризирующие литературу, театр и живопись уже сегодня.
Когда нельзя больше ждать: нейросеть вместо писателя
Нейросети с каждым годом совершенствуют свой писательский навык. Простейшие сценарии их работы можно найти в открытом доступе, но есть решения и для сложных задач — например, написания романа. Так, американский программист Зак Тутт создал нейросеть, которая написала шестую часть фэнтезийной саги «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина, которую фанаты порядком заждались.
Программист обучил нейросеть писать в стиле фантаста, загрузив в нее уже существующие тексты саги. Таким образом искусственный интеллект изучил персонажей и сюжетные арки. Идеального литературного языка не вышло, но нейросеть придумала несколько сюжетных поворотов, близких к фанатским теориям.
В 2016 году сотрудники «Яндекса» Алексей Тихонов и Иван Ямщиков выпустили альбом 404 группы «Нейронная оборона», очень похожий по стилю на тексты лидера «Гражданской обороны» Егора Летова. Чтобы научить нейросеть писать в нужном ключе, программисты заложили в основу сценария ее работы русскую поэзию, а потом добавили тексты Летова.
В 2021 году уже канадская организация Over the Bridge в рамках проекта Lost Tapes of the 27 Club с помощью нейронной сети создала песни в стиле Nirvana, The Doors, Джими Хендрикса и Эми Уайнхаус.
Поэзия вокруг нас: камера, которая цитирует лирику
«Что поэзия?! Пустяк», — писал Владимир Маяковский, но «пустяк» завораживает. Поэзия — всюду, и технологии научились показывать мир лирики каждому на примере простых вещей.
«Яндекс» научил камеру в своем приложении искать и цитировать стихотворения известных поэтов по упоминанию окружающих предметов. Технология элементарная: нужно навести камеру смартфона на любой объект в реальном времени — и алгоритм выдаст поэтические строки, соответствующие обстановке.
Умная камера находит лирические произведения разных эпох и направлений, от Жуковского и Фета до Бориса Гребенщикова и «Дельфина». Можно поделиться понравившейся цитатой, а также перейти к полной версии стихотворения. Так мы вспоминаем, что у Иосифа Бродского возлюбленная лирического героя «имела пристрастие к люля и финикам», а герой песни «Сплин» шлет свою любовь прочь — на метле, «с буквой "У", в левом верхнем углу».
Инклюзия в приложении: спектакль голосом
Тифлокомментирование, или голосовые комментарии — дополнение, которое превращает театр в доступную среду для людей с нарушениями зрения. «Искусство. Вслух» — это мобильное приложение, благодаря которому каждый может получить полноценный зрительский опыт, «услышав» спектакль.
Слабовидящему или незрячему человеку нужно надеть наушники и зайти в приложение. Тифлокомментарии, то есть словесные пояснения для незрячих, на время представления становятся глазами тех, кто ранее не мог представить происходящее на сцене. Голоса знаменитых артистов на протяжении всего спектакля детально пересказывают происходящее, погружая слушающего в мир его воображения, созданный на основе сценария.
Благодаря «Искусству. Вслух» были инклюзивно адаптированы спектакли-номинанты фестиваля «Золотая Маска» — например, «Царь Эдип» Театра им. Е.Б. Вахтангова в постановке Римаса Туминаса. Сейчас приложение поддерживает девять постановок и документальный фильм Даррена Фостера и Кристины Костантини «Ярмарка идей».
VR в искусстве: выставки с погружением
Технологии VR (виртуальной реальности) помогают экспозициям выйти за привычные рамки жанра: подобный иммерсивный опыт формируют эмоциональную связь между зрителем и художником. В то же время это отличный способ привлечения новой аудитории в музеи и метод адаптации традиционной институции к новым реалиям.
Галерея Тейт в Лондоне уже более пяти лет использует VR-технологии, чем привлекает огромное количество посетителей. Один из самых зрелищных примеров работы музея с VR — выставка Амедео Модильяни, показанная в 2017 году. С помощью VR-очков посетители экспозиции погружались в жизнь Парижа начала XX века и могли исследовать мастерскую художника (в реальности она закрыта для посещения).
