Рождение короля: 26 июня часовой мир отмечает день турбийона
День рождения турбийона, то есть тот момент, когда Абрахаму-Луи Бреге, французскому часовщику швейцарского происхождения, пришла в голову идея решения одной чисто технической проблемы, доподлинно неизвестен. Известно лишь, что это случилось в 1795 году. В тот год Бреге вернулся в Париж, откуда бежал после революции 1792 года из-за угрозы гильотины. Полагают, что часовщику помогли дружеские отношения с Маратом, который, как и Бреге, был родом из швейцарского Невшателя. Во Францию Бреге привез несколько технических наработок, включая наброски конструкции поворотного хода: во вращающуюся под действием силы заведенной пружины каретку были помещены детали часового хода, включая баланс со спиралью, импульсный рычаг, импульсное колесо и, возможно, еще одно колесо.
По замыслу часовщика, такое устройство должно было способствовать улучшению точности хода часов. Ход механизма карманных часов меняется в зависимости от его положения относительно вертикали. Суточные отклонения (на секунды или десятки секунд) — их называют «позиционной ошибкой» — мог скорректировать искусный часовой мастер. Но дело это кропотливое и чрезвычайно затратное по времени, ведь после подгонки механизма в каждой из шести позиций часы надо было оставлять на сутки для замера накопленной погрешности. Современному часовщику помогают электронные приборы, а во времена Бреге единственным средством был «регулятор» – прецизионные маятниковые часы, по которым выставляли и проверяли время на всех производимых и ремонтируемых часах.
Придуманная Бреге вращающаяся каретка с балансовым колесом, пружиной и анкерным спуском позволяла менять центр тяжести в механизме и тем самым поддерживать изохронность колебаний баланса, выравнивая погрешности, вызванные силой земного притяжения.
Французское слово «вихрь», описывающее постоянное вращательное движение, породило термин «турбийон». 26 июня 1801 года Абрахам-Луи Бреге получил патент на свое изобретение. Рецепт борьбы с земной гравитацией был найден, но лишь немногие из часовщиков смогли им воспользоваться. Сам Бреге сумел отладить сборку капризного устройства только через несколько лет после получения патента, а всего при его жизни, то есть до 1823 года, мастерские Breguet покинули лишь 35 часов с турбийоном, из которых до наших дней дошло менее десятка.
Интерес к традиционной часовой механике возродился в начале 1980-х, после кварцевого кризиса. И на его волне многие бренды и часовщики принялись изобретать самые неожиданные конструкции турбийона. Теперь каретку стали демонстрировать преимущественно со стороны циферблата сквозь специальное окно — ведь с эстетической точки зрения устройство представляло не меньший интерес. А вот техническое предназначение турбийона довольно стремительно ушло на второй план, уступив идее восхищения красивой сложной механикой. В каких только механизмах, сочетаниях, дизайнах и исполнениях с той поры не появлялся турбийон. И этот процесс далек от завершения. Стоит только взглянуть на разнообразие свежих новинок, представленных в год 220-летия турбийона.
От ультратонкой классики Breguet Tourbillon Extra-Plat Émail Grand Feu 5367 с изысканным белым эмалевым циферблатом до декоративных часов Bvlgari Diva’s Dream Peacock Tourbillon Lumière, от «мистического» турбийона Cartier, парящего в воздухе, до сверхсложного армиллярного турбийона Les Cabinotiers Armillary Tourbillon Perpetual Calendar Planetaria от Vacheron Constantin.
Устройство, компенсирующее воздействие гравитации на работу механизма, по-прежнему считается королем часовых усложнений.