Вещи, 02 июл 2021, 16:03

Как Louis Vuitton переосмыслил наследие художника Пьеро Форназетти

В рамках коллекции сезона осень-зима 2021/22 Louis Vuitton представил коллаборацию с Fornasetti. «РБК Стиль» рассказывает, как наследие «апологета сюрреализма» и «фокусника от мира дизайна» Пьеро Форназетти отразилось в новинках Николя Жескьера
Читать в полной версии
(Фото: пресс-служба)

«Я родился в семье с наихудшим типом хорошего вкуса и сделал этот ужасный хороший вкус ключом к освобождению воображения», — говорил о себе Пьеро Форназетти.

Как первый ребенок в буржуазной семье, он должен был пойти по стопам отца, крупного предпринимателя из Ломбардии, и взять на себя семейный бизнес. Но в возрасте десяти лет под руку мальчику попались краски, которыми он, недолго думая, расписал стены в своей комнате. Форназетти расширял кругозор, изучая фрески эпохи Возрождения и метафизическое искусство, древнегреческие бюсты и фасады миланских зданий, рисовал пейзажи и натюрморты, придумывал архитектурные элементы и силуэты таинственных дам. Речи о продолжении отцовской карьеры уже не шло: юный художник получил грант на обучение в Академии изящных искусств Брера, из которой, впрочем, спустя два года был исключен. Форназетти не мирился с догмами ни одной из школ и считал, что главное в творчестве — это свобода.

Пьеро Форназетти с тарелками из серии «Темы и вариации» (Фото: FORNASETTI / Instagram)

«Мне кажется, однажды в молодости Форназетти посетило поистине потрясающее видение. Не знаю, было это днем или ночью, но внезапно его взору, должно быть, открылось то, как весь мир взорвался в воздухе вместе с его историей, скоплением фигур, воспоминаниями и закончился непрозрачным облаком, полным мусора», — говорил о своем коллеге итальянский архитектор Этторе Соттсасс.

К 1940-м годам в арсенале Форназетти было несколько тысяч рисунков, которые часто использовались для создания календарей, брошюр, театральных программ и рекламных плакатов. После знакомства с Джо Понти, центральной фигурой в архитектурном возрождении Италии, который, в частности, построил первый миланский небоскреб, работы Форназетти стали украшать предметы повседневного обихода: от тарелок и чайников до стульев и комодов. На фарфоре и дереве возникали фантасмагорические рыбы, оптические иллюзии, античные колонны и воздушные шары. Однако известным художника сделали портреты Лины Кавальери, итальянской оперной певицы, которую Форназетти называл «эталоном женской красоты».

Трюмо Architettura, 1951 год (Фото: instagram.com/fornasetti)

Как признавался итальянец, он никогда не видел свою музу лично, но «начал ее рисовать и не мог остановиться». В результате получилась серия «Темы и вариации» из 500 работ, на которых Кавальери подмигивала, плакала, курила, показывала язык, кусала яблоко, представала в образе Чарли Чаплина и даже носила вязаную шапку. Портреты украсили декоративные тарелки, вазы, стулья и зонты, а также обложку книги «Моя жизнь и времена» Генри Миллера. Они же стали главным активом компании Fornasetti, которая после смерти основателя в 1988 году перешла в руки его сына Барнабы Форназетти.

Коллаборация Louis Vuitton X Fornasetti (Фото: пресс-служба)

Впрочем, креативного директора Louis Vuitton Николя Жескьера, который, по его словам, всегда был очарован миром Fornasetti, «Темы и вариации» с Линой Кавальери интересовали едва ли. Как дизайнер, сочетающий в своих коллекциях прошлое и будущее, реальное и фантастическое, он увлекся менее известными, но от этого не менее значимыми работами Пьеро Форназетти, связанными с античным миром.

«Тот факт, что они [сотрудники компании Fornasetti] собрали так много мифологических изображений и трансформировали их в черные, белые и серые рисунки, побудил меня к тому, чтобы позвонить им. Так мы пришли к решению о сотрудничестве», — комментирует он.

Коллаборация Louis Vuitton X Fornasetti (Фото: пресс-служба)

Барнаба Форназетти поделился с Николя Жескьером архивом из 13 тыс. предметов, из которых дизайнер выбрал камеи и монеты с перерисованными древнеримскими и греческими бюстами. Они стали принтами для удлиненных футболок, объемных пальто и платьев без рукавов, а также иконических сумок Keepall и Speedy. Кроме того, женщины из Эллады вернули к жизни сумку Trompe L’œil Pochette, которая выходила в 2004 году. Она дополнила приталенный двубортный жакет и юбку с черно-белыми цветами, также напоминающими рисунки итальянского художника.

Коллаборация Louis Vuitton X Fornasetti (Фото: пресс-служба)

Античные статуи продиктовали не только принты, но и силуэты коллекции. Одежда получилась визуально грузной, с акцентом на верхнюю часть тела, в то время как ноги Жескьер оставил подчеркнуто открытыми, в футуристичных греческих сандалиях и присборенных кожаных сапогах. Этот поистине конструктивистский прием дизайнер почерпнул из контрапоста — техники изображения фигуры человека, при которой положение одной части тела противопоставлено положению другой. «Концепция, появившаяся в VI веке, придавала статуям динамичный шарм. С тех пор ее бесчисленное количество раз воспроизводила высокая мода, пытаясь добиться определенного стилистического напряжения», — объясняет он.

Коллаборация Louis Vuitton X Fornasetti (Фото: пресс-служба)

Среди других находок Николя Жескьера (или, как говорит сам дизайнер, раскопок) — трюмо Architettura 1951 года, которое уже после смерти Пьеро Форназетти, в 1998 году, ушло с молотка аукциона Christie's за рекордные $15 тыс. Ажиотаж был обусловлен не столько именем производителя, сколько дизайном: поверхность трюмо повторяла фасад городского здания, образцово сочетавшего современные и античные архитектурные элементы. В коллекции Louis Vuitton фасадом с окнами, из которых выглядывает историческая канва Monogram, обзавелись аксессуары: сумки Capucines и Neonoe, а также шелковый платок.

Коллаборация Louis Vuitton X Fornasetti (Фото: пресс-служба)

К своим зданиям Форназетти подбирал ключи — с замысловатыми завитками, зашифрованными монограммами и элементами геральдики. Правда, для художника они имели символическое значение: вероятно, это те самые ключи к освобождению воображения и избавлению от «ужасно хорошего вкуса», навязанного со стороны. В этом контексте вещи с принтами в виде ключей становятся самыми красноречивыми в коллекции. Среди них — объемные флисовые куртки, нейлоновые парки, платья A-силуэта, а также базовая и спортивная одежда. 

Коллекция сезона осень-зима 2021/22 эксклюзивно представлена в бутике Louis Vuitton в Столешниковом переулке до 4 июля. Коллаборацию бренда с Fornasetti можно увидеть вживую уже сейчас или оформить предзаказ на сайте или по телефону +7 800 700 50 58.

Посмотреть все образы из коллекции можно на официальном сайте Louis Vuitton.