Кроме того, существуют нефизические музеи, которые предлагают зрителям VR-инструменты. Например, в Музее Кремер представлено более 70 работ голландских и фламандских мастеров XVII века, но они доступны только для просмотра в виртуальной реальности. Каждая выставленная картина была сфотографирована от 2500 до 3500 раз с использованием техники фотограмметрии для построения визуальных моделей сверхвысокого разрешения, что позволяет детально изучить работы. Используя технологию VR, гости музея могут рассматривать холсты, а также увидеть обратную сторону картин (на которых есть отметки — дата создания и другая информация).
Российские музеи заметили зарубежный опыт. В 2018 году Третьяковская галерея и группа компаний VRTech запустили проект, посвященный русскому авангарду — «В трех измерениях: Гончарова и Малевич». С помощью специальных очков зритель мог побродить в мастерских художников, глубже изучить их биографии и творчество. В 2019 году Мультимедиа Арт Музей (МАММ) представил выставку «VR: Новые законы искусства» с работами в виртуальной реальности Марины Абрамович, Аниша Капура, Натали Юрберг и Луизы Клеман.
Запись в facebook пользователя Третьяковка
Современные технологии сохраняют искусство
Пока художники обращаются к цифровым инструментам в поисках новых форм творчества, реставраторы активно исследуют технологии в других целях. Например, чтобы восстановить утраченные фрагменты произведений, скрытые под слоями краски или сажи.
Так, благодаря искусственному интеллекту Рейксмузеум в Амстердаме воссоздал полную композицию «Ночного дозора» Рембрандта. Полотно, написанное в 1642 году, было обрезано в 1715-м, так как не проходило в двери мэрии Амстердама. Но, к счастью, осталась копия полной работы, и искусственному интеллекту удалось восстановить первозданный вид работы. Спустя 300 лет в музее можно наконец увидеть оригинальный «Ночной дозор».
Старший научный сотрудник Национальной галереи искусств в Вашингтоне Джон Делани исследует живописные произведения при помощи спектроскопии (RIS, reflectance imaging spectroscopy). Делани определяет содержание минералов в красках, по которым можно определить время и даже авторство работ. Изучение полотна «Пир богов», написанного в 1514 году Джованни Беллини, помогло определить, какие элементы произведения были доработаны и кем. Выяснилось, что свою кисть к полотну прикладывали Доссо Досси и Тициан, а затем удалось установить и оригинальный вид картины.
Новый формат искусства: рынок NFT
В марте в аукционном доме Christie’s произведение digital-художника Beeple в виде NFT-токена было продано за $69,3 млн. Эта сделка стала самой крупной в истории рынка NTF, и она же утвердила тренд на этот формат. В то же время в Нью-Йорке была в прямом эфире сожжена копия работы Бэнкси, которая затем в виде NFT-токена была выставлена на аукционе блокчейн-компанией Injective Protocol. Это было первым в мировой истории превращением физического произведения в цифровой актив.
Особенность NFT в том, что работы в этом формате возможно продавать за криптовалюту с помощью блокчейна. В этом случае каждое произведение наделяется собственной цифровой виртуальной единицей с определенной стоимостью — токеном.
По NTF-токену можно определить стоимость работы, ее автора, владельца, дату создания и продажи. То есть NTF в некотором роде цифровая запись истории произведения со всеми данными.
К блокчейну постепенно присоединяются не только художники, работающие с компьютерной графикой, но и мэтры современного искусства. Так, Дэмиен Херст выставил на продажу серию из восьми принтов The Virtues с цветущими вишневыми деревьями — каждый принт можно оплатить биткоином.
Некоторые художники уже обращаются к формированию связи между реальностью и цифровым пространством. Художник из Аделаиды Дэйв Корт — один из первых, кто устроил материальную выставку NFT в южном полушарии, и первый, кто осуществил подобное в Южной Австралии. В 2020 году Дэйв превратил жилой дом в инсталляцию, расписав краской его комнаты и фасад, а затем снес здание. Однако произведение еще возможно приобрести, только уже в NFT-формате.
Зачем вообще подключать цифровой мир к вопросам торговли арт-объектами? Создатель исходного кода интернета Тим Бернерс-Ли, поддерживающий блокчейн и искусство, считает, что художникам в новых реалиях необходим эквивалент арт-объекта в цифровом мире, которым и выступает NFT. К слову, Бернерс-Ли недавно продал в этом формате исходный код интернета за $5,4 млн — таким образом он вернул себе «гонорар» за свой вклад в развитие глобальной коммуникации. И он призывает художников брать с него пример.