Как устроен тревел-бизнес в России, 17 июн 2021, 12:24

Ледопады, шахты, панты: что посмотреть и попробовать на Таймыре

«РБК Стиль» продолжает разведывать новые туристические маршруты, готовясь к наступившему лету. На этот раз отправляемся в Норильск и на полуостров Таймыр
Читать в полной версии
Фото: Роман Суслов

Идеи для поездок по стране — в проекте «РБК Стиль» «100 путешествий по России».

Полуостров Таймыр, пожалуй, одна из самых сложнодостигаемых для путешественников локаций. Например, железная дорога здесь локальная, она не входит в систему РЖД и действует только внутри территории полуострова. Долгое время считалось, что добраться из Москвы до Норильска на машине невозможно, так как нормальных дорог нет. Однако несколько лет назад участники экстремальной экспедиции «Остров Таймыр» смогли это сделать. На подготовленных внедорожниках они преодолели 4700 км пути за 12 дней.

Есть еще один, довольно экзотический вариант: на корабле по Северному морскому пути. Правда, придется сначала добраться до Мурманска и уже оттуда идти на судне до порта Дудинка, который расположен в 90 км от Норильска. Для начала нужно будет договориться о проезде с капитаном сухогруза, зато получите массу незабываемых впечатлений, путешествие займет 7–10 дней. К сожалению, круизные корабли ходят по СМП (Северному морскому пути) только раз в два года. Кстати, ближайший арктический круиз запланирован на август, так что можно успеть прокатиться с максимальным комфортом.

Основной способ оказаться в крае вечной мерзлоты — самолет. Сюда выполняют рейсы авиакомпании NordStar и S7. Мы отправились на Таймыр и в Норильск по приглашению города Норильска и Агентства по его развитию. В спинке самолетного кресла нас ждала шутливая памятка с рекомендациями бывалых путешественников: «Оказавшись на борту воздушного судна, следующего в Норильск, разместитесь в кресле максимально удобно. Если вы снимете обувь, это кратно повысит уровень вашего комфорта», «Если бортпроводник предложит вам алкоголь, не отказывайтесь, это поможет с комфортом провести весь полет. Но опытные путешественники на Таймыре алкоголю предпочитают чай с морошкой и обязательно берут в путь теплые напитки. Не замерзает тот, кто согревается чаем», «Разместите ручную кладь в верхнем отсеке для личных вещей, а прикорм и опарыша для подледной рыбалки — под сиденьем впередистоящего кресла». Мы так и поступили.

Важный момент: все рейсовые перелеты ночные, что дарит путешествующим целый день на Путорана или в Дудинке. И учтите, что зима продолжается до июня, а потом сразу, без предупреждения, начинается короткое таймырское лето.

Земля, озера и недра

По территории края в основном передвигаются на вездепроходимых «вахтовках» («Уралы» или «КамАЗы» с приделанным отапливаемым кузовом для пассажиров) или «трэколах» («транспорт экологический») — вездеходах с огромными колесами, которые почти не повреждают верхний слой почвы. Проехать на обычном автомобиле или автобусе можно далеко не всегда: когда дует сильный ветер, то дорогу закрывают и ждут улучшения погоды либо добираются до нужного места на тех самых «вахтовках». Нам повезло — открылось погодное окно, и мы полетели на вертолете Ми-8 на плато Путорана любоваться ледяными водопадами. Попасть туда — это как вытащить счастливый билет в лотерее.

Большая часть плато Путорана до сих пор практически недоступна для туристов из-за удаленности и отсутствия каких-либо транспортных путей. Добраться в его центральную часть можно только вертолетом. Оказалось, что плато Путорана было белым пятном на карте чуть ли не до начала XX века и мало-мальски подробные карты этого района сделали лишь в начале 1970-х годов при помощи аэрофотосъемки. Это место, включенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, завораживает своей первозданной красотой и колоссальными масштабами: практически бездонные каньоны, насквозь прорезающие базальтовые массивы, озера с кристально чистой водой, бесчисленные водопады, арктические пустоши на плоских вершинах гор.

Такой ландшафт идеален для возникновения водопадов, так как тысячи ручьев сливаются вместе и низвергаются с отвесных каменных стен сплошными потоками. Поэтому именно здесь находятся водопады-рекордсмены. «Самый большой по высоте» — Кандинский (108 м), «Самый мощный по водосбросу» — Большой Курейский. Нам повезло добраться до Иркиндинского водопада, долгое время бывшего визитной карточкой Путорана. Он сравнительно небольшой, всего лишь 27 м высотой, но чрезвычайно красив. Зимой, которая здесь длится 9–10 месяцев, водяные потоки застывают, превращаясь в огромные глыбы разноцветного льда. Эти фантастические ледопады, искрясь на ярком солнце, покрывают скалы мощным ледяным панцирем.

На плато растет лес, причем самый северный в мире. Именно лес, а не тундровые малорослые заросли. Уникальность феномена в том, что, несмотря на суровые морозы в каньонах, защищенных от северных ветров, на плато царит довольно мягкий микроклимат, в воздухе витает аромат хвои и терпкий запах кустов багульника. Хватает здесь и живности, самые интересные представители — это дикий северный олень и путоранский снежный баран. В реках полно рыбы: таймень (весом до 50 кг), сиг, хариус, голец и т. д. Правда, чтобы порыбачить, вам потребуется заранее оформить разрешение (в Таймырском районном отделе государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов в Дудинке), но зато крупный улов гарантирован. Определенный минус — мобильной связи на плато нет, поэтому необходимо запастись рациями, чтобы не терять контакт с цивилизацией.

Чтобы лучше ощутить местный колорит, нужно посетить этностойбище «Тыяха» (в переводе с ненецкого — «оленья река»). Тут можно приобщиться к традициям и быту оленеводов. Долгой полярной зимой ненцы плетут мауты (местная альтернатива лассо, которую делают из кожи животных) разных видов — для ловли домашних оленей и для охоты на диких, готовят сети для ловли рыбы и так далее. Здесь можно потренироваться в ловле оленей (нереально сложно заарканить маутом даже тренировочный столбик), посмотреть, как выделывают шкуры и вырезают украшения из бивня мамонта или рога, и попробовать оленьи панты — молодые, еще не окостеневшие рога. Они считаются у ненцев лакомством и по вкусу напоминают что-то среднее между хрящиком и копченой корочкой от сала.

До конца прочувствовать этот край можно, погрузившись в его недра. Самый известный в округе рудник «Кайерканский» был запущен еще в 1945 году (сегодня принадлежит «Норильскому никелю»). Здесь добывают каменный уголь, ангидрит, базальт и известняк. На работающую шахту постороннему попасть практически невозможно из-за правил техники безопасности. Но можно посетить открытую часть рудника — шахту «Ангидрит». Важно: на входе установлен алкотестер, который неподкупно оценивает ваше состояние, и если вчера вечер удался, то на шахту вы не попадете. После продолжительного инструктажа по правилам техники безопасности посетителям выдают спецодежду, защитные каски с фонарями и «самоспасатели» («средства индивидуальной защиты органов дыхания горнорабочих при подземных авариях») — это такая крупная металлическая фляга, которая крепится на бедре, она способна обеспечить человека кислородом в течение одного часа.

На настоящем добывающем руднике необходимо спуститься на глубину около 1,5 км, чтобы оказаться в забое. Учебная шахта работает в том числе и как тренировочный центр. Здесь обучают будущих машинистов ПДМ (погрузочно-доставочных машин) и бурильщиков шпуров. На занятия машинистов мы и попали. Будущие специалисты осваивали методы и приемы работы: первая отсечка забоя, повороты в узких пространствах, отгрузка по прямой с уклона в рудоспуск и многое другое. Кстати, работников рудника правильно называть горняками, а не шахтерами. Сотрудники «Ангидрита» показывали нам шахту, учили правильно затягивать пояса, заваривали крепкий чай и угощали «припаркой» (дневной паек, который полагается горняку на смену).

Гастрономия

Во время нашей экспедиции на полуострове прошел ряд гастрономических ужинов «Соль Таймыра». Лучшие шеф-повара, собранные со всей страны, проводили ужины в местных ресторанах, знакомя жителей и коллег с новыми гастрономическими трендами и техниками приготовления блюд. Например, шеф московского ресторана «Соль» Ольга Суздалкина делала сугудай из муксуна и запекала картофель с водорослями. Шеф калининградского гастробара «Соль» Павел Борисенко варил уху из местной рыбы с подвяленными помидорами и свежим щавелем, который он привез с Куршской косы. Чтобы понять высокий уровень гастрономического искусства приезжих шефов, достаточно вслушаться в названия блюд: «цилиндр из свеклы с кремом из юколы нерки и икрой хариуса», «сугудай из нельмы с вишневым понзу и снегом из хрена», «татаки из оленя с кедровой кашей и копченым бататом», «язык оленя со свеклой и елкой», «облепиховая баба с мисо-карамелью и морошкой» и т. д.

Шефы комментировали вынос блюд короткими объяснениями и под аплодисменты собравшихся убегали на кухню готовить дальше. Да, можно приехать в Москву, Питер или Ростов-на-Дону, чтобы попробовать кухню этих шефов, но там невозможно найти такой морозный чистый воздух, такую оленину и такую свежевыловленную рыбу.

Гастрономический фестиваль «Соль Таймыра», по словам организаторов экспедиции, планируется сделать постоянным и проводить его несколько раз в год. Теперь у нас есть еще больше поводов для того, чтобы вернуться в этот край вечной мерзлоты, девственной природы и приветливых, гостеприимных людей